Гхм...
bigdrum — 15.12.2022Утечка на корабле "Союз МС-22" впервые была обнаружена 15 декабря в 00:45 по Гринвичу, примерно за 1 час 40 минут до того, как члены экипажа Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин должны были начать выход в открытый космос продолжительностью 6 часов 40 минут. Он был отменен уже после того, как космонавты надели скафандры и сбросили давление в шлюзовой камере. После этого им пришлось вернуться на МКС.
Судя по видео утечки, конкретно так сифонило...
Система терморегулирования предназначалась для поддержания температур конструкции, оборудования и газа в отсеках в заданных пределах, система обеспечивала баланс внутренних и внешних тепловых потоков, выравнивала температурные поля на корабле, осушала воздух в жилых отсеках, использовала воздушное охлаждение приборов и сбрасывала излишнее тепло через наружные радиаторы на агрегатном отсеке. В её составе было два контура терморегулирования: внутренний и внешний, связанные теплообменниками.
Иными словами, речь идет о радиаторе системы терморегулирования на агрегатном отсеке.
Пока Союз подключен к станции, его аппаратура в основном выключена и обесточена, и он вентилируется СЖО станции, благодаря чему поддерживается низкая температура - все нормально. Однако нужно учитывать вот еще что. При отделении от станции в аппарате будут трое горячих парней, СЖО будет работать, аппаратура управления будет работать, и все это должно работать (то есть выделять тепло) как минимум до момента отделения отсеков - то есть, в течении пары часов. А сбрасывать излишнее тепло как бы некуда, радиатор "выключен"...
Нет, это не "паника-паника-паника", это техническая проблема. Просто в космосе все технические проблемы в конечном счете выглядят драматично...
Как можно решать?
1. Перед отделением захолодить корабль.
2. Работать в корабле с выключенной системой кондиционирования.
3. Использовать бытовой отсек в качестве радиатора для спускаемого аппарата. То есть, возможно, предварительно сняв теплозащиту с бытового отсека КК Союз для лучшего излучения тепла в космос, производить отделение от станции с открытым переходным люком между бытовым отсеком и спускаемым аппаратом, при вентиляции спускаемого аппарата в бытовой отсек, с целью охлаждения циркуляцией потока. Закрытие люка между отсеками корабля проводить силами экипажа после отделения и отхода от станции - то есть так, чтобы период тепловой автономности спускаемого аппарата допускал безопасную работу систем СА и пребывание в нем экипажа вплоть до земли.
4. Задействовать минимум систем, необходимых для спуска. Схема посадки должна выбираться исходя из минимального времени автономности корабля.
5. Экипаж должен сократить время пребывания в корабле, в частности - размещаться в корабле уже в скафандрах, непосредственно перед отстыковкой, после предварительного захолаживания готового к отлету корабля средствами станции.
Для оценки возможности такой схемы возвращения можно провести исследования и тренировки, заключающиеся в размещении на борту КК источников тепла соответствующей мощности, измерений и оценки теплового воздействия на экипаж и аппаратуру КК теплового режима в течении времени, необходимого для возвращения на Землю.
Выглядит сложно, но на самом деле вполне реализуемо.
Что касается "сифона", то мы здесь имеем картину массивного выброса. Ориентировочно, через трещину площадью порядка четверти миллиметра или половины миллиметра. Это слишком мало для того, чтобы стать результатом "вылетевшей прокладки", и слишком много для того, чтобы быть результатом просачивания через сварной шов, например.
Возможно, это микрометеорит.
Если это микрометеорит, то повреждение должно находиться на внешней сторонне конструкции агрегатного отсека КК, и было бы весьма интересно провести осмотр с помощью камеры манипулятора ЭРА.
УПД. Вот что еще пришло в голову.
Планируется запуск Прогресса и еще одного Союза. Поскольку аппараты имеют запас топлива, можно осмотреть место утечки в телеоператорном режиме камерами кораблей, подведя их к месту утечки. Возможно, есть вариант установить камеры высокого разрешения перед стартом?
И еще одна идея. Учитывая историю с Сигнусом, батарею которого так еще и не осмотрели, и вот это вот происшествие с Союзом, возникает вполне рациональная идея иметь на станции экспедиционный аппарат. То есть спутник, который будет парковаться-запитываться от гнезда манипулятора (например), и служить для внешнего осмотра станции. По принципу, отстыковался - подлетел - осмотрел - вернулся.
.
|
</> |