рейтинг блогов

ТОП-5 причин, почему мы хотели учиться, а наши дети не хотят

топ 100 блогов smapse05.05.2022

Это актуальный вопрос для нашего времени: ощутимый процент школьников не очень стремится к получению новых знаний – у подростков рассеяно внимание, их тяжело заинтересовать.

ТОП-5 причин, почему мы хотели учиться, а наши дети не хотят

Учителя и преподаватели изобретают всё новые способы подачи материала, чтобы удержать внимание современных детей и подростков. Но ведь при возникновении такой проблемы справедливо обратиться к родителям: достаточно ли они занимаются дома с ребятами? А может, просто плохо объясняют им важность получения образования?

Куда может исчезнуть мотивация учиться?

Это дискуссионный вопрос, на который трудно дать однозначный ответ. Мы попробуем разобраться, почему подход к получению образования у современного поколения школьников отличается от предыдущих.

На эту тему есть несколько разных точек зрения, обобщив которые мы получим несколько ключевых причин снижения учебной мотивации у школьников:

Недоработки учителей

Самая популярная причина плохой успеваемости детей. Учителям и раньше доставались осуждающие комментарии по поводу того, что они не стараются делать свою работу – сейчас тенденция усиливается. А ведь в советских школах ситуация была иной: ответственность за плохую успеваемость полностью ложилась на плечи родителей. Их вызывали на разъяснительную беседу, результатом которой становилась более тщательная «слежка» за отпрысками. Авторитет учителя имел бОльшее влияние: если педагоги говорили о необходимости дополнительного контроля ученика со стороны родителей – этой рекомендации следовали без обсуждения. Сейчас взрослые легко могут обесценить слова школьного учителя, списав детскую лень на низкую компетентность преподавателей.

Отсутствие стимула

ТОП-5 причин, почему мы хотели учиться, а наши дети не хотят


Современные дети и подростки имеют меньший стимул обучаться, чем то же поколение 90-х. Раньше получать двойки или остаться на второй год считалось стыдным: родителей нерадивого школьника ставили перед фактом неуспеваемости на работе, перед всем трудовым коллективом. А школьный коллектив применял конкретные воспитательные меры: за отстающим учеником закрепляли отличника, заставляющего его учиться до момента, пока успеваемость не повышалась.

Сейчас ситуация с двойками другая. Плохие оценки проблематичны для учителя в первую очередь: начиная от возмущенных родителей нерадивого ученика, любящих пригрозить обращениями в какие-нибудь инстанции, и заканчивая оформлением разных бумаг. Документация помогает отследить, что с отстающими учениками материал был проработан. Поступление в университеты на бюджетное место не сильно беспокоит сегодняшних выпускников школ – они знают, что родители могут позволить себе оплатить их обучение.

Недостаточно навыков

Учиться хорошо наверняка мечтает каждый школьник. Однако все дети обладают разными умениями и навыками, когда приходят в школу, поэтому история с успеваемостью у каждого своя. Кому-то недостает усидчивости, другим требуется время для формулировки правильного ответа. Всё зависит от особенностей психики человека: тип мышления, концентрация, устойчивое внимание, память и не только. Ответственность за развитие этих базовых навыков лежит на плечах родителей – их развивают задолго до школьного обучения.

Не хватает базы для обучения

Специалисты отмечают, что перед освоением знаний всегда идет развитие речемыслительного аппарата — это фундамент, на котором формируются новые навыки. Есть смысл приучать детей к живому общению с родителями или ребятами на улице. Многие взрослые увлекаются цифровыми технологиями как удобным способом отвлечь или развлечь ребенка. Потом они удивлены, что малыш не проявляет интереса к познанию мира (или к занятиям в школе)? Развить мышление и речь поможет чтение книг + постоянное общение с живыми людьми.

Отсутствие систематического повторения

В современных образовательных программах дети на каждом уроке рассматривают новую тему, а времени на повторение и закрепление материала не остается. Здесь, как пример, выигрывает советский подход к школьному обучению, где повторение материала было обязательной частью обучения. Так ученики успевали усвоить знания, а как следствие – получить хорошие отметки на ближайшей контрольной. Не исключено, что на текущую ситуацию повлияло общее увеличение темпа жизни – появилась необходимость усваивать новые знания быстрее.

Дети не приучены ждать и вкладывать труд

Можно сказать, что дети избалованы: вниманием, подарками, праздностью. Быстро получают, что просят, а если им нет – начинают капризничать, манипулировать и... всё равно получают своё. В основном это происходит, потому что родителям так проще: дать или купить вещь с целью остановить крик или истерику. Дети, выросшие на таких условиях, не привыкли прикладывать усилия для получения желаемого, договариваться, преодолевать препятствия, а самое главное – чувствовать радость от обладания! Трудности часто вызывают у них просто отказ.

Перегрузка делами и занятиями

ТОП-5 причин, почему мы хотели учиться, а наши дети не хотят


Сегодняшние родители так организуют день ребенка с момента дошкольного возраста, что нет ни одной свободной минуты, чтобы просто посидеть или поиграть. Многочисленные разнообразные секции или кружки, призванные раскрыть потенциал юного вундеркинда, часто приводят к раннему перегоранию, а затем – к отсутствию мотивации к получению дальнейших знаний.

Мы не претендуем на абсолютность этих факторов: есть в российских школах ребята без проблем с интересом к учёбе, которые даже успевают проявлять себя на олимпиадах или других конкурсах. Значит, такой результат – вопрос правильного подхода к образовательному процессу?

Что же делать?

ТОП-5 причин, почему мы хотели учиться, а наши дети не хотят


Для решения вопроса низкой мотивации сперва определите, какой из перечисленных раньше факторов послужил причиной, а после – проработайте ее. Вот проблемы, встречающиеся наиболее часто.

У ребенка слишком насыщенный распорядок дня

ТОП-5 причин, почему мы хотели учиться, а наши дети не хотят


В наши дни это частое явление. Однако, как бы ни хотелось родителям, расписанный поминутно день не всегда полезен. При насыщенности занятий дети могут быстро устать – так закономерно появляются попытки увильнуть от очередного важного дела.

Чем плохо: Такой подход лишает ребенка свободного времени, которое можно провести по своему усмотрению: отдыхать, мечтать или что-то придумывать. Так он всегда будет вынужден куда-то бежать, не проявляя волю или творчество. Это убивает креативность и самостоятельность, поскольку маленький человек постепенно привыкает действовать по расписанию, не прислушиваясь к желаниям.

Как быть родителям: Если они замечают апатичность ребенка, когда у него появляется свободное время, – стоит снизить нагрузку. Сделайте так, чтобы появилось личное время, которое можно потратить по своему усмотрению: для игр с кошкой, баловства, изучения мира удобным детям способом. Для дошкольников это ежедневно минимум 3-4 часа!

Важно, чтобы между делами в расписании были перерывы – не только на еду, но и статичный отдых. Молодому организму потребуется время, чтобы восстановиться на протяжении дня.

У школьника оказался запущен какой-то предмет

Также одна из частных причин отсутствия желания учиться – запущенность материала. Обычно упустив материал на начальном этапе изучения дисциплины (математика, физика, химия), в старших классах школьник сталкивается с более сложным уровнем, а осилить его не может – не хватает базовых знаний.

Чем плохо: Школьник может сам хотеть исправить ситуацию, подтянуть предмет. Однако материала пропущено так много, что он не знает, как к дисциплине подступиться, чтобы улучшить положение. Как итог: школьники просто делают вид, что занимаются, на самом деле саботируя процесс – в классе или дома.

Как быть родителям: Сперва осознайте, что ребенок не разберется с этой ситуацией без помощи родителей. Уговоры, угрозы, напоминания про экзамен – всё это просто не подействует. Когда знания отсутствуют, нравоучения не помогают, а вызывают чувство вины и неполноценности. Если родители сомневаются, что могут грамотно и понятно объяснить своему школьнику пропущенный материал – самое время обратиться к репетиторству.

Практика показывает: как только ученик начинает разбираться в предмете, естественный интерес к учёбе возвращается сам. На этом этапе важны поддержка родителей, положительные эмоции, ощущение радости от побед – даже маленьких.

Метод подойдет при самых запущенных случаях. Если подойти к решению вопроса систематично и ответственно, то за полгода троечник может стать уверенным хорошистом.

Не удается наладить контакт с учителем

Еще одна популярная причина низкой успеваемости или снижения мотивации. Мы не призываем обвинять учителей в неумении наладить контакт с детьми! Причина проблемы – не отсутствие профессионализма, а человеческий фактор. Психика людей устроена так, что невозможно симпатизировать всем подряд, так же как нас не будет любить каждый человек, с которым мы столкнулись в жизни.

Чем плохо: Неприязнь и дискомфорт при общении чувствуют обе стороны. Повлиять на ситуацию может только учитель, а не школьник – если первый сгладит свое восприятие несимпатичного ему ученика. Но если взрослый человек наверняка раньше сталкивался с аналогичной ситуацией, то для ребенка это стресс. Чтобы его минимизировать, школьник попытается убрать из жизни раздражающий фактор – например, начнет прогуливать занятия.

Как быть родителям: Оставаться на стороне чада независимо от его возраста. Опасно выбирать тактику осуждения: с одной стороны давит учитель, с другой – вы. Ребенок подсознательно будет искать поддержки у родителей. Действуя таким образом, вы рискуете потерять контакт – он эмоционально закроется, а изменить ситуацию обратно будет сложно.

Попробуйте обсудить ситуацию с педагогом, но если проблема отрицается учителем – смело меняйте класс или школу. Цена решения – будущее образование и спокойствие ваших детей. При этом не бросайтесь в крайности – перед принятием итогового решения разберитесь в ситуации. Например, установите возможные причины неприязни, объясните ребенку, из-за чего возможна такая реакция на его поведение – может, школьник сам неосознанно провоцирует конфликты.

Детские интересы отличаются от школьной программы

Бывает, что дети теряют заинтересованность в обучении, потому что голова занята мыслями о более увлекательных для них вещах. Например, подростковая влюбленность – школьникам свойственно сильно увлекаться чувствами. Поэтому мальчик или девочка могут начать витать в облаках, постоянно думая про объект симпатии. Другой пример: ребенка настолько сильно увлекает живопись, экстремальный спорт или музыка, что хочется заниматься только этим.

Чем плохо:  Если вопрос не решать – успеваемость пострадает быстрее всего. Если подростку хватает сил, чтобы успевать всё (уроки посещать, хобби заниматься), конфликтов с учителями нет, но предмет провисает по оценкам – значит, фокус внимания сосредоточен на чем-то другом.

Как быть родителям: У этой ситуации есть свои тонкости, поэтому возможны несколько вариантов решений. Иногда такой всплеск интереса проходит, как и появился, – сам собой. Однако не советуем слишком рассчитывать на этот вариант.

Если интерес со временем не угасает, родители могут попробовать интегрировать детские увлечения в учебный процесс. Например, через увлечение спортом демонстрировать наглядно действие законов физики на практике. Важно говорить на языке ребенка! При желании и увлечение мемами или другими видами интернет-контента можно использовать с пользой для образования.

Негативная обстановка в классe

ТОП-5 причин, почему мы хотели учиться, а наши дети не хотят


Эта причина снижения учебной мотивации встречается не слишком редко, а ее решение повлияет на благополучное будущее нынешнего школьника. Тяжело учиться с удовольствием, проявлять себя, когда в классе ученика кто-то обижает, гнобит, проявляет агрессию.

Чем плохо: Это давление и психологическое насилие в чистом виде. Раньше дети самостоятельно справлялись с подобными ситуациями – но кто знает, какие травмы потом притянулись во взрослую жизнь? Сегодня тема травли и буллинга стала открыто обсуждаться. Родители могут подключаться к решению проблемы без опасений усугубить ситуацию.

Как быть родителям: убедитесь, что столкнулись именно с этими неприятными явлениями. Понаблюдайте за ребенком какое-то время, поговорите про школьные дела, успехи и просто новости. Если заметили, что чадо стало заикаться, появились тики, резко пропало желание посещать школу или ухудшился сон – есть вероятность, что у него неприятности. Поговорите об этом. Без давления и нейтрально, если отношения у вас не очень доверительные. При необходимости решительно привлекайте к вопросу учителя или администрацию школы.

Параллельно с этим помогите ребенку понять, как нужно было себя повести – на личном примере или посредством психолога. После чего наблюдайте за ситуацией: если ребенок попробовал сам решить проблему, но она усугубилась – незамедлительно вступайте на его защиту.

Подведем итоги

Призываем родителей помнить, что ребенок может выйти из школы отличником с психологическими проблемами и соответствующим синдромом. Или окончить школу троечником, зато с устойчивой психикой, умением общаться с другими людьми и адекватным восприятием окружающего мира.

Ребенок должен понимать, что знания важнее, чем оценки. Преуспеть в жизни помогают и другие вещи:

  • Эмоциональная устойчивость
  • Навык самоконтроля
  • Социальный интеллект
  • Умение разговаривать с разными людьми
  • Выход из конфликтных ситуаций
  • Выстраивание личных границ и уважение чужих.

Конечно, просто требовать от ребенка отличных оценок намного проще, а вот развитие социальных и эмоциональных навыков требует вовлеченности родителей. Зато результат приложенных усилий в перспективе окупит ваши ожидания или даже превзойдет. Поэтому не спешите судить строго ребенка, если он вдруг стал приносить тройки – проявите мудрость в решении этого вопроса.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Маска 111Skin Rose Gold Brightening facial treatment mask: состав неплохой, понятно, что глицерин (увлажняет). Много всякого полезного растительного. Но со склонностью к акне лучше не надо, т.к. в составе ирландский мох. Я эту одну все равно попробовала. Ощущения прекрасные после ...
* Депутат Госдумы Виталий Милонов внес в парламент законопроект «О правовом регулировании деятельности социальных сетей». По замыслу автора, это будет новый федеральный закон, регулирующий общение в интернете. По инициативе Милонова, соцсетями не смогут пользоваться дети до 14 лет ...
Любимый мой умник прав! "Вы думаете, всё так просто? Да, всё просто. Но совсем не так." Альберт Эйнштейн. ...
Итак, объявляется летняя охота за обоями для рабочего стола. Снова, как и в конце весны любой читатель моего журнала или случайный гость могут заказать себе любую из моих фотографий себе на рабочий стол. Фотографии выбирайте в постах с тегами ...
В жизни каждого человека возникают ситуации, когда появляется срочная необходимость в денежных средствах. Одолжить у друзей, коллег или знакомых могут далеко не все граждане. Что же делать в сложившихся обстоятельствах? Выход есть – обращение МФК. Онлайн-кредит: быстро, легко и ...