Инклюзия: кто несет ответственность за результат?

топ 100 блогов olga_srb08.11.2020 Когда моя мама была девочкой, она училась в обычной женской школе в Колпачном переулке. Как и остальные ученицы, в школу и из школы она ходила самостоятельно, и даже, если бы она нуждалась в сопровождении, провожать ее было некому – родители работали от зари до заката.

Возвращаясь после уроков в холодную, нетопленную квартиру (печное отопление – не детская забава), она сама разогревала вчерашний суп и садилась за уроки, прижимаясь к шерстяной скатерти, который был накрыт рабочий стол.

Возможно, эти условия жизни, характерные для послевоенной Москвы, были причиной и ее частых ангин, и легкой зависти к одной девочке, которую в школу и из школы провожала бабушка.


Эта девочка была слабовидящей. Сказать, в какой степени – сложно, поскольку, с одной стороны, на носу были очки с толстыми стеклами, а с другой – ученица свободно перемещалась по школе без провожатых.

Конечно, маленькая мама завидовала не слабому зрению, а той заботе, которой эта девочка была окружена: ее красивым ботам, теплым пальто, мягкой булочке на завтрак и неторопливой прогулке под руку с воркующей бабушкой, которая охотно несла портфель любимой внучки.

Возможно, бабушкино присутствие было необходимостью, но не исключено, что – перестраховкой. Как бы то ни было, но все дети знали, что их одноклассница не такая, как они, и принимали этот факт как данность. Ни насмешек, ни притеснений в адрес девочки не было, но ее слабое здоровье не маскировалось, а ограниченные (насколько?) возможности не скрывались.

Когда в школе училась я (это период с середины семидесятых до середины восьмидесятых годов), слово «инклюзия» никто не произносил. Более того, дети с нарушениями в развитии (на тот момент официально они назывались аномальными) получали образование в специализированных школах по программам, адаптированным под их возможности.

Между тем в нашем обычном классе периодически появлялись ученики, имеющие видимые отличия от сверстников, причем эти отличия касались не физического развития, а умственных и поведенческих особенностей.

Около года вместе с нами учился мальчик Яша (помню даже его фамилию), которого поначалу постоянно пересаживали с одной парты за другую в надежде повысить обучаемость. Конечно, от перемены мест сумма его знаний никак не менялась, и даже присутствие при ребенке взрослого (сейчас бы его назвали тьютором, а тогда это была мама или няня) не спасало ситуацию.

Мы, обычные дети, не проявляли к Яше активного интереса, во-первых, потому что между нами была преграда в виде сопровождающего лица, во-вторых, потому что мальчик был очень замкнутым. Правда, иногда Яша совершал какие-то странные действия (сейчас я понимаю, что это были стереотипии) или говорил глупости (очевидно, что уровень его умственного развития был ниже возрастного), но его не дразнили, не обижали, а просто обходили стороной.

Когда в середине четверти Яша исчез, полегчало только той девочке, которая сидела за соседней партой: Яша часто пукал, чем причинял ей душевное беспокойство.

Были у нас и другие «инклюзивные» одноклассники, которые внезапно появлялись и исчезали. Отношение к ним было спокойно-равнодушным вне зависимости от того, находился ли при них какой-то взрослый. Мы догадывались, что Вася/Юра/нужное_вписать не такой, как все, и что с ним лучше не связываться. Даже если сам Вася/Юра/нужное_вписать провоцировал конфликты, мы проявляли сдержанность и осторожность.

Думаю, что такая настороженно-наблюдательная позиция, которая формировалась не под давлением педагогов, а сама по себе, является естественной для детского возраста. Одноклассникам с физическими проблемами мы помогали, а вот сверстников с ментальными нарушениями держали на внутреннем расстоянии.

Никто не называл их ни особенными, ни солнечными, ни инвалидами, ни сумасшедшими, ни умственно отсталыми, но и нарочито не замечать их отклонения от нас не требовалось.

Инклюзия – одновременно простая и непростая вещь. Казалось бы, что проще: снять все преграды, объединить детей в одну группу вне зависимости от уровня психического развития (про физические нарушения я не говорю – тут нет сомнений, что ребенок должен учиться со здоровыми сверстниками и рассчитывать на то, что среда будет приспосабливаться к его нуждам).

В то же время любой ответственный взрослый понимает, что нормально развивающиеся дети играют с теми, с кем им интересно, имеют право выбирать себе круг общения и не должны использоваться в качестве развивающей среды для сверстников с нарушениями в развитии. Ждать от ребенка полного понимания и учета особенностей больного сверстника, бесполезно. Этому надо учить, но учить грамотно и аккуратно.

И взять на себя труд такого обучения должны все взрослые, включая родителей детей, чье развитие отклоняется от возрастных стандартов.

Несмотря на то, что переход из категории «здоров» в категорию «болен» может случиться с любым человеком, пропасть непонимания между больными и здоровыми сохраняется и увеличивается.

Эта пропасть – результат совместных усилий и взаимного отторжения.

Родители детей с нарушениями в развития – не инопланетяне, а такие же члены нашего общества, как и родители, воспитывающие нормативно развивающихся детей. И они в той же мере, что и остальные, несут ответственность за отношение к слабым и нуждающимся в поддержке.

Но об этом завтра…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Непременный атрибут каждой демонстрации американской военной авиатехники на международных выставках - фотографирование пилотов ВВС США с местным населением. Военные летчики США демонстрируют широкую улыбку и показное дружелюбие к аборигенам - даже если знают, что в скором времени их при ...
Действующие лица:Королевская принцесса Анна, её муж Тимоти Лоуренс, экс-муж Марк Филлипс, Великобритания. 1-е фото Анна еще замужем за Марком, ---------------- источник- ...
Вчера в комментариях у моего френда padolski возник разговор о китайском акробатическом балете "Лебединое озеро". Тема довольно старая, сама на него ходила 31 марта 2007г. Билеты на середину партера были по 60 баксов, неслабые деньги, если бы не мои сбережения, то не смогла ...
Генерал Гурылев, в прямом эфире Владимира Соловьева предлагает ликвидировать писателя Бориса Акунина. Даже не знаю что сказать по этому поводу. Как это квалифицировать, как призывы к убийству, к внесудебной ...
Клиническая классификация пациентов поликлиники, мысли популярного автора после попытки его убить, парадоксы жизни в современном Иране, правда и вымысел о великом писателе, история музыки — обо всем этом расскажет наша подборка новинок издательского рынка. Даниэль Дефо: факты или ...