Цой мертв, и рок-н-ролл вместе с ним

топ 100 блогов anlazz22.06.2022 Оказывается вчера у нас был день рождения Виктора Цоя - "советского рок-музыканта, автора песен, поэта, художника и актера корейского происхождения". (Как написано в Вики.) Который был одной из культовых личностей конца 1980 годов - правда, не для всех, а только для одного "субпоколения" - настолько, что после его скоропостижной смерти в ДТП (1990 год) на стенах еще лет десять писали "Цой жив". Подобная слава, кстати, не досталась больше ни одному российскому рокеру - даже навязшие в зубах "Аквариум" и "ДДТ" подобной чести не удостаивались. (Речь идет о массовой поддержке.)

Так что Цоя и его группу "Кино" можно с полным правом считать неким феноменом. Причем, феноменом, тесно переплетающимся с феноменом самого "русского рока" - особого культурного явления, возникшего в 1980 годы, и сыгравшего определенное значение во всей русской (советской) жизни того десятилетия. Причем, речь идет именно о явлении культурном - не чисто музыкальном, а возможно, и вообще почти не музыкальном по той простой причине, что реальных музыкальных открытий "русский рок" не совершил. Поскольку в лучшем случае там можно было говорить о следовании западным стилям с "задержкой" лет на пять. В худшем же - о прямом копировании игры известных западных групп. (Встречался и чистый плагиат.)

Однако в смысле влияния на культурную среду - разумеется, среду молодых поколений, поскольку "русский рок" так же, как рок "обычный", западный, был музыкой исключительно молодых - это явление действительно уникально. Потому, что оно, по сути, смогло "отменить" (к счастью, именно в кавычках) всю остальную культуру для указанной среды, полностью вытеснив из внимания молодежи не только "предыдущую музыку" (включая классическую и эстрадную), но и "обычную" поэзию и литературу вообще. И это при том, что российская культурная среда всегда была крайне литературоцентричной - в том смысле, что именно книги оказывались наиболее важными для формирования мировоззрения людей.

И вдруг - такое изменение. В том смысле, что именно "рокеры" - с их очевидной музыкальной вторичностью и крайне неприхотливыми текстами - стали основным "направлением мысли" для молодежи. (Разумеется, тогда - да и сейчас - некоторые выискивали в данных текстах и мелодиях глубокий смысл. Но это было именно что выискивание.) Неудивительно, что данное изменение породило много конспирологических идей. Вроде того, что сама рок-музыка - или только ее "русский вариант" в "слабой версии" - были созданы специально для того, чтобы... Ну, тут существует множество вариантов. Например, для того, чтобы блокировать развитие социалистических идей среди молодежи. Или наоборот - для того, чтобы уничтожить "традиционные ценности". (Это в зависимости от того, кто - левый или правый - данной конспирологией занимается.) И конечно же, по отношению к "русскому року" часть всплывает идея о том, что его (рок) развивали для того, чтобы "развалить Союз".

Тем не менее, на самом деле все это является излишним. В том смысле, что популярность рока - включая его "русскую" версию - и его превращение в сверхценность, сверхидею в 1980 годы, прекрасно объясняется без разного рода "тайных теорий". (Вроде концепции Ильи Кормильцева и честно передравшего у последнего все господина Семина.) Дело в том, что рок изначально - это, буквальным образом, манифест послевоенных поколений. Поколений, выросших и сформировавшихся в условиях господства "Советской тени" - то есть, неявного влияния СССР, заставляющего весь мир вводить все больше социалистических элементов в свою жизнь.

И тем самым увеличивать "долю" безопасности среди имеющихся жизненных стратегий. (Напомню, что именно это - то есть, увеличение безопасности за счет подавления хаотических, рисковых элементов социального бытия - и есть одно из оснований социализма.) Надо ли говорить, что подобный момент очень сильно контрастировал с тем, что было "до", когда господствовали именно "рисковые стратегии" - должные обеспечить максимальный выигрыш "лучшими членами общества". (Риск при этом сбрасывался на всех остальных - хотя, конечно, определенная его часть доставалась и господам.)

Надо ли говорить о том, что указанный момент четко "прописывался" во всей человеческой культуре - в том смысле, что имеющиеся "культурные инструменты" соответствовали именно что обществу "высокого риска". (Например, это проявлялось через механизм ответственности человека за свои действия - и перед людьми, и перед некими высшими силами.) "Новая" же жизнь - жизнь в мире сниженного риска, где даже откровенно деструктивное поведение, скажем, алкоголизм в СССР или наркомания (+ тот же алкоголизм) на Западе оказывалось нефатальным - эту ответственность делала, фактически, избыточной. Что, собственно, и привело к формированию специфического явления в виде того, что несколько неточно именовалось "бунтарством".

Рок, собственно, и стал главным выражением данного "бунтарства" - подвергания сомнению каждого имеющегося социального института. Забавно: но наиболее удачно это сформулировал самый большой конъюнктурщик среди рокеров: "не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше мир прогнется под нас". Надо ли говорить, что подобная идеология возможна только в "теплом и безопасном мире", поскольку мир холодный и опасный всегда "прогнет" кого угодно. (Как говориться: для любого Наполеона в нем есть своя Святая Елена.) Но тогда, в 1960, 1970, а уж тем более, в 1980 годы - когда поколения, выросшие в период "безопасности", стали господствующими - мало кто пытался задуматься о подобном. (У нас этот период - по известным причинам - был смещен по сравнению с Западом лет на 10.)

Поэтому молодежь с радостью пыталась "прогибать" все и вся, шокируя окружающих своим поведением и видом - и получая только вялые "ответки". (Ну да: кого-то отчислили из вуза - катастрофа мирового масштаба.) Надо ли говорить, что подобное состояние очень быстро сделало "рокерское поведение" нормой: в его рамках было очень легко занять "высокое положение" в молодежной иерархии - место альфа-самца, крутого парня. Да и с иерархией "обычной" ситуация была достаточно интересная: популярный рок-музыкант банально получал за свои концерты денег больше, нежели профессор консерватории. При том, что работал он над своими произведениями много меньше.

В общем, стать рокером на Западе 1970 годов и в СССР 1980 годов было выгодно: рисков - как уже было сказано - минимум. (Даже алкоголь не столь страшен для здоровых организмов с высоким иммунитетом - а люди 1950-1960 г.р. были поголовно здоровыми - убивать он будет лет десять. Наркотики, конечно, страшнее - но эту опасность еще надо отрефлексировать, поскольку ранее она не существовала.) А вот ништяков - начиная с женского внимания и заканчивая банальными деньгами - можно получить много. Ну, и слава сама по себе - то есть, всенародная известность вчера еще никому незнакомых парней - она для молодежи еще важнее денег. (Для молодежи безопасного общества, разумеется.)

Отсюда и вытекает указанный "феномен рока", который потрясал мир в течение пары десятилетий, а нашу страну охватил где-то с начала 1980 до начала-середины 1990 годов. Когда резкое крушение "безопасного общества" обрушило всю указанную выше "картину мира", сделав рокеров банальными "работниками эстрады". (Да, относительно высокооплачиваемыми - но уже лишенными прежнего флера "миропрогибателей".) Подобный момент и стал, фактически, концом рок-н-ролла в привычном представлении. В том смысле, что люди, играющие в подобном музыкальном стиле, конечно же, остались. (И "старые", и "вновьпришедшие".)

А вот говорить о роке, как о культурном явлении, выходящем за рамки "чисто музыкальной" сферы - или, даже, как культурном явлении, определяющим отношение к музыке - стало невозможно. Поскольку рокеры теперь стали или "обычными" работниками эстрады - как уже было сказано, получающими неплохо. (Но относительно "среднего" в данной сфере - много меньше, нежели раньше. А уж с учетом того, что рок требует - как это не странно - большей отдачи от музыканта, нежели обычная попсовая халтура, то...) Но при этом находящихся полностью в цепких руках соответствующего бизнеса.

Или же разнообразными представителями маргинальных тусовочек - порой мемориальных, отсылающих к "великому прошлому". (Ну да: все эти "Машины времени", "Аквариумы", "ДДТ" и "Чайфы" являются, по сути, выездными музеями самих себя.) Или же "новых", но интересных только узкому кругу случайных поклонников. (Число подписчиков на "ютубе" у всех рокеров чуть ли не меньше, нежели у какой-нибудь "онли-фанс звездочки".) Разумеется, никакого значения за пределами этих сфер подобные "рокеры" не имеют - и, ИМХО, относить их к указанному феномену невозможно. Даже несмотря на то, что играют они точно так же, как играли рокеры ранее...

Ну, а Цой. А с Цоем все просто: он вовремя ушел из жизни, так и не превратившись в "мемориальную фигуру", вроде Макаревича, Шевчука или Гребенщикова. (В "живой памятник" собственной популярности.) Поэтому все его произведения еще воспринимаются, как "значительные", и даже великие. Хотя, конечно, величия в них не больше, нежели в каком-нибудь альбоме того же БГ. (Ну и конечно, не замазался в поддержке очевидных людоедов, вроде Чубайса и Ельцина - чего не скажешь о живущих сейчас представителях жанра. Но это, собственно, просто случайность: если людоеды платят хорошо, то для "лабухов" - то есть, коммерческих музыкантов - нет никакой проблемы в том, чтобы их поддержать.)

Впрочем, даже это ничего не меняет в ситуации с "жизнью рока", которая закончилась - как уже было сказано - в начале-середине 1990 годов...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Про ближайшие планы, про самые ближайшие планы. Про планы, которые зависят только от меня, а не от вирусной обстановки в России. Пока меня еще не отпустила тема хлебопечения, я планирую поучиться у умных практичных (во всех отношениях)  людей и понять суть процесса. Особенно ...
Как сообщило 1 июня 2017 года южнокорейское оборонное закупочное ведомство Defense Acquisition Program Administration (DAPA), 30 мая были успешно завершены "квалификационные" испытания первого противотанкового управляемого ракетного комплекса южнокорейской разработки ...
Интересная передача на Свободе с Алексашенко и Крутихиным, посвященный газпрому и газопроводу Сила Сибири. Спасибо ...
Самый любимый, широко распространённый вид капусты на грядках российских дачников-огородников — белокочанная. Но есть и другие виды, которые отличаются отличными вкусовыми качествами. Сайт RMNT расскажет, как вырастить на участке капусту романеско, которая выглядит экзотически, но ...
Минюст России поручил тюремной службе подготовить документы для решения вопроса о передаче Украине четырех осужденных, включая режиссера Олега Сенцова, для дальнейшего отбывания наказания на родине. В то же время в Минюсте подчеркивают, что окончательное решение будет принято федеральными ...