Возвращение труда

Впрочем, ладно - этому всему (т.е., "отрицанию осмысления труда) был уже посвящен прошлый пост. Тут же стоит сказать несколько об ином. О том, что, во-первых, ничего хорошего из этого отрицания всё равно не выходит - а точнее, выходит только исключительно плохое. (Ещё раз: количество труда в мире не уменьшается - в отличие от недавнего прошлого. А вот качество да, падает парадоксальным образом, несмотря на всё развитие технологий.) Ну, а во-вторых - отрицается тут не просто важная часть человеческой жизни: всё же на работе люди проводят как минимум, четвертую часть жизни. (А если с поездками "туда-сюда" - то и третью!) А то, что, по сути своей выступает БАЗОВЫМ качеством разума вообще: разум возник именно как механизм осуществления трудовой деятельности. (Моделирование будущего - и осуществление планирования на базе созданных моделей - это одновременно базис и трудовой деятельности, и разумной деятельности вообще!)
Но понятно, что существовать подобное положение может только в перевернутом, "обращенном" мире - которым и является современность. И что - рано или поздно - этот "обращенный мир" перестанет существовать, потому, что он может быть лишь миром паразитическим, миром, живущим за счет того, что было создано до него. И поэтому совершенно очевидно, что указанное положение с "трудом" так же является временным, существующим лишь до определенного, причем не слишком уж далекого времени. (Я уже неоднократно писал, что "перелом" приходится где-то на 2040 годы.) После чего должна произойти "нормализация".
Т.е., "возвращение труда" в общественное сознание в "явной форме". Иначе говоря, труд должен стать "общественно-приемлемым", перестать восприниматься, как нечто постыдное, непристойное для человека. (То есть, должно произойти возвращение к "исторической норме", нарушенной отчужденным обществом.) На первый взгляд указанное - изменение серьезное, но не фундаментальное: ну, будут считать, что "человек труда достоин уважения" и всё такое, но что это изменит? Вон в СССР так было - и что? Но на самом деле ситуация тут иная.
И в СССР - напомню ещё раз - издевательское отношение над идеей "человека труда" (когда прямо против этого никто не возражал, но "внутри" все понимали, что "настоящее предназначение субъекта - потребление", и на строили свою жизнь именно на основании указанного) было характерно лишь на "последнем" его этапа. То есть - после того, как подавляющее число производств стало высокоочужденным. (Конвейерное высокоиндустриальное производство.) До этого же - где-то до начала-середины 1970 годов - "человек труда" воспринимался совершенно иначе.
В том смысле, что само время, проведенное на работе, не мыслилось "выброшенным", а т.н. "трудовой коллектив" был реально сообществом более-менее значимых людей. (Ну, не "семья", конечно - но близко к оной.) Что же касается "работы", то она не "начиналась в 8-00 и не заканчивалась в 17-00", люди могли быть увлеченными своим делом в течение всего времени. То есть, уровень отчуждения был много ниже, нежели сейчас. (Некоторые "рецидивы" этого сохранялись до конца 1980 годов - но именно что рецидивы.)
Данный момент давал стране множество преимуществ - начиная с необходимости минимума контроля. ("Охрана" многих производств была формальной... потом, в 1980 годы, оное привело к распространению пресловутых "несунов", но даже тогда это явление было много меньше потенциального.) И заканчивая тем, что люди самостоятельно учились, перенимали новые методы работы и активно внедряли их в жизнь. Настолько активно, что "борьба" с разного рода изобретателями и рационализаторами стала важной задачей начальства. Потому, что чуть ли не каждый хотел чего-то изменить и улучшить! А ресурсов на внедрение этих улучшений не было.(В год в стране регистрировалось порядка 4-5 млн. рацпредложений!)
То есть, помимо "планового" развития технологий - которое и так шло активно - было еще "внеплановое", добровольное и бесплатное (!), и при этом еще рационализаторы и изобретатели тратили свое личное время (а порой и средства) на то, чтобы внедрить придуманное! И да: все оное было на 99% "железным" - т.е., реально работающим, не на уровне "презентаций и роликов". Сюда же, кстати, стоит отнести и "стахановское движение", которое сейчас трактую ошибочно, как "движение за большее количество работы". Хотя на самом деле это было именно что пропаганда рационализаторства, пропаганда творческого отношения к труду - сам Стаханов, напомню, прославился именно тем, что перестроил работу своей бригады под большую эффективность. (А не тупо "бил" больше угля - на деле "тупых" превышений выработки и до него хватало, тут смысл был именно в технологии.)
Ну и да, разумеется: надо сказать, что данная система вела не только к повышению эффективности самого производства, но и давала работникам немалые блага - помимо пресловутой зарплаты. Это - разнообразная инфраструктур "заводского отдыха и развлечений", начиная с пионерских лагерей и заканчивая заводскими санаториями (!) на юге! Турбазы, дома отдыха, стадионы и спорткомплексы, дома культуры - всё это было нормой для любого более-менее значимого предприятия. (Кстати, часто данные объекты строились "по инициативе" коллектива, а так же с применением его - коллектива - сил и средств.) Так же как и практически все детские площадки, подростковые клубы и т.п. - которые создавались именно заводами.
Кстати, отсюда же идет и упадок данной структуры в конце 1980 годов - когда советский человек чуть ли не открыто заявил про то, что ему неинтересно ничего, кроме зарплаты. (И поплатился за рост зарплат ростом пресловутого дефицита! И одновременно - всеобщей обшарпанностью и разрухой, потому, что "заводы" перестали давать деньги на благоустройство, бросая их в неистощимое жерло потребления.) Но это - опять же - будет уже совершенно иная тема. Тут же важно нам только одно - то, что советская ситуация показывает: как изменится мир после перехода через "барьер отчуждения". (То есть, когда отчуждение будет падать, а не расти.)
Потому, что это приведет к некоторому "повторению" советской ситуации. Но не в рамках "спадающего тренда" - как это было в 1950-80 годы - а наоборот, в рамках тренда нарастающего. По которому значение трудового коллектива для человека растет - и растет одновременно и количество благ, производимых именно "этим коллективом" для своих членов. (В противовес количеству благ, получаемых этим "членом" с обезличенной системы "денежного распределения".) То есть, "опять" станет важным создание системы "натуральных благ", причем своими силами! "Опять" станет актуальным изобретательство и рационализация - реальная, не "презентационная", осуществляемая теми, кто реально работает с производством. "Опять" актуальным окажется самообразование. (А не получение "корочек" разнообразных "курсов" и не пресловутый "коучинг".)
Ну, и да, самое главное: опять будет важным "работа в коллективе" в противовес текущему принципу "поиску наиболее оплачиваемой работы". Пресловутая же "мобильность" - т.е., умение "выходить из зоны комфорта" и менять сферы деятельности в поиске наилучшего варианта - окажется скорее отрицательным качеством. (Как и в СССР.) Разумеется, это так же будет не вечно - наступит время перехода уже следующего "барьера", и тогда опять все изменится. Но указанное - это так же тема уже отдельного разговора. (Как там будет - при "развитом коммунизме" - это, если честно, вопрос не самый важный для нас. Потому, что мы-то еще "неразвитый" - т.е., социализм - пройти должны, для нас даже он - невероятное светлое грядущее!)
То есть, да: будет "деглобализация" - парадоксальное состояние "квазивозращения в квазиобщину". (В роли которой будет выступать производственный коллектив.) Временное - см. сказанное чуть выше - но неизбежное. (Нам надо "доиграть" советский период, т.е., сделать то, что можно было бы - в случае благоприятных обстоятельств - осуществить еще в 1960-80 годы, но, к сожалению, этого не случилось. Потому, что обстоятельства были неблагоприятные.) Но обо всем этом будет сказано уже отдельно...
|
</> |