Про антисоветский национализм постсоветского пространства

топ 100 блогов anlazz14.06.2022 Ну, и если уж подняли тему того, что же реально происходит на постсоветском пространстве все те 30 с гаком лет, как оно вообще существует, то следует обратить внимание на один интересный факт. А именно: на то, что явление, привычно называемое нами "национализмом" - или, в лучшем случае, "постсоветским национализмом" - на самом деле таковым (национализмом) может быть названо достаточно условно. Ибо оно и "генетически", и "фенотипически" отличается от того национализма, который мы, например, знаем по "Весне народов" позапрошлого столетия. Или, скажем, от национализма тех же колониальных наций - который, конечно, так же не сахар, но "не сахар" совершенно иного толка.

Дело в том, что в случае с "постсоветским национализмом" главным действующим факторов, приводящим и к появлению данного политического направления, и к формированию его свойств послужило одно: отрицание советского социализма. Да, именно так: не столько даже отрицание самого СССР, как геополитического явления - что еще некоторыми учитывается - но именно отрицание сложившейся в ней системы социоэкономических отношений. А точнее даже - отрицание не той системы, которая существовала на момент формирования данного национализма, а той, которая потенциально с точки зрения позднесоветского человека там могла возникнуть.

Сама же "нация", которую этот самый "национализм" превозносил, оказывалась в данном случае вторичной. Настолько вторичной, что в пресловутых "национальных республиках" очень часто главными "заводилами" национальных движений оказывались люди, не имеющие к этой "нации" никакого отношения - даже если под "нацией" подразумевать некую группу людей, имеющих этнические отличия. Например, на той же Украине чуть ли не главную роль в формировании "национальной идентичности" сыграли "этнические русские". (Даже часто даже не те, кто жил тут и считал себя русским - но прямо приехавшие из России.)

То же самое можно сказать и про другие республики - в том смысле, что тогда там казалось не важным, какая "нация" победит и как она себя будет вести после победы. Поскольку главное тогда было:"скинуть проклятый совок" вместе с "коммуняками" и ненавистным коммунизмом. (Которого на самом деле не было, но признаки которого старательно выискивались даже в советской жизни образца 1980 - где даже намеки на возможную коммунизацию давно исчезли.) Про то же, что потенциально подобная "игра" может закончится - например - национальной резней, никто не задумывался. (Даже армяне в Азербайджане и азербайджанцы в Армении.) Поскольку тогда - в 1980 годы - постсоветский человек вообще не видел в мире источников зла за исключением советского государства.

Отсюда даже возможная "власть криминала" воспринималась сугубо положительно: пусть будут хоть воры, но не "коммуняки"! Что уж в данном случае говорить про "националистов"? Поэтому пресловутая "национальная волна" в конце 1980 годов буквально захлестнула все республики - включая саму РСФСР, где возникло множество очагов "национальной напряженности", начиная с Чечено-Ингушской АССР и заканчивая Якутской АССР. (Пошло и развитие "русского национализма", осколки которого мы можем наблюдать до сих пор.)

Разумеется, деструктивность данного момента оказалась очевидной. В том смысле, что, скинув ненавистных "коммуняк" - точнее сказать, эти самые "коммуняки" на деле "самоскинулись", перейдя в значительном числе в указанные "национальные движения" (т.к. никакими коммунистами они никогда не было) - постсоветские "националисты" очень быстро переходили к решению своих личных проблем. И, прежде всего, проблемы "материального обеспечения" - за счет неправильных наций. (Проще сказать, начали грабить.) А так же проблемы стабилизации общества за счет формирования образа врага в виде этих самых неправильных наций.

Но даже в данном случае антисоветизм оставался одним из важнейших элементов формируемых идеологий подобных обществ. Поскольку даже утверждая, что "нация имярек" сожрала все продукты и разрушила всю великую культуру, "национальные лидеры", первым делом, упоминали, что это происходило в "ужасное советское время". (Часто уточняя еще более, до времени "сталинского".) Разумеется, потом уж могли "привязать" и времена Российской Империи - но делали это так же парадоксальным образом через акцентирование внимание на "советских" элементах того государства.

Да, именно так: например, среди тех обвинений, которые выдвигались ко "временам Империи", практически никогда не указывался вопрос "захвата собственности российскими собственниками". (Хотя в реальности такие вещи бывали.) Нет, почти всегда главную вину данного государства видели именно в "государственной политике", направленной на подавление "свободомыслия", на уничтожение "благородных традиций прошлого". (Не важно в какой форме - в виде запрета на жестокие казни рабов или на свободные набеги на русские территории.) Ну, и разумеется, одним из главных зол оказывалось распространение "русской культуры" - начиная с Пушкина и Толстого. (Кои очень мешали местным поэтам и писателям - в особенности тем, что жили в конце 1980 годов - по понятным причинам.)

Ну, а главное: Российской Империи всегда негласно предписывали опасность "заражения коммунизмом". (Дескать, не попади мы под ее власть, не пришли бы к нам "проклятые коммуняки" со всеми вытекающими последствиями - вроде прекращения рабовладения.) И уж потом - вслед за выдвижением обвинений к "совку" и к "протосовку" царских времен - начиналось формирование "нормального националистического дискурса". Хоть как-то напоминающего национализм времен "Весны народов" или, хотя бы, времен крушения колониализма.

Но это всегда было "потом", всегда оставалось вторичным. С соответствующими результатами, проявляющимися в виде поразительной карикатурности создаваемой "национальной общности". Да, именно создаваемой. Поскольку даже если какие-то "нации" и имели когда-то свою собственную идентичность, то во времена СССР она давно уже была размыта и поглощена мощной советской социо-культурной системой. Так что в реальности ни о каком "восстановлении культуры" речи идти не могло: в самом лучшем случае можно было использовать какие-то ее элементы, вроде пресловутых вышиванок на Украине. (Да и то, оставался вопрос о том, насколько эта самая "вышиванка" реально была присуща данному народу в прошлом - а насколько ее придумали советские модельеры в 1950 годы.)

Ну, а о том, почему подобный "национализм" всегда оказывался антироссийским, думаю, говорить будет уже излишним. В том смысле, что парадоксальное поведение "новых постсоветских государств", которые готовы на деле отдать свой "сувернитет" кому угодно: хоть Штатам, хоть ЕС, хоть куску этого самого ЕС в виде Польши, хоть той же Турции (как Азербайджан) - но при этом любые попытки сближения с Россией воспринимают в штыки (часто в прямом смысле слова), очень хорошо известно. Но с учетом вышесказанного это и неудивительно: так же, как в Российской Империи данные социумы видели проявления "протобольшевизма", так и в современной Российской Федерации они старательно выглядывают "необольшевизм".

И их не волнует тот факт, что современную российскую элиту любые проявления коммунистических идей пугают так же, как и их - в конце концов, генезис у РФ и всех остальных "республик" одинаков - поскольку страх перед "возвращением совка" оказывается сильнее всего. Поэтому российский режим может до изжоги "изобвиняться" в адрес Сталина и Ленина, может открыто демонстрировать свое преклонение перед любыми антисоветскими деятелями - для постсоветского пространства наша страна всегда останется "гнездом коммунизма". Что прекрасно демонстрируется сейчас на примере той же СВО.

В рамках которой противная сторона представляет РФ практической "реинкарнацией СССР". (Да еще и самого страшного для антисоветчиков "сталинского времени".) Ну, а самих себя ассоциирует с наиболее упорными и последовательными борцами с "красной заразой". Ну да: с теми самыми, что 22 июня 1941 года начали "Великий Поход на Восток", должный полностью стереть с Земли даже упоминание о возможности социализма. (То, что в реальности это закончилось катастрофой для "декоммунизаторов", никого не пугает. Поскольку для людей, находящихся в рамках "идеологии Фукуямы", это является лишь небольшим отклонением от нормы.)

Так что можно сказать, что "советский дискурс" парадоксальным образом не отпускает Россию - несмотря на огромные сознательные усилия по его избавлению. Впрочем, ИМХО, этот момент является исключительно конструктивным, поскольку именно он не дал нашей стране уйти в небытие еще в 1990 годы. (Когда очень многие предсказывали именно подобный поворот событий.) И по факту не дает это сделать и сейчас.

В отличие от пресловутых "постсоветских нацреспублик". Но о данном моменте, понятное дело, надо будет говорить уже отдельно...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
по терминалу местного аэропорта расхаживала - не с флагом, а с антиееврейсским плакатом. И состыкуются эти две бабушки разве что в путинской модели многополярного разнообразия... Пассажиры рейса сидели забаррикадированными в самолете, пока вокруг него зверьки местного филиала BLM ...
В настоящее время активно обсуждается вопрос о возможном начале Украиной активных наступательных действий на Донбассе. У меня, конечно, нет никаких сведений о планах украинского политического руководства и военного командования. Я могу судить о положении дел лишь по реакции российских ...
Новости сегодняшнего дня 1. Шампань. Бутылку Кастеллане передала победительнице. На здоровье! 2. Головоломка. Заказчики, вчера оплатив ограждение, сегодня хотят изменить заказ, потому как желают стекло с рисунком 3. Климу пришла повестка в ...
Я ждал, что Навальный обязательно полезет в эту бучу с пятиэтажками, и я был прав. При этом: если бы реновации проваливались, снос пятиэтажек отменили, ну, сами понимаете, Навальный поднял бы лозунг: "Москвичам - нормальное жилье!" Оппозиционер Алексей Навальный стал участником ...
В первые годы Журнальной Жизни было ощущение некой общности, единения по интересам: мы все дружили друг с другом и между собой, активно общались, узнавали друг друга, читая тексты и создавая за буковками и строчками некие образы, которые при ...