Синемафилическое
bigdrum — 25.12.2022Сподвигло меня посмотреть еще один русский фильм. "Тень: Взять Гордея" (2022).
Ну, что могу сказать...
Первое что мне не понравилось - перепевка на современный лад "Мгновений". Активно не понравилась. Все-таки певица совершенно не думала, что именно она исполняет. К сожалению, нынешняя молодежь начисто лишена, в основной массе своей, эмоционального опыта серьезности. Вот закосить под джаз, или под блюз, или под диско, потому что этот эмоциональный опыт имеется в наличии - может. Знает, как петь, что чувствовать, чтобы слова не звучали тупой фанерой, а вот вникнуть в смысл песни, в то, что стоит за словами - совершенно никак. Абсолютно. Что бы не пели - выходит попса.
На самом деле песня Тариведиева и Рождественского вовсе не о разведчиках. Или контрразведчиках. Она о другом. Эта песня - об ответственности. О том, чтобы прожить жизнь не зря. Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Эта песня поколений, выросших и воспитывавшихся в СССР, это песня рабочих и конструкторов, учителей и врачей, колхозников и моряков. И естественно, разнообразных военных. Но главное в ней вовсе не слова "свистят как пули у виска", в СССР даже шутка была по поводу всяких царапин - "бандитская пуля" - а именно осознание и переживание своей ответственности за мгновения своей жизни. И если это осознавание происходит в ритме джаза или блюза, или диско, или попсы - мне очень и очень жаль.
Лучше бы поставили "Наша служба и опасна и трудна" - она попроще, и точно ложится на сюжет.
Далее. Приведу кусок описания к фильму с сайта:
По словам сценариста Ильи Куликова, импульсом для идеи стала история о том, как шпион передавал данные. Ее Илье поведал товарищ, который служит в контрразвездке. Куликов писал сценарий около полугода.
И в отношении этого мну тоже испытал некоторое количество отрицательных эмоций. Ну во-первых потому, что история с шпионским камнем давно широко известна, а во-вторых, контрразведчик, который рассказывает режиссеру художественного кино нерассекреченные данные, заслуживает внимания своей конторы. Ну и потом, что значит рассказал - сидели, бухали, и тут бывший контрразведчик и подмигивает... Давай, мол, я расскажу тебе, режиссер, о том, как шпион данные передавал... :)
Да, после этого можно писать сценарий полгода. Вполне. Приходя в сознание изредка...
Когда снимались соответствующие фильмы в СССР, съемки курировались Конторой. Как правило, люди с железными нервами напрягали лицевые мышцы, дабы сохранить спокойный вид перед режиссерским "я так вижу". Но иногда - как например, в случае с "17 мгновений весны", источник вдохновения был достаточно неплох, в смысле - романы Юлиана Семенова весьма качественно написаны. Отчего и фильм получился что надо... Сегодня, к сожалению, съемки подобных фильмов проходят так же, как и всех остальных. Отчего и получается то, что получается.
Главный герой напоминает Джейсона Борна. Думаю, это не случайно. Это сделано, чтобы сформировать определенный шаблон отношения - короче, манипуляция зрительской аудиторией. Чтобы продемонстрировать какие-то эмоции героя, опираясь на заученный образ...
Вот пересмотрите "17 мгновений" - и поразитесь, какое богатство эмоций демонстрирует герой Тихонова. Вроде актер ничего не делает, но если присмотреться, то мы можем увидеть очень широкую гамму эмоциональных состояний, и все это - реалистично, и достоверно, и полностью соответствует истории героя. Так вот. В рассматриваемом фильме герой периодически истерит.
Мне приходилось видеть, как контрразведчик психует, в реальности - поверьте, это происходит совсем не так.
Касательно наружки. Принципы основные, которые всем известны по литературе многочисленной - изложены верно, но естественно, с точностью до реализации. На самом деле все не так драматично, гораздо более профессионально, и вообще, вся эта "наружка" в кино - это голливудщина чистой воды.
Наконец, одно слово о сюжете. СПОЙЛЕР, ЛУЧШЕ ПОСМОТРИТЕ ФИЛЬМ.
Контакт контрразведчика, курирующего предприятие - оказывается врагом. Ребята, это такой чудовищный проеб, что просто писец. Электроника - наука о контактах, и контакты надо содержать в чистоте. Если бы товарищ герой банально отрабатывал бы своего контакта в профилактических целях, а еще лучше, если бы контакт отрабатывала Контора - нихера бы подобного не случилось, что в фильме показано, понимаете?
Короче. С точки зрения осмысленности фильм несколько не выбивается из общего фона. То есть - находится примерно на том же уровне, что и всякие бондианы с борнианами. Даже "Спящие" в этом смысле интереснее (хотя там тоже косяки сплошняком), потому что там тема более серьезная, и как показали события последних лет - весьма актуальная.
Однако с точки зрения современного кино фильм откровенно хорош. Во-первых, он качественно сделан. С точки зрения композиции, с точки зрения света, с точки зрения звука - вопросов нет. Подбор актеров тоже неплох (хотя как вы понимаете, сотрудников не так отбирают). Есть действие, динамика, живенько все так, даже сиськи присутствуют, причем именно в нужном объеме - чтобы не мешать основной линии сюжета. Есть юмор. Вот честно - есть юмор, и мне понравилось, поржал.
Короче.
Это не фильм о шпионах, это не фильм о контрразведке, это фильм о том, как режиссер видит шпионов и контрразведку - и выясняется, что видит он ее вовсе не так плохо и убого, как можно было бы ожидать. Если вы не ждете от фильма, что он будет шедевром - вы получите массу удовольствия.
К просмотру рекомендуется.
.
|
</> |