рейтинг блогов

Орленок, орленок, взлети выше солнца!

топ 100 блогов vikond6503.11.2024 Орленок, орленок, взлети выше солнца! 8.Ekranoplan-Orlenok..jpg

Ровно 45 лет назад, 3 ноября 1979 года, вышел на государственные испытания первый серийный, точнее, предсерийный экземпляр уникального летательного аппарата, разработанного в СССР под руководством конструктора Р.А. Алексеева — десантно-транспортного экраноплана-амфибии под шифром "проект 94", впоследствии получившего романтичное название "Орленок".

Впрочем, это был далеко не птенец, а довольно крупная и тяжелая машина длиной 58 метров, с размахом крыла — 31 метр и максимальной взлетной массой — 140 тонн. Летя на малой высоте, за счет эффекта аэродинамического экрана или "воздушной подушки", она была способна перевозить со скоростью 400 км/ч 200 десантников с полным вооружением или два БТРа или два плавающих танка ПТ-76. Общая масса полезной нагрузки достигала 28 тонн.

Это намного превышало грузовые возможности обычных транспортных самолетов схожих размеров и массы с аналогичными двигателями, уж не говоря о том, что "Орленку" для посадки не требовался аэродром. Это была отличная машина для высадки морских десантов. Она очень понравилась тогдашнему министру обороны Устинову, который после постройки нескольких предсерийных экземпляров и их успешного применения в маневрах на Каспии распорядился выделить средства на производство 120 "Орлят" и сформировать на их базе несколько экранопланных полков ВМФ.

Однако приступить к строительству так и не успели. В 1984-м Устинов умер, а сменивший его на посту министра обороны маршал Соколов распорядился закрыть программу экранопланов, а высвободившиеся средство направить на постройку атомных субмарин. У Соколова были свои взгляды на развитие флота и он считал, что ядерные подводные ракетоносцы в будущей войне окажутся полезнее, чем армада десантных воздушных судов, к тому же, весьма уязвимых для современных средств поражения.

Все же, что ни говори, а от личности руководителя порой зависит очень многое. Проживи Устинов еще несколько лет и советский военно-морской флот украсили бы десятки красавцев, парящих над волнами. А в реале построили всего трех  "Орлят", поступивших на вооружение 11-й эксперименальной группы экранопланов, непосредственно подчиненной Главному штабу морской авиации. Один из них затонул при шторме в 1992 году, второй списали в 1999-м, а третий — в 2006 году.

Этот последний экземпляяр теперь установлен в качестве музейного экспоната в Москве, в районе Северного речного порта. В общем, не взлетел, а жаль. Как знать, возможно, сейчас эти машины пригодились бы на Черном море.

Орленок, орленок, взлети выше солнца! 282740_14_i_050.jpg
Компоновочная схема "Орленка" с танком ПТ-76 в десантно-грузовом отсеке.

Орленок, орленок, взлети выше солнца! 12.Kabina-ekranoplana-Orlyonok..jpg
Интерьер пилотской кабины.

Орленок, орленок, взлети выше солнца! 1568125534123713572.jpg
Интерьер десантно-грузового отсека с сиденьями для десантников.

Орленок, орленок, взлети выше солнца! 10.Vysadka-desanta-s-ekranoplana-Orlyonok..jpg
Откинутый носовой отсек с кабиной экипажа, пулеметной турлью и подъемными двигателями. По опущенной рампе съезжает БТР-60.
Орленок, орленок, взлети выше солнца! 00036440.jpg
Орленок в трех проекциях.

Орленок, орленок, взлети выше солнца! 1582748999_14.jpg
"Орленок" на вечной стоянке в Северном речном порту Москвы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Гуманное правосудие в России, достаточно гуманно к тем, кто соверашет хищения на миллиарды или берет сотни тысяч взяток, но беспощадно к обывателям, бессильным и беззащитным: Она рыдая, говорила, что ее обвинили в воровстве. Пошла за кефиром ...
Ту-туру-руру! Джон Уи́нстон О́но Ле́ннон ...
Об этом попросили в телефонном разговоре Президента России В.В.Путина президент Фланции Макрон и канцлер ФРГ Шольц. Они заявили, что ждут освобождения 2,5 тысяч пленных, которые сдались в плен на "Азовстали". В субботу состоялся телефонный разговор Путина с Макроном и ...
21. Обувь. Нет, не так... ОБУВЬ! В моём понимании обуви должно быть много и разной, на все случаи жизни и даже больше. С возрастом я была вынуждена ограничить наличие в гардеробе обуви на каблуках, да и вообще, ограничить... И это большая для меня печаль. Носить я могу только очень ...