Инвалид или король?
olga_srb — 09.11.2020 В продолжение вчерашнего разговора я хочу рассказать об обсуждении, свидетелем которого стала на днях.Но сначала я хочу предупредить о том, что намерена высказываться честно и прямолинейно, а не так, чтобы налить сироп на чьи-то убеждения.
На мой взгляд, когда мы говорим о необходимости учитывать чувства ребенка и проявлять по отношению к этим чувствам такт, мы должны распространять этот принцип уважения на всех детей без исключения – и на тех, кто имеет нарушения в развитии, и на их нормально развивающихся сверстников.
Собственно, то же самое можно сказать о взрослых – уважать следует всех, а не избранных.
И когда мы ожидаем уважительного, бережного, тактичного отношения, нам следует становиться примером ожидаемого поведения, а не занимать позицию «вы – уважающие, а я – уважаемый».
И третий момент: любопытство и интерес, которые ребенок проявляет в отношении отклонений в развитии или функционировании своих сверстников, являются естественным проявлением непосредственности и любознательности, в норме свойственных всем детям.
Если, допустим, пятилетний мальчик видит другого пятилетнего мальчика в инвалидном кресле, его вопрос «а почему он не ходит сам» не стоит рассматривать как проявление грубой бестактности. И вопрос «почему он не разговаривает» - тоже.
И еще один важный момент: если для семьи больного ребенка их чадо – не только самое драгоценное, что есть в жизни, но и зачастую кумир, бог и царь, то для чужого ребенка сверстник с внешне видимыми отклонениями никак не является существом высшего уровня, которому следует поклоняться.
Для дошкольника и младшего школьника невозможность сверстника ходить и говорить является необычным и неправильным явлением, требующим уточнения причин, и в его вопросах не надо выискивать что-то негативное.
На мой взгляд, такие вопросы не требуют вычурных ответов. Достаточно просто сказать «он не может, не умеет» - и все. Уверяю вас, любознательный ребенок не потребует ни подробного анамнеза, ни вдумчивого прогноза.
Но вернемся к обсуждению, с упоминания которого я начала наш сегодняшний разговор.
Одна мама рассказала, что она страшно гордится своей сообразительностью, которую она проявляет всякий раз, когда кто-то из посторонних детей (например, гуляющих на игровой площадке) подходит к ней и, глядя на безречевого сына, сидящего в инвалидном кресле, интересуется, почему мальчик не ходит, не разговаривает и вообще «такой». «Сообразительная» мама всегда отвечает так: «Потому что он – король!».
Мне интересно: неужели она всерьез полагает, что из такого диалога ребенок сделает вывод о том, что уважать надо инвалидов, а не вельмож?
С чего он должен решить, что отсутствие речи и сидячий образ жизни – привилегия королевского уровня?
И почему вообще всяким королям полагается вести себя не так, как простым (но здоровым) людям?
И по какому праву она так пренебрежительно относится к естественному вопросу ребенка и его возможной реакции на ответ, но продолжает рассчитывать на уважение к своему больному отпрыску?
Поддержавшие мать участники обсуждения стали делиться своими жизненными наработками: отвечать «что хочет, то и делает», «не твое дело», «иди к своим родителям и спроси» и тому подобное.
Раньше я читала пост одной матери великовозрастного сына с генетической аномалией, которая рассказывала своим читателям о том, как пресекла любопытный взгляд девочки (кажется лет восьми), устремленный на ее «солнечное» чадо. Дама не нашла ничего лучше, чем высунуть свой язык, чем вызвала у восьмилетнего ребенка замешательство и желание скорее отвернуться.
И после этого дама, высоко оценивающая свое собственное поведение, считает, что окружающие должны тепло и ласково относиться к ее сыну, считая его «таким же, как все»? Как минимум, ее саму вряд ли можно уважать за подобный выпад в сторону чужого ребенка.
Настойчивые попытки добиться от общества признания ребенка с отклонениями «таким же, как все», ведут в никуда. И разговоры о том, что «за аутистами будущее» - тоже.
Будущее – за здоровыми в физическом и психическом плане людьми, которые могут и должны обеспечить комфортные условия жизни себе и тем, кто имеет проблемы со здоровьем. Ментальные инвалиды равны нормально развивающимся сверстникам во всех правах, они не должны быть лишены того, что обеспечивает качество их жизни, но парадокс заключается в том, что взятие на себя ответственности за удовлетворение их особых нужд никак не может совмещаться с одновременным признанием их такими же, не отличающимися от остальных. Если они не отличаются, то откуда берутся их нужды и наша ответственность за их удовлетворение?
Ментальные инвалиды – другие, то есть нуждающиеся в особой заботе и в дополнительном внимании.
Чтобы здоровые сверстники понимали это, надо с детства быть честными с ними, и не выдавать детей с нарушениями развития за королей, которые не пользуются речью, так как «не царское это дело».
|
</> |