Бомбардировщик, которого не существует
bigdrum — 03.12.2022Короче, они его выкатили...
Далее я наделал кадров с трансляции презентации. Поскольку на видео они дали всего один ракурс - соответственно, все фотографии практически одинаковы.
Оцените размеры самолета. Он стал существенно меньше, чем его предок Б-2.
Оцените крутку крыла. Она визуально стала больше.
Оцените изменения в конструкции воздухозаборников, ниже для сравнения вид с того же ракурса Б-2.
И еще пара фоток чтобы оценить размер и геометрию...
Давайте просуммируем увиденное.
Начнем с корпуса. Б-2 был классическим "летающим крылом" с аэродинамически чистой нижней поверхностью. При этом кабина пилотов и воздухозаборники сильно выдавались сверху. Очевидно, при облачении спереди, то есть стационарными радарами или радаром на одной высоте с Б-2, воздухозаборники "засвечивались".
В Б-21 нижняя поверхность крыла получила центральный наплыв, аналогичный нишам шасси современных самолетов, в поперечном плане напоминающий сечение корпуса Ф-22, только угол другой. Несомненно тут сыграли наработки в области современных авиалайнеров в области аэродинамики наплывов для ниш шасси и конформных баков. То есть можно ожидать, что коэффициент сопротивления у такого конструктива хороший. Кроме того, в связи с опусканием двигателей в крыло и выпячиванием нижней части у нас получился "несущий корпус". То есть, аэродинамика Б-21 - это несущий корпус с законцовками крыла, имеющими плавное сочленение.
Благодаря опусканию кабины и воздухозаборников в крыло у нас получилось меньшее сечение воздухозаборников и кабины. Более того, сами воздухозаборники получились плавными, с плавными обводами, а переднее сечение их стремится практически к нулю. Таким образом, с точки зрения ЭПР, все выступающие части самолета были "спрятаны", и ЭПР формы у Б-21 существенно лучше, нежели у Б-2.
Поскольку у нас получилось не сколько крыло, сколько несущий корпус, законцовки крыла работают несколько иначе. Прежде всего, они являются своеобразными "винглетами" для несущего корпуса. Значительная часть подъемной силы формируется центропланом, а формируемые им вихри гасятся на законцовках. То есть, "крылышки" здесь имеют небольшое значение с точки зрения подъемной силы, но огромное - с точки зрения формирования картины обтекания.
Крутка крыла имеет значение с точки зрения продольной устойчивости, с одной стороны, и с точки зрения индуктивного сопротивления, с другой. На крейсерском режиме при крутке, выводящей законцовки в поток с нулевым углом атаки, у нас индуктивное сопротивление должно стремиться к нулю, что дает экономичность и дальность. Здесь, очевидно, реализована эта идея. Очень жаль, что мы не видели машину в плане, но если он подобен Б-2, то это имеет место быть.
Таким образом, переход к компоновке с интегрированной аэродинамикой и несущим корпусом позволил "спрятать" воздухозаборники и кабину, сделать ЭПР самолета более "плоской", сохранив при этом (и даже улучшив) показатели незаметности.
Теперь обратим внимание на размеры самолета. Самолет откровенно небольшой, кабина по размерам сопоставима с кабиной Су-34. Отсюда можно делать выводы по условиям обитаемости и длительности полетов, а также о применяемых двигателях. Двигатели естественно, бесфорсажные с высокой степенью двухконтурности.
Исходя из размера и расположения интегрированных воздухозаборников можно предположить следующее.
На взлете избыточный размер приемника воздушного потока позволяет скомпенсировать падение давления на верхней площади крыла. Так как у земли воздух плотный, это дает достаточно кислорода. При этом двигатель работает на богатой смеси, с малой степенью двухконтурности и большим расходом топлива. После взлета, когда дельта давлений уменьшается, а потребность в тяге снижается, двигатель переходит на обедненную смесь и работает с высокой степенью двухконтурности. Реализовано это скорее всего перепуском потоков компрессора. На взлетном режима ОБА компрессора работают на двигатель, а затем компрессор вентилятора пускает воздух по отдельному воздуховоду, в то время как компрессор турбины получает свой поток воздуха, меньший, чем позволяет воздухозаборник. Холодный воздух холодного контура используется для изоляции горячего выхлопа турбины.
Если сравнивать с ПАК ДА по этой картинке (которая, как мы знаем, может иметь очень мало общего с реальностью), концепция Б-21 выглядит "максимально заточенной".
Суммируем.
Ничего ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОГО на этой презентации с этого ракурса не обнаружено. Да, приняты меры, причем суровые, в части снижения заметности. Ну так на это, впрочем, все и рассчитывали. Насколько это улучшило ЛТХ самолета - вопрос, но усложнение двигателя, а также затрудненное управление горением на переходных режимах - точно имеет место быть.
И да. Размер. Уменьшение размера с, очевидно, снижением бомбовой нагрузки.
Короче - самолет как самолет. В принципе, ничем особенным от Ф-35 не отличается...
УПД. Ах да, совсем забыл добавить. В миссиях у него связь по встроенному терминалу Старлинк...
|
</> |