О французском "чуде"
bigdrum — 09.01.2023Ютуб подогнал вот такую вот фильму. Так и хочется сказать - штука классная, надо брать! :) На самом деле все немного не так радужно, но - спасибо за технические подробности, есть с чем повозиться...
Будем считать, что танк хорош (французы так считают, по крайней мере). Однако давайте говорить прямо - в перечне кампаний, где танк себя проявил, я не встретил ни одной с хорошо поставленной ПТО у противника. Самым серьезным противником можно считать Ирак, однако без превосходства в воздухе, с непрерывной авиаразведкой и артиллерийской поддержкой у альянса, иракцы объективно не могли противопоставить ничего стоящего мобильному, владеющему инициативой, информацией и огневым превосходством противнику.
Иными словами, против папуасов, при умелом применении, тачанка хороша.
Почему у французов получилось то, что не получилось у СССР и России (намекаю на Спрут-К)?
Причина очевидна на фото. Спрут-К - это БРОНЕАВТОМОБИЛЬ, управляется по-автомобильному. 10-ка - это танк, управляется по-танковому. Соответственно, у нас возникают некоторые нехорошие вещи...
Рулевое управление воспринимает удары от неровностей дороги первым. И соответственно, должно выдерживать их на любой скорости. Однако шкворневый механизм поворота колеса - он как бы достаточно тонкий. Нежный. И не любит деформаций. Более крепкий механизм требует более массивной конструкции, но все равно - остается крайне нежным. В противовес этому неподвижно установленное колесо, к примеру, в мостовой схеме, обладает прочным и объемным креплением.
Внутри моста проходит вал, а сам мост - это такая трубень большого диаметра, которая уже обладает прочностью формы. Если же взять независимую рычажную подвеску, то для неуправляемого колеса там уже пара шкворней вместо одного, и часто пружина амортизатора заведена прямо на диск ступицы колеса. При той же массе такая конструкция куда крепче, нежели вывешивание ступицы рулевого колеса на единственном шкворне. Если же взять поперечный торсион с ведущей передачей - то мы получаем крайне прочный конструктив, хотя таким колесом уже повертеть в стороны не получится.
Резюме - неуправляемые колеса позволяют более прочную конструкцию подвески.
Что это значит?
Это значит, что если управляемое (рулевое) колесо надо по возможности разгрузить, что удлиняет колесную базу - то неуправляемое колесо можно не разгружать, сделав колесную базу короче. А сделав колесную базу короче - мы облегчаем поворот по-танковому, вращением колес борта. При более высокой прочности колесного движителя в целом.
В БТР ходовая ограничена по прочности механизмами поворота передних колес, отчего нагрузку надо переносить ближе к корме транспортера. При этом габариты машины получаются больше, и масса возрастает, также страдают и авиатранспортные свойства.
Фактически французское чудо - это отечественная БМД, где вместо гусеницы сделали три колеса на борт, и полный привод. Благодаря такому подходу уменьшили длину машины, достигнув приемлемых показателей маневренности и устойчивости на ходу, при высоких интегральных показателях прочности ходовой, лишенной "слабых мест". Также равномерная нагрузка на оси дает равномерный износ, и следовательно, долговечность, резины, что немаловажно в эксплуатации.
Итак. Французы достигли прочности ходовой, необходимой для работы с орудийной отдачей, путем устранения "слабого звена" - рулевой пары.
Следующий момент. Компактный двигатель. Высокооборотный двигатель малых размеров. Естественно, с отечественным танковым дизелем не сравнится ничто, в том числе по пылеустойчивости и надежности - но высокооборотный малогабаритный дизель в данном случае принципиален. Ибо при ограничении ширины машины, возникающем естественным образом, вопрос сокращения колесной базы уже вопиет, и возить с собой слишком большой двигатель ну никак не годится. А вот турбодизель с интегрированным редуктором, и сцеплением уже после понижающего редуктора - вполне компактен.
Следующий момент. Резина. Прекрасно понимая, что на обычных шинах много не навоюешь - французы взяли ну очень прочную резину. Есть такая теория, что оная резина не просто большая и толстая, с кордом по самое не балуйся, и не только крутится - но еще и дает часть бронезащиты. Оттого корпус внутри получился узкий. Тесный и неудобный, как для таких габаритов. Но тут уже - шашечки или ехать.
Общая высота машины. ОБщая высота машины удивительно невелика. Легко видеть, что высота борта лишь немного больше диаметра колеса. Машина может приподняться на гидропневматической подвеске, с целью повышения проходимости (и это хорошо даже в неплавающем варианте, для преодоления водной преграды вброд), однако на видео мы видим, что она ездит, и самое главное - стреляет - вот в таком вот присевшем состоянии. При этом, очевидно, роль амортизаторов выполняют пневматики. Да, износ. Однако - резину можно и поменять, не так ли?
Итак, упрощенный, максимально компактный и прочный конструктив, с низким центром тяжести, и облегченным верхом - даже орудие было облегчено по максимуму. Пишут в этих ваших Интернетах, что и стреляет оно специальными снарядами, что конфликтует со сказанным в фильме о совместимости с боеприпасами НАТО, и тут уже надо смотреть более точно.
Резюме.
Французы делали ТАНК. А Спрут-К так и остался БТР-ом...
Насколько хороша эта машина, к примеру, в сравнении с 2С9 Нона? С точки зрения проходимости, гусеницы естественно, лучше. Однако с точки зрения износа дорожного покрытия - француз выигрывает. Он бережет дорогу. С точки зрения скорости он быстрее (на хорошей дороге), у него скорее всего, расход ниже.
Касательно противотанковых свойств француза не все ясно. Особенно с учетом того, что он может повстречать на Украине. Паспортные цифры, в общем, не впечатляют. Неясно, как у него со стабилизацией орудия. А вот способность держать удар у него, по сравнению, с танком гусеничным, просто никакая. Да и любая из использующихся сейчас на Украине танковых пушек кроет его, как бык овцу...
Пожалуй, есть три главных качества, которые у него лучше, чем у гусеничной техники. Низкие эксплуатационные расходы, бережное отношение к дороге и меньшие дымы на больших оборотах. Ну и - способность своим ходом появиться там, где он нужен, и быстро свалить, если станет слишком жарко (при наличии дороги). Что с учетом повышенной способности к преодолению водных преград вброд требует внимания.
.
|
</> |