Как проиграть, имея хорошие карты
bantaputu — 02.04.2021 В настоящее время активно обсуждается вопрос о возможном начале Украиной активных наступательных действий на Донбассе. У меня, конечно, нет никаких сведений о планах украинского политического руководства и военного командования. Я могу судить о положении дел лишь по реакции российских наблюдателей и, что самое информативное, по реакции властей РФ. Последняя же состоит в открытой переброске войск к местам возможного противостояния и в срочной раздаче российских паспортов жителям ЛДНР (хоть какая-то есть от украинцев польза). Всё это довольно прозрачно намекает, что кремлёвцы оценивают вероятность нападения как большую и подают украинцам сигналы о своей готовности драться, защищая теперь уже официально российских граждан.Военные козыри сторон хорошо известны. Для Украины это, в первую очередь, группировка из лучших частей ВСУ, имеющих тот или иной боевой опыт, вероятно, вооружённых и снабжённых не хуже, чем подразделения Российской Армии, мотивированных националистической пропагандой, имеющих, скорее всего, исчерпывающие разведывательные данные об обороне противника, опирающиеся на эшелонированную долговременную оборону и, в конце концов, просто заждавшихся драки. На победу над ЛДНР энтузиазма этих людей точно хватит. Попытки Российской Армии вытеснить украинские силы из захваченных ими в начале боевых действий районов приведут к тяжёлым боям на "нашей" территории, то есть к потерям русского мирного населения. По совокупности сведений можно сказать, что у украинцев есть шансы завершить войну в свою пользу, при этом потеря Донецка и Луганска сделает остаток территории республик сомнительной ценностью для удержания, что непременно проявится при переговорах. То есть, Украина имеет шансы добиться полного решения проблемы Донбасса даже при неполном занятии ею сепаратистских территорий в ходе непосредственно боевых действий.
Прямолинейное противодействие украинской военной машине там, где она наиболее сильна, мало располагает к оптимистичным ожиданиям. Однако и у РФ есть свои козыри, главный из которых география. Ещё до начала войны украинские силы в целом наполовину охвачены противником, а с учётом возможности одновременного продвижения из Крыма по сходящемуся направлению и необходимости парирования этого удара в оперативном отношении положение Украины выглядит близким к безнадежному. Украина обладает протяжённой сухопутной границей с РФ вне пределов Донецкой и Луганской областей, и прикрытие этой границы достаточными силами для Украины технически нереально, ни стационарной обороной, ни манёвром мобильных частей. Граница просто слишком длинная; агрессор будет иметь широкую свободу выбора направлений удара, конечной целью которого может вырисоваться уже отнюдь не Донбасс, но Киев. Если оборонительные действия России на Донбассе будут поддержаны наступлением с северо-востока, в одном из направлений западнее Харькова, то большинство украинских козырей окажется безполезным. Под угрозой обхода и ведения боя с перевёрнутым фронтом мобильные части ВСУ будут вынуждены покинуть Донецкую и Луганскую области, бросив всю тамошнюю военную инфраструктуру, и принять встречный бой не с тем противником, которого они ожидали встретить. Стоит им замешкаться, как они будут вынуждены вступать в бой по частям. ВКС России имеют, можно надеяться, хорошие шансы захватить господство в воздухе, что в сочетании с наличием у российских войск инициативы и, возможно, общего численного превосходства в мобильных подразделениях позволяет ожидать весьма благоприятных для русских результатов сражения где-то на восточном берегу Днепра. В этом случае сосредоточение лучших сил ВСУ на Донбассе ещё до войны помещает украинскую армию в ловушку. Массовая мобилизация не даст значимого результата в приемлемые сроки. При описываемом сценарии война просто не продлится достаточно долго для этого, поскольку её остановят усилия западной дипломатии. Причём чем хуже пойдут дела у украинской армии, тем быстрее Запад остановит войну, предложив посредничество. И РФ это предложение примет. Что при этом потеряет Украина, я не знаю, но допускаю, что территории Донецкой и Луганской областей полностью. РФ забрала у соседних стран уже три территориальных образования целиком, может забрать и ещё два. Тем более, что все надежды кремлёвцев начать играть значимую роль в украинской внутренней политике через своих кумовьёв относительно недавно были полностью и без надежды на возстановление дезавуированы Киевом. Кремль может просто приходить и брать; хуже не будет. При этом уровень спокойствия на новой границе ЛДНР будет, полагаю, на порядок выше.
Дополнительным козырем РФ в войне с Украиной может оказаться возможность нанесения ударов по украинским политическим и военным центрам управления посредством ВТО. Как бы ни ругали российские вооружения, но думаю, что редкий "Калибр" до середины офиса Зеленского вполне долетит. Самого Зеленского может и не оказаться на месте, но намёк будет понят. При этом технической возможности ответить симметрично у Украины, как я полагаю, нет.
Таким образом, в принципе РФ может выиграть войну с ограниченными целями - если захочет. Ведь российские козыри, выводящие сценарий за пределы поля украинских преимуществ, нужно ещё решиться применить.
И вот с решимостью могут быть серьёзные проблемы. Сейчас кремлёвцы активно посылают Киеву сигналы о своей готовности защищать республики. Для чего сообщать потенциальному противнику о своей решимости и силе? Чтобы побудить его передумать начинать войну. Путинцы на самом деле не хотят войны. Им и так хорошо. Они станут воевать, если не будет иного выбора, но как именно они будут это делать?
Важнейшим фактором успеха является сильнейшее желание победить. Моральная же готовность признать поражение радикально снижает шансы даже при наличии серьёзных преимуществ. История имеет множество подтверждений этого правила. Так, в Русско-японской войне в Токио очень сильно хотели одержать победу, отчего, собственно, и решились на, объективно, весьма рискованное для них противостояние с Россией. В Петербурге же считали, что если проиграть войну на задворках, Империя от этого не рухнет (и ошибались). Моральная готовность принять поражение часто ведёт к катастрофе независимо от наличия преимуществ. Компромиссный подход побуждает вместо войны искать путь к миру и вырождает управление войной в "здесь воюем, здесь не воюем, здесь мы рыбу заворачивали". Об этом может разказать немецкое командование операции под Дюнкерком. Гитлер был готов помириться с Англией, и получил крах своей империи. Отказ руководства РФ от своих вышеупомянутых козырей будет иметь схожие последствия.
С учётом подобных ожиданий могу сказать, что для русских Донбасса было бы лучше всего, если бы новая война не началась. Тогда единственным последствием текущего обострения будут их новые российские паспорта, с получением коих я буду готов их всячески поздравить.
|
</> |