Про Европу, Украину и искусство
anlazz — 06.07.2022 У Майсуряна прочитал , что в Чехии выставили очередной "памятник украинской матери". Очередной - после памятника "украинской матери" из Болгарии, которая до этого проходила под названием "Голый демон". (И создана была еще в 2019 году.) Напомню, что эта самая "мать"-демон была представлена в середине марта, и вызвала определенный скандал. Впрочем, не слишком сильный: в основном возмутились сами болгары, а так же россияне в Интернете. И вот теперь новое подобное творение, напоминающее то ли дементора из Вселенной Гарри Поттера. То ли просто "усредненное привидение", парящее над улицами Праги.Надо ли говорить, что адекватность авторов и в данном случае выглядит сомнительной. Поэтому упомянутый уже Майсурян прямо заявляет, что памятники "подобного типа" являются очевидным издевательством европейцев над украинцами, глумлением их над теми, кто выступает для ЕС "пушечным мясом" в плане борьбы с Россией. Однако подобная трактовка вряд ли может считаться очевидной. Хотя бы потому, что данные "произведения искусства" создаются в странах, которые по своему статусу особенно от Украины не отличаются - и Болгария, и даже Чехия изначально являются "Европой второго сорта". (Впрочем, и "первосортная Европа" - страны "Старого Запада" - ИМХО, к Украине относятся крайне комплиментарно.)
Самое же главное в данном случае - это то, что практика "страшных памятников" не является для современного западного искусства каким-то исключением. Скорее наоборот: 99% "творений" современных западных скульпторов представляют собой те или иные примеры уродства. Причин для этого несколько, но основная, разумеется - то, что это самое "современное искусство" основной акцент делает на изображении тех или иных сторон бытия, усиленных до невозможности. (Потому, что это самый "дешевый" способ показать то, что автор считает нужным - а современные авторы напрягаться не намерены.) Так что, если честно, скорее странным было бы увидеть "там" - в смысле, на Западе - чего-то, отличающееся от "парада уродов".
Другое дело, что тут не просто "уроды" - а уроды однозначно злобные, хтонические. То есть, отсылающие к идее смерти, к идее разрушения, причем крайне агрессивного. Но и это для современного Запада давно уже стало нормой. В том смысле, что найти тут в искусстве чего-то "нехтоническое" давно уже невозможно. (Это в 1960-1980 годы "авангардные уроды" - в смысле, творения современных скульпторов и прочих художников - были, в основном, тупые и безобидные на вид. Сейчас же с каждым годом они становятся все агрессивнее.) Впрочем, хтонью сейчас пронизано все - включая массовые творения. (Надо ли говорить, что те же "супергерои" в настоящий момент ассоциируются именно с "дикой мощью земли", утеряв практически все черты соларных божеств, образ коих в свое время породил данную концепцию.)
Причина этого лежит в экономике. Да, именно так: дело в том, что пресловутая финансовая магия - о которой так много было сказано в последнее время - на самом деле представляет собой не производящую, а распределительную "силу". (Иначе говоря, она не создает блага - а перераспределяет уже созданные.) А это, в свою очередь, значит, что адекватная этой магии мифология - наверное, о том, что маги требуют для себя мифов, говорить не стоит - должна быть именно что "распределительной". То есть, той самой хтонической, основанной на потреблении добычи - в противовес "традиционной" сельскохозяйственно-производительной.
Разумеется, так просто "отбросить традицию" - и объявить себя открытым хищником, открытым разрушителем, живущим за счет ухудшения жизни всего мира - современному западному человеку тяжело. Да и сам смысл магии состоит именно в том, чтобы изображать себя тем, кем не являешься - в случае Запада это будет изображение высокотехнологического развитого и комфортного для человека и природы мира. Поэтому "среднеевропеец" вынужден - скрепя сердце - давиться, но показывать из себя такого всего "гуманного", такого "разумного" и "рационального" субъекта. Хотя на самом деле его "экономической модели" адекватен именно что разрушитель-пожиратель, живущий, в самом лучшем случае, за счет рабского положения соседей. (В худшем - за счет их физического уничтожения.)
Поэтому "украинство" для европейца становится, фактически, отдушиной - в которой он может, наконец-то, явить свою "настоящую сущность". Именно отсюда и проистекает аномальная для ЕС "любовь к Украине" - настоящая любовь, а не глумливое изображение ее, как настаивает тот же Майсурян. Потому, что украинцы открыто делают то, что, собственно, делает и Европа, но скрыто, стараясь не разрушить сложную систему иллюзий и лжи, созданную для поддержания магической своей деятельности. А именно: стараются создать "свое счастье" за счет России, разрушив и пожрав ее.
Конечно, в реальности Украина подобной возможностью не обладает - и в действительности если чего и разрушает с пожиранием, так это саму себя. (Что естественно: Украина есть сама по себе бывшая часть России, до сих пор сохранившая огромное число "российских черт".) Да и у Европы с данным процессом получаются обыкновенно "накладки" - вроде того, что не европейские войска проходят парадом по побежденной Москве, а российские - по взятому Берлину. Но в данном случае это не важно. Важно то, что именно подобный путь - путь продления своего существования за счет нашей страны - подсознательно считается для европейцев наиболее желательным.
Поэтому "та самая" хтоничность - что пугает нас - воспринимается ими (неявно) в "положительном духе": как олицетворение возможности совершить это самое пожирание. (Ну да, стать "суперхищником" с клыками, когтями и жвалами - т.е., теми самыми "брутальными качками" в наколках с большими пушками, которых (качков,а не пушек) так любят изображать украинцы.) Конечно, многих обитателей Европы этот момент пугает: не каждому понравиться увидеть свою "темную сторону". Да и "классическая" - в смысле, производственно-сельскохозяйственная - мифология еще охватывает бОльшую часть европейцев, которым не посчастливилось войти в "ряды финмагов". (Правда, господства финмагии в идеологической сфере это не отменяет.)
Отсюда и происходят все эти "дементоры" и "голые демоны" европейского искусства - со всеми вытекающими отсюда последствиями. К "российскому искусству", кстати, это так же относится - поскольку последнее так же сидит на "глубоком подсосе" у мастеров финансовой магии. (Иногда - напрямую из Европы, иногда - у связанных с ними российских "шестерок-олигархов".) Но об этом, разумеется, надо говорить уже отдельно. Тут же, закрывая поставленную тему, можно только еще раз отметить тот факт, что ничего хорошего из данной ситуации получиться не может - разумеется, для самих западников и для тех, кто стремится связать с ними свою жизнь. (Потому, что - как так же уже не раз говорилось - магия есть кратковременное с исторической точки зрения явление.)
|
</> |