Конец либеральных послевоенных утопий

И путь этот был весьма своеобразный: надо было проиграть войну. Да, именно так: в позднесоветское время было чуть ли не общепринятой истиной то, что именно проигрыш во Второй Мировой войне позволил и Германии, и Японии стать развитыми и богатыми странами. Выглядело это, порой, довольно забавно - в том смысле, что довоенное состояние данных государств опускалось, и все имеющиеся преимущества прямо выводились из "оккупированного состояния". Дескать, пришли американцы, и превратили эти государства в "конфетки".
А то, что та же Германия стала промышленным лидером чуть ли не раньше самих США - ну, или по крайней мере, в одно с ними время (1880 годы) - разумеется, опускалось. Так же, как опускалось и том, что довоенная Япония могла поддерживать крайне дорогостоящую и сложную кораблестроительную программу, построив и авианосцы, и линкоры. (Включая самый сложный линейный корабль за всю человеческую историю - "Ямато".) Да и разнообразные Mitsubishi, Hitachi, Siemens, Opel и прочие "флагманы" японской или германской промышленности появились отнюдь не в послевоенное время.
То есть, вопреки позднесоветским представлениям, Япония и уж тем более, Германия в "дооккупационный период" были вовсе не местами проживания дикарей - а напротив, одними из наиболее развитых государств своего времени. Другое дело, что им не повезло - на "империалистический уровень" они вышли несколько позднее, нежели "пионеры империализма" в лице Британии или Франции. (А так же США, которым буквально "упали в руки" перезревшие "плоды" разлагающейся Испанской империи.) Поэтому и вынуждены были выступить инициаторами "силового передела мира", сиречь Второй Мировой войны.
Где, собственно, и проиграли. Причем, главным фактором этого проигрыша оказалось наличие СССР - страны, которая, собственно, и сумела "перевернуть" ход войны, разгромив германскую армию, а в самом конце еще и "раскатав" японцев в Китае. (Уничтожение Квантунской армии, имевшей численность в 1,3 миллиона человек заняло менее месяца.) Но этот момент, понятное дело, надо разбирать отдельно. Тут же можно только сказать, что основанием для советской Победы в 1945 году были именно базовые отличия нашей страны от стран капитализма. Благодаря чему имевший наихудшие начальные условия Советский Союз смог сделать то, чего не могли сделать те же Британия и США.
Собственно, именно этот момент и стал "моментом истины" для послевоенного мира. В том смысле, что "победители"-капиталисты прекрасно понимали тогда: кто реально одержал победу. И поэтому не только выстраивали свои действия с учетом будущего противостояния СССР - но при этом не рисковали начать это "противостояние" первыми, несмотря на формальное превосходство. Как говориться: война прекрасно прочищает мозги - и поэтому у западной элиты тогда хватило ума понять, что как бы прекрасно не выглядели всевозможные планы "Немыслимое" и "Дропшот", вероятность повторить судьбу "Оси" у них всегда будет. Поэтому они предпочли "мирное сосуществование", имеющее своей целью "соревнование экономик". (Хотя, конечно, находилось немало "ястребов", мечтавших начать новую Мировую войну - но в целом все вели себя благоразумно.)
При этом, разумеется, необходимо было обеспечить не просто лояльность тех государств, которые попали под "власть" англосаксов - но и обеспечить им реальное экономическое развитие. Которое отнимало бы часть рынков у "своих" капиталистов, но при этом обеспечивало бы стабильность в "пограничных регионах" - которыми оказывались оккупированные государства, лежащие на линии разделения "капитализм-социализм". С невозможностью возникновения там мощных социалистических и коммунистических движений, способных совершить социалистическую революцию. (Разумеется, это относилось и к другим странам - но "пограничных" касалось в первую очередь.)
Кроме того, экономическому развитию тут очень сильно помог тот "технологический взрыв", который был порожден "противостоянием двух сверхдержав". В том смысле, что необходимость обеспечения военного преимущества (при невозможности прямого столкновения армий) вызвало огромными вложениями в самые передовые области науки и техники. Что, в свою очередь, породило огромное количество новых технологий, позволявших не только резко повысить емкость традиционных рынков, но и создать новые рынки. (Скажем, бытовой электроники или производства полимеров.) Причем, эти рынки были настолько огромны, что "метропольный капитализм" просто не мог их освоить в "ближней перспективе". (А о дальней он "думать не способен".)
А вот капитализм "связанных государств" сделать это смог. (Тем более, что американские корпорации были буквально пресыщены госфинансированием, и мало обращали внимание на что-то другое.) Правда развитие некоторых стратегических отраслей - скажем, ракетостроения или реактивной авиации - там сознательно подавлялось. Другие же передовые направления - вроде ядерной энергетики - оказывались полностью под контролем США, даже если "внешне" были развитыми, как в Японии. (Даже те реакторы, которые выглядят "чисто японскими" - сделанными той же Тошибой - на самом деле разрабатывались в "тесном взаимодействии" со Штатами, со всеми вытекающими последствиями.)
Именно с указанными моментами (благоприятствованием и технологическим взрывом) и были связаны "германское" и "японские" чуды. В том смысле, что - вопреки ожиданиям контрибуций и репараций - в реальности им был дан режим "наибольшего благоприятствования" со стороны США, больший, нежели для бывших "союзников". (Скажем, той же Франции или Британии.) Правда, для этого пришлось заплатить потерей "финансовой самостоятельности" - та же Бреттон-Вудская, а затем Ямайская системы, фактически лишали всех "сателлитов США" собственных денег. Ну, а пресловутый "план Маршалла" отдавал под контроль американцев фондовый рынки. (Про военные базы и говорить нечего.)
Но до определенного момента - до тех пор, пока надо было противостоять СССР - эти моменты никого не волновали. В том смысле, что - как уже было сказано - ожидание "красной опасности" заставляло американцев вести себя осторожно. Поэтому "развитость" и "богатство" Германии и Японии в это время росли - хотя, как уже было сказано, не так уж и кардинально по сравнению с довоенным временем, как обычно считается. Тем не менее, "советский период" был тут - как, впрочем, в любых других государствах - "золотым веком". Однако он не мог продолжаться вечно.
И в плане того, что экономические особенности капитализма диктуют "обязательность" серьезных кризисов. (И значит, "расслабленное" состояние американского бизнеса обязательно должно было смениться на агрессивное - с соответствующими результатами.) И в плане того, что СССР - как уже было сказано - рухнул, и вместе с ним рухнула идея "красной угрозы". (Поэтому бояться социалистической революции стало не нужным, а значит - не нужной стала и лояльность населения.) И, наконец, в плане того, что без "советского стимулирования" получать в массовом количестве новые технологии оказалось невозможным. А значит - невозможным стал и рост рынков, не говоря уж о появлении новых.
Поэтому судьба "оккупированных государств" была предрешена. Разумеется, процесс потери ими всех своих преимуществ оказался не скорым - скажем, Япония продержалась лет 15 после рокового 1991 года. (Имеется в виду - до падению в режим рецессии, перетекающий в депрессию.) Германия выдержала и того больше - где-то до середины 2010 годов. (На самом деле, проблемы с "богатством и развитием" там начались примерно тогда же, как и в Японии - после 2008 года. Но внешне ситуация выглядела получше.) Тем не менее, остановить падение оказалось невозможным: вдруг выяснилось, что все механизмы управление экономикой находятся в полном подчинении концепции сохранения американской гегемонии - а именно, в условиях ориентации на пресловутую "финансовую магию". (То есть, прямое мошенничество с валютами и ценными бумагами.)
Реальная же экономика - то есть, там, в которой работает большая часть населения - откровенно приносится в жертву ради указанной "магии". Именно отсюда проистекает и роковое для Японии "укрепление йены" - которое стало спусковым крючком японской рецессии. А так же - германская политика "зеленой дури", в смысле, агрессивного продавливания "экологических технологий" даже тогда, когда понятно, что развивает это только промышленность КНР. (Впрочем, поддержание завышенного в разы курса евро - который, ИМХО, имеет обеспечение еще меньшее, нежели доллар - тут тоже имеет свое деструктивное значение.) Поэтому можно только удивляться тому, как долго держалась пресловутая "либеральная утопия" - то есть, преукрашенный на порядки образ "либеральных государств". (Разумеется, у некоторых он будет держаться бесконечно - но это, понятно, клиника.)
Тем не менее, "процесс" уже не просто "пошел" - а пошел со все большим ускорением. В рамках которого даже "десятилетняя перспектива" жителей Германии или Японии оказывается не просто "неблестящей". А довольно печальной, причем, ИМХО, только "падением уровня жизни" в разы тут дело не ограничится. (См. сказанное в предыдущем посте о росте "провоенных настроений" в той же Японии - что со значительной долей вероятности говорит о том, что "самураям" придется, все же, кровью заплатить за предыдущий "период благополучия". Про немцев можно сказать, кстати, то же самое.)
Но обо всем этом будет сказано несколько позднее. Равно как будет сказано позднее о том, что же в реальности означает оккупация государства, и почему "либеральный рай" 1960-2000 годов неминуемо должен закончится катастрофой. (После которой говорить о Японии-Германии, как об социумах, станет невозможным. Впрочем, разных Бельгий-Греций-Норвегий это так же касается.)
|
</> |