Конец "отрицания работы" и иные особенности будущего

топ 100 блогов anlazz17.04.2025 Если спросить современного человека о том, какая беда его беспокоит больше всего, то с огромной степенью вероятности он скажет: работа! Да, потом будет болезнь, потом возможно еще что-то - война, природное бедствие и т.д. - но на первом месте среди "зол" для него всегда стоит необходимость идти на свое рабочее место. И наоборот - отдых всегда и везде рассматривается, как высшее благо: человек - с т.з. нашего современника - рожден чтобы отдыхать, и лишь судьба-неудачница гонит его на работу. Отсюда - культ отдых, культ праздности, который проявляется через очень многие вещи. Начиная с пресловутых "понедельничных стонов" - и прославление "пятницы", как лучшего дня недели. (В который можно - наконец-то - начать активно убивать свое здоровье при помощи алкогольного яда и пищевых шлаков.) И заканчивая образом "красивой жизни", которая всегда представляется, как "жизнь на отдыхе". (В том же кинематографе миллионеры буквально "кочуют" с курортов на яхты, с яхт на приемы, с приемов - в рестораны и т.д., и это считается идеалом.)

Понятно, откуда это идет: как уже было сказано, для "человека-функции" время, проведенное в состоянии этой "функции", есть время, целиком и полностью выброшенное из жизни. Сорок часов в неделю у него убивает работодатель - а если учесть еще и время на то, чтобы приехать и уехать на работу, то оное будет еще больше. И только то, что остается "за вычетом", и является настоящей человеческой жизнью. Да, я пишу без кавычек - обитатель "отчужденного мира" живет именно тогда, когда "отдыхает" - об этом еще Маркс писал более 150 лет назад. И разница тут только в том, что - как уже неоднократно говорилось - в современности отчужденной становится вообще ВСЯ производительная деятельность, включая бытовое обслуживание. (То есть, даже в "украшении себя и обустройстве жилища" уже нет выхода из этого состояния.) И в "идеале современности" - швабовском квазифашизме - человек, по сути, оказывается "внутри" некоей глобальной "мегафабрики", куда и входят все эти "коливинги" и самокатные прокаты...

Впрочем, ладно - оное уже совершенно иная тема. Тут нам важно то, что в отчужденном обществе трудовая деятельность является: а) однозначно ненужной для субъекта; б) потребляющей его ресурсы (время, силы); Отсюда нетрудно понять: почему любые попытки "трудовой мотивации" в подобном мире приводят к одному и тому же результату. А именно: к изобретению всё новых форм имитировать эту самую "мотивацию", ну и вообще, работу. (Т.е., прилагать как можно меньше усилий, а главное - делать так, чтобы как можно больше минимизировать ответственность.) А поскольку сами "мотиваторы" так же находятся в рамках подобных же представлений, то... в общем, получается чистый абсурд: работают сейчас много, толку от этого мало - а главное, все недовольны. (Работники - тем, что с них требуют, работодатели - получаемыми результатами.)

Ну, а самое забавное: современный человек просто представить не может какую-то иную ситуацию. То есть, для него любая мысль о том, что "работа может быть чем-то иным, нежели каторгой" выглядит невозможной. Поэтому он ПРОСТО НЕ МОЖЕТ понять смысл коммунизма - т.е., общества, в котором трудятся без принуждения, он просто не обладает "понятийным аппаратом" для этого. (Точнее - "аппарат" то он может освоить, но будет уверен, что тут есть какое-то надувательство.) Отсюда - категорическое неприятие коммунизма вообще, и социализма, как начальной коммунистической стадии в частности. (Ну, а поскольку до некоторых доходит тот факт, что "современность" вырождена, то они делают попытку оторвать социализм от коммунизма, трактуя первый, как некий вариант "капиталистического мира", только со "справедливостью.)

Почему это забавно? А прежде всего, потому, что еще сто лет назад указанного момента - в значительной мере - не было! Да, именно так: для того же крестьянина идея "работы, как смысла жизни" - а не как каторги, принуждения - была много ближе, нежели для современного офисного работника. Даже несмотря на то, что сам крестьянский труд был не просто тяжел - а очень тяжел. (И уж конечно, несравним с трудом "офисного планктона".) Собственно, даже требования крестьян тогда имели смысл в ... разрешении работать и получении возможности работать. (Ну, а как еще трактовать идею предоставления всем земли в пользование? Причем, чем больше земли - тем лучше!) Собственно, и сам социализм для крестьянина виделся, как: а) уже указанное наличие земли, причем распределение её "по едокам" - т.е., см. выше, чем больше, тем лучше; б) отказом от малейшего отчуждения в работе - то есть, чтобы сам крестьянин решал, что делать и как делать. (Это реально была очень большая проблема, потому что этот крестьянин - при всем прочем - крайне не любил менять формы хозяйствования на более прогрессивным. Поэтому так и не получилось "добровольных кооперативов" - пришлось проводить насильственную коллективизацию, хотя Советская власть тянула тут до последнего.)

Впрочем, оное - так же уже иная тема. Нам тут важно в данном случае только то, что идея "добровольного неотчужденного труда" в России (например) 1920-30 годов была достаточно очевидной. Причем, не только в случае крестьянства: рабочие, во-первых, были в целом "горожанами в первом поколении", и прекрасно помнили то, как работали "на своей земле". А, во-вторых, сами производства были еще "доконвейерные", что приводило к достаточно низкому уровню отчуждения. По крайней мере, понятия "свой станок", "свой цех", "свой завод" тогда были отнюдь не пустыми. И да, главное - понятие "свой коллектив", т.е., общественная группа, где ты не просто "единица", "функция", а практически друг и брат. Это - так же было. До тех пор, пока тренд на повышение производительности не привел к росту специализации - а затем и функционализации субъектов.

Собственно, именно поэтому где-то до 1970 годов у большинства не было никаких проблем "с коммунизмом". В том смысле, что последний воспринимался не как отвлеченная идея, а как практически завтра возможный вариант общественного устройства. Ну, в самом деле, что нам мешает жить и работать по коммунистически? - думали тогда. И отвечали: слабое развитие материальной базы! Да, мы слишком мало еще всего производим для того, чтобы перейти к этому, слишком высока ответственность за каждое действие (да, именно так), и поэтому приходится использовать "материальное стимулирование". Но это пока! Когда же технологии разовьются до того, что позволят компенсировать отдельные "огрехи", а так же снизить необходимые затраты сил до некоторого предела, вопросов в плане введения добровольного труда не будет!

Да, это был совершенно иной мир - по сути своей - нежели "современность", или, скажем, "предсовременность" 1970-80 годов. И конечно же, понятно, что представления оные были наивными... а точнее, они были слишком "линейными", они не учитывали того, что повышение производительности труда "на том уровне" было возможно только через рост специализации, через усиление разделения труда со всеми вытекающими. Но в данном случае важно не это. А то, что данный момент прекрасно показывает: "современное миропонимание" не просто неуниверсально. (Т.е., люди в иных ситуациях не обязаны думать и действовать так же, как думают и действуют наши современники.) Наоборот: оно более, чем локально, потому, что даже в "классовом мире" подавляющая часть жителей Земли в подавляющую часть времени ощущали себя полностью противоположно, нежели мы. (А значит, "апелляция к себе", к своим ощущения - дело исключительно ошибочное! И делать так - например, представляя "себя в будущем" - нельзя в принципе.)

И уж конечно, более чем локально "сверхотчуждение сверхиндустриала" последних десятилетий - когда даже поход в магазин или замена лампочки "отдается на оутсорс". (Еду приносят курьеры, а лампы меняют "лицензированные электрики".) За что приходится платить еще большим "выкладыванием" на своем рабочем месте: ну да, конечно, можно думать, что курьеры "работают за спасибо" - но ведь все же понимают, что это не так. И что в мире, где все - за деньги, бесплатного ничего не бывает! Впрочем, тут мы опять уходим от темы. Поэтому - возвращаясь к тому, с чего начали - стоит только сказать, что на указанном фоне вопрос о "возвращении труда" в сферу человеческого интереса, т.е., о превращении последнего с "подневольного" в "свободный" не выглядит какой-то неразрешимой проблемой. Скорее наоборот: тут мы (люди) всего лишь возвращаемся к тому состоянию, в котором жили тысячелетиями! Где-то 10 тыс. лет с момента неолитической революции - когда появилось понятие "свое хозяйство". Что по сравнению с этим менее 100 (а если честно, то не более 50) лет "отчужденной нормы"!

Причем, за это время (50 лет) "человек отчужденный" умудрился, фактически, угробить все, что можно - от семьи до природы. Так что да: "будущий переход" - это всего лишь возвращение к реальности. Со всеми вытекающими последствиями. Но об этому будет уже в следующем посте...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На  сегодня был талончиг к неврологу на 10:1 5 . Сижу час и впереди народ на 09:30... Врач хорошо знакомый, вышел спросил кратко "чо?", дал еще одну таблетку "кетонала" и отправил на рентген. Я в очереди 9-10. Люди стоя с 9 утра. На улице лютый прилютый филлиал адика, кондюков в коридо ...
В конце 80-х смотрел американский фильм "Большой", где 13-летний мальчик, загадав желание уличному автомату, на утро превращается в 30-летнего мужчину с сознанием ребенка. Было не смешно, было нелепо и грустно даже фильм этот смотреть. Не думал, что тогда, когда я сам повзрослею, этот ф ...
Между тем. Жители Херсонской и Запорожской областей должны таёрдо знать, что  Россия больше никогда не оставит эти свои исторические земли никакой банде "нацистов-наркоманов" Все должны быть в этом чётко уверены.. И Русские, и советские, и приспособленцы-выживальщики и ...
Сегодня, 27 декабря, свой день рождения отмечает Алёна Винницкая - украинская певица, известная как участница группы "ВИА Гра" и как сольная исполнительница. Предлагаю вспомнить одну из её песен. ...
Постоянное удлинение сроков карантинов начинает напоминать операцию по приучиванию населения жить бедно. Кроме основного, медицинского эффекта по замедлению распространения вируса, «вечный» карантин заставляет людей привыкать к пониженным нормам потребления. Мы никуда не летаем, мало ...