Про Европу, отдых и смерть
anlazz — 29.06.2022
Интересно: один политический деятель из сопредельной страны,
наконец-то, сумел сформулировать ту самую идею, которая в свое
время определила судьбу СССР, а сейчас продолжает определять судьбу
бывшего советского пространства. Причем, что самое интересное, даже
сейчас мало кто понял, насколько эта идея значима, и насколько эта
значимость деструктивна - наверное, говорить не надо, что
"постсовок" все последние 30 лет (а точнее несколько более)
находится в состоянии постоянной деструкции.Итак, вот эта самая фраза, та самая постсоветская сверхидея, над которой некоторые смеются - не понимая, что на деле тут надо плакать:
"...может победим врага, отстроим Украину, вступим в ЕС и будем отдыхать. Или не будем отдыхать."На самом деле она реально гениальна, потому, что более емко пересказать всю постсоветскую политику не получится. Ну, в самом деле, разве не именно эту цель имели в виду обитатели нашей страны в 1991 году, когда радостно сносили СССР? Разве они не хотели "внезапно" оказаться в "той самой" Европе, которая в два-три последних советских года стала символом некоего недостижимого Рая. Блаженного Эльдорадо, куда могут попасть только избранные.
Про США, кстати, тогда даже не думали - поскольку США лежали, вообще, за границей воспринимаемой Вселенной. (Ну да: там же по 2 машины на семью и двухэтажные коттеджи - о том, что они из гипсокартона, тогда не задумывались.) Европа же была проще - и ближе, вследствие чего возможность стать ее частью будоражила жителей бывшего СССР всерьез. В том смысле, что они сравнивали свои "возможности" с возможностями европейских стран - классическое "Украина вторая Франция" - и лелеяли сладкие мечты о том, что вот-вот, после отказа от "коммунизма", появится возможность стать "настоящими европейцами".
Поэтому, например, для России вплоть до самого 2014 года - а по ряду позиций и вплоть до 2022 - одной из самых главных целей существование стало "построение большой Европы от Атлантики до Урала". Да, именно в этом направлении действовал текущий правящий режим, стараясь выстраивать самые лучшие и дружественные отношения с "западными соседями". (Невзирая на то, что эти самые соседи чуть ли не открыто заявляли о желательности раздела России.) Именно с Европой - в смысле, с европейскими государствами - заключались долговременные контракты, именно наличие "европейских инвесторов" было признаком успеха РФ, именно участие в "европейских институтах" заявлялось главным политическим успехом.
Но самое главное - даже не это. А то, что указанное "европейство", желание "слиться" с Европой в одно целое, было ценно не только само по себе. Но еще и потому, что неявно подразумевало еще и то, что после этого момента обитатели постсоветского пространства получат, наконец-то, ожидаемый "отдых". Да-да, именно так: само "европейство" еще с позднесоветских времен мыслилось, как некое подобие "отпуска у моря", как нахождение в некоем санатории, где, наконец-то, можно будет получить все то, чего так хочется от жизни. Начиная со всевозможных предметов потребления и заканчивая "халявным" сексом в изобильном количестве.
Да, именно так: мифический образ "Запада", как посмертного воздаяния за годы "советских страданий" стал для позднесоветских и постсоветских людей одним из центральных в их жизни. Недаром столь популярными стали легенды о "европейских пособиях", которые платят безработным, и на которые можно прекрасно жить, а так же мифический образ "европейских пенсионеров", только и делающих, что посещающих морские курорты. И людей не смущали даже элементарные нестыковки данных "версий" - например, то, зачем же тогда европейцы ходят на работу? (И даже более - тратят все свои силы на поиск этой работы после потери.) Или то, что "пропускная способность" курортной сферы просто не выдержала был даже 10% "пенсионерского наплыва". (Даже если предположить, что европейцы допенсионного возраста" туда не ездят.)
Самое же смешное - этот образ Европы, как аналога "дома отдыха", оказался настолько стойким, что сумел пережить даже период активных путешествий "туда". В том смысле, что жители постсоветского пространства реально ездили в страны Европейского Союза, видели все, включая неприглядную изнанку европейских городов. А некоторые даже имели родственников и знакомых эмигрантов, которые уж точно должны были бы рассказать о том, как там на самом деле. Но при этом "европейский миф" - довольно неожиданно, кстати, оказался прекрасно действующим в том же 2014 году. Когда миллионы украинцев поймались на практически ту же "приманку", что и в 1991 году - о "европейских пенсионерах", о "честных европейских чиновниках", "высоких европейских доходах", ну и т.д., и т.п.
И даже коронавирусная эпидемия - приведшая в ряде европейских стран к "миниапокалипсису" в виде смеси некомпетентности властей, неспособности медицины к борьбе с инфекцией, а так же серьезного ограничения прав населения - оказалась неспособной разрушить данную картину мира. Да и сегодняшняя ситуация с совершенно безграмотным поведением европейских "властителей", открыто разрушающих свою экономику ради раздувания войны - по сравнению с которой позпрошлогодний провал стал выглядеть безобидным - не стал фатальным для "евромифа", Поскольку даже сейчас он остается одним из базисов мышления современного жителя постСССР.
И президент немаленькой страны, открыто заявляющий, что "вступим в ЕС и будем отдыхать" - над которым уже кто только не иронизирует - на самом деле просто использует этот момент ради укрепления своей власти. Практически декларируя, что он "свой, народный", что он думает так же, как "народ". Который реально желает оказаться в Блаженном Авалоне, где можно было бы прожить жизнь, исключительно вкушая амброзию quantum satis, получая "воздаяния" за все свои текущие страдания. Которые, кстати, для данной модели восприятия вполне естественны, и даже - желательны: чем больше страдаешь "тут", тем больше получишь "там".
Правда, не стоит забывать о том, что реально даже в мифологической картине это возможно только после смерти - то есть, после некоего фундаментального перехода от существования к несуществованию. Которого любой разумный человек с глубокой древности старается избегать - несмотря на все Елисейские поля. Потому, что общество, в котором его члены имеют своей целью совершение указанного "перехода", нежизнеспособно в принципе. (В истории были подобные примеры - и они очень быстро "кончались".) И что в реальности никакого "мира вечного отдыха" быть не может - это противоречит самому определению человека, как разумного существа. (Разум - это, прежде всего, инструмент для осуществления труда. То есть, для рационального и планомерного изменения Вселенной.)
Но данные моменты, разумеется, действенны только для рационального социума. Для иррационального - а постсоветизм, сам по себе, есть воинствующий иррационализм - разумеется, ничего подобного доказать невозможно. Поэтому, ИМХО, с обществом, в котором произошла полная победа подобной "эсхатологии", все кончено однозначно. (То есть, если какая страна открыто вышла на курс "соединиться с Европой для того, чтобы потом отдыхать", то она очень быстро исчезнет. Причем, в значительной мере - физически.) И нам стоит обратить внимание только на то, чтобы данная "сверхидея" не начала прогрессировать в других странах - например, в РФ.
Впрочем, похоже, что "европизм" тут потерпел серьезное поражение. И это не может не радовать...
|
|
</> |
"Хроники русской революции" или стёб господина Кончаловского над простым
Горыныч подрядился на охрану кремля
Курение и курильщики на карикатурах Бидструпа
"Убийства в Бреслау" (2025): нуарный детектив о временах Третьего Рейха
Милоты вам в ленту
Про бережное отношение к продовольствию на нашей планете
К истокам журнала... Израиль улыбнул. Самая длинная прогулка по Эйлату
Как выбрать стиральную машину по классу отжима и энергопотребления

