
Реальные проблемы России. Образование


Впрочем, как уже говорилось, есть и другая точка зрения. Согласно которой образование обваливается катастрофически – настолько, что уже сейчас его практически нет. Интересно, что одной из особенностей людей, убежденных в этом, является полное неприятие пресловутой системы ЕГЭ – а точнее, убежденность в том, что этот самый экзамен представляет собой «самого главного убийцу» российского образования. Причем, данное убеждение оказалось настолько широко распостранным, что это даже породило особый мем: «жертвы ЕГЭ». Под которым подразумеваются люди, имеющие нулевой уровень знаний.
Правда, по неким таинственным причинам очень часто оказывается, что ситуации, в которых проявляется безграмотность указанных «жертв», мало чем отличается от ситуаций, в которых участвуют люди, получившие школьное образование до 2009 года – когда и было введено ЕГЭ. Или даже, до 1991 – когда произошло сами знаете, что. И поэтому обвинять пресловутый «единый экзамен» в том, что он виновен в «катастрофическом оглуплении» населения – как это принято в «патриотической тусовке» - само по себе выступает колоссальной глупостью. Да и вообще, восприятие происходящего в образовании, как «ужас! ужас! ужас!» - давно уже сделал «патриотов» (а «антиегисты», как правило, позиционируют себя именно так) предметом насмешек – поскольку каких-либо ужасных последствий данного процесса для нашей страны не заметно.
* * *
Нет, конечно, если сравнивать современное положение с 1990 годами – когда высшее образование требовалось для устройства дворником, а инженер или учитель считались «человеком без профессии» – то можно увидеть, что да, подобной «халявы» больше нет. И нанимая специалиста, приходится – о ужас! – платить ему деньги. (В отличие от указанного времени , когда очень часто за работу «платили» талонами на питание в местной столовой и получение продуктов в местном магазине. Причем продукты эти всегда были крайним гов…ом.) Однако, в целом, для существующей экономической системы нынешний образовательный уровень вполне достаточен. И все глубокомысленные сентеции разнообразных владельцев предприятий о том, что «мало инженеров», «мало рабочих» и т.д. – в реальности указывают лишь на патологическую жадность этих владельцев. Тем более, что и сейчас заработная плата большинства рабочих далека от идеала – медианная зарплата в стране составляет порядка 32 тыс. рублей. (Т.е., примерно такую суммы получает большинство работающих: рабочие чуть поменьше, инженеры несколько выше, но порядок примерно одинаков.)
Наверное, тут не надо говорить, что ни о каком «катастрофическом дефиците» данное положение не свидетельствует, поскольку если бы указанный дефицит было, то речь шла бы о иных суммах. (Кстати, иногда какие-нибудь дефицитные специальности все же требуются – и там зарплаты оказываются в разы выше «средних по стране». Но это происходит именно «иногда».) Поэтому можно сказать, что никакого ужаса, и никакой катастрофы с образованием сейчас нет – и пресловутое мнение о гибельности ЕГЭ в реальности существует только среди «сетевых патриотов». Более того – в последнее время «апологеты режима» получили множество аргументов, позволяющих им не только успешно «громить» все «патриотические» агитки (вроде семинского «Последнего звонка» - но и переходить в наступление. Показывая, как вырос образовательный уровень страны не только по сравнению с 2000 годами – но даже с советским временем.
О чем свидетельствуют, например, факты побед наших школьников и студентов на различных олимпиадах – при том, что еще лет десять назад с этим было весьма грустно. Или то, что выпускники наших вузов (некоторых) легко находят работу на Западе. Или то, что «наука в стране развивается, инновации внедряются» и т.д. – впрочем, это тема уже отдельного поста. Впрочем, тут сразу можно сказать, что все указанные факты на самом деле существуют, и спорить с ними довольно сложно. («Патриоты» это делают – но выглядит подобный спор крайне слабо.) Так что может показаться, что никакого кризиса нет.
* * *
Однако – как уже говорилось – реальные проблемы в стране имеют не краткосрочную, а долгосрочную природу. Для которой текущая ситуация – это только один миг, а реальные процессы происходят не годами даже, а десятилетиями. А самое главное – этот самый «миг» может показывать тенденции, которые полностью противоположны тенденциям глобальным. Так вот: именно это и происходит в образовании. А точнее – в «образовательной системе», поскольку речь стоит вести именно о системе, т.е., о некоей самоподдерживающейся «конструкции», которая может выполнять свои функции при значительном изменении внешних условий. Почему это главное? А потому, что говоря о деградации образования, стоит понимать, что речь тут идет именно о деградации ее «системности» - т.е., указанной выше «независимости от среды».
Для которой все эти победы на олимпиадах, высокий рейтинг выпускников школ и вузов, и даже способность выполнения ими квалифицированного труда, по существу, не являются признаком «успешности». Поскольку все это сейчас чем дальше – тем больше становится следствием вовсе «общесистемных качеств» российского образования, а совершенно иного. Скажем, я уже приводил пример тех же «олимпиадников», которых, во-первых, набираются из отдельных «элитных» школ. А, во-вторых, в дополнение к этому «натаскиваются» особыми командами педагогов – чаще всего вузовских. (Это относится даже к тем, кто выходит на «всероссийский уровень», ну, а для победителей международных соревнований в подобном даже сомнений быть не может.) То есть: формально входя в «образование», эти люди в реальности оказываются входящими в совершенно иные структуры, которые, собственно, и обеспечивают из успех.
Впрочем, данный аспект есть самая верхушка айсберга «особых отношений», который охватывает не только «олимпиадников», но и вообще всех способных детей. Которые оказываются способными только благодаря тому, что их родители тратят на данную задачу все свои силы. Начиная с обязательного в современной школе найма репетиторов и заканчивая обеспечением участия их в пресловутых олимпиадах и конкурсах. Кстати, начинается это еще до школы – в первый класс которой еще надо поступить. (В том смысле, что все «хорошие» учебные заведения, как правило, проводят отбор учащихся. И хотя формально никто не может запретить ребенку учиться «рядом с домом», но в реальности подобная возможности есть не у всех – начиная с того, что в районе просто может не быть мест, и заканчивая разным уровнем образовательных учреждений.)
Более того – практически вся современные учебные программы ориентированы на то, что дети должны уметь читать и писать еще в дошкольном возрасте. А главное – что они должны уметь организовывать свое время, которого у современных первоклассников стало намного меньше, нежели лет тридцать назад. В итоге если родители не позаботились о том, чтобы выработать у ребенка умения учиться, то уже в начальной школе ему оказывается очень и очень тяжело. Отсюда становится понятным, что значительная часть детей – родители которых вынуждены работать для обеспечения своего выживания, и свободного времени и денег на «дошкольное образование» почти не имеют – «отбрасывается» уже на данном этапе. Дальше же становится еще хуже. И дело даже не в том, что современные школы – а тем более, школы «статусные» - часто требуют неких дополнительных плат. (С этим сейчас борются, но без особого результата.)
* * *
А в том, что современная образовательная система целиком и полностью оказывается «завязанной» на родителей. От которых, собственно, и зависит: наберет ли школьник нужное количество знаний, достаточное для поступление в вуз – или нет. Кстати, все-таки затрону пресловутое ЕГЭ, и отмечу, что главные проблемы данного экзамена в реальности противоположны тому, что обычно упоминается «патриотами». В том смысле, что основная беда его состоит не в том, что «ЕГЭ для тупых» - как это заявляют «патриоты». А совершенно наоборот, поскольку пресловутые «тесты» сейчас касаются только «первой части» экзамена. Решение которого может свидетельствовать лишь о том, что прошедший его – не дебил. (И больше ничего.) «Настоящие» же задания, которые требуются для поступления в «приличный вуз», на самом деле оказываются не просто сложными – а очень сложными. А главное – не разбираемыми школьными учителями. (Последние прямо заявляют: «школа не обязана научить ребенка сдаче ЕГЭ, она должна только обеспечить его проведение». Так было, например, сказано моим родственникам в Нижнем Новгороде.) В результате для того, чтобы поступить в учебное заведение, дипломы которого хоть как-то котируются, учащийся вынужден дополнительно заниматься с репетиторами.
Наверное, большинство уже поняло: в чем проблема. В том смысле, что образовательная система сейчас системой не является, поскольку может выдавать хоть какие-то результаты только при «внешнем воздействии». Например, при желании властей «показать класс» в тех же олимпиадах. (Для чего выделяются особые «команды», натаскивающие школьников.) Или при желании родителей дать своим детям образование. Поскольку вне этого результат будет полностью нулевой. Наверное, тут не надо говорить, насколько это отличается от советских времен –где роль этих самых «внешних» - и, в первую очередь, «родительских» - факторов в указанном процессе была минимальной. В том смысле, что тогда никому не приходило в голову не только тратить свои деньги «на образование», но и вообще сколь либо серьезно заниматься данным процессом. (Ну, можно было выпороть нерадивого ученика за двойки – но не более того.) Все это делала образовательная система – почему она и могла считаться системой.
Да, разумеется, можно сказать, что в ней не все было идеальным – а точнее сказать, уже к 1980 годам советское образование оказалось в серьезном кризисе – однако до самого конца страны свою главную задачу: выпуск «пригодных к квалифицированной работе кадров» она выполняла. Сама, вне всякого воздействия «извне». И даже в конце 1980 годов сын «одинокой технички из провинции» имел все возможности поступить в столичный вуз. И поступал! (Ну, за исключением МГИМО, конечно, попасть в которое «с улицы» было невозможным. Но данное учреждение всегда было несоветским, а точнее, антисоветским.) Тогда, как сейчас совершенно очевидно появление финансового и «образовательного» (для родителей) «ценза» - т.е., роста разделения между теми семьями, где могут позволить себе «заниматься детьми», и теми, кто это сделать по каким-то причинам неспособен.
* * *
И вот тут-то мы и подходим к самому главному. К тому, что как раз данный аспект и является самым критичным для нашей страны. В смысле, что он, в сущности, начинает определять: сохранится ли Россия, как развитое государство, или будет отброшено в сторону дикости и варварства – во всех смыслах слова. Дело в том, что образовательный уровень, обеспеченный только усилиями родителей – это верный путь деградации. (И одновременно – верный ее признак) Поскольку очевидно, что повышаться он не может – хотя бы с учетом того, что количество детей в тех семьях, которые ими «занимаются», как правило составляет 1-2. (Многодетные семьи, которые тратить силы на что-то, кроме выживания, давно уже стали редкостью.) А значит, даже в самом лучшем случае, говорить о «воспроизводстве» образованных людей не приходится – и они будут постепенно сходить «на нет». В результате через два-три поколения все результаты успехов СССР в образовательном плане окажутся изжитыми – и Россия, фактически, вернется к ситуации 1913 года. Когда существует относительно хорошо образованная элита – и огромная «темная масса» с 3 классами ЦПШ. (В лучшему случае.)
Наверное, не надо тут говорить, что это значит для страны и для ее экономики. (Впрочем, если кто не понимает – то пускай вспомнит, насколько само ее существование обеспечивается наличием того же современного вооружения. Производить которое «дикие крестьяне» совершенно неспособны.) Причем, произойдет подобная деградация именно при относительно хороших «локальных результатах» -т.е., победе «олимпиадников», высоком рейтинге студентов и т.д. (Как это и было в Российской Империи, где существовал прекрасно образованный слой –и все!) А главное – что относительно высокий «средний результат» сегодня этому процессу помешать оказывается совершенно неспособным. Более того – он банально не дает увидеть указанной проблемы, давая возможность «сторонникам режима» тупо отрицать происходящее. (Причем, в полной уверенности в том, что они делают это для «блага России». Дескать, не дадим очернить нашу прекрасную Родину.)
Ну, а когда «ударит» - то будет уже поздно, поскольку для ликвидации проблемы просто не будет людей. Впрочем, говорить об этом надо уже отдельно…
P.S. Кстати, понятно, что все вышесказанное относится не только к нашей страна - а точнее, не столько к нашей стране.
|
</> |
