Про "благо понтов", Мараховского и социальную динамику

топ 100 блогов anlazz09.06.2024

В последние несколько дней мы можем наблюдать забавнейшее явление: огромное количество умных (реально) и понимающих людей занимаются ... оправданием высоких цен на экскортниц в Петербурге. Дело в том, что в оном города проходит пресловутый Экономический форум, что и - помимо всего прочего - привело к тому, что в указананной области случился дефицит со всему соответствующими последствиями. Сейчас, кстати, уже не понять: кто вообще забросил эту тему в публичное пространство, и зачем. (Ципсо? Возможно. Но, с другой стороны, кажется, каждый раз по поводу ПМЭФа поднимается тема дороговизны.)

Впрочем, это не важно. Важно, что это вызвало совершенно ожидаемое возмущение части граждан. Из тех, кто следит за подобными вещами.) Другие же, кстати - как я, например - все эти "международные форумы" всегда пропускают мимо (ниже будет сказано, почему), и если бы не то, что случилось "потом", ни про каких экскортниц не узнал бы вообще! А "потом" произошло вот что: в ответ на указанное возмущение тем, что находящаяся в тяжелом положении страна заслуживает более рационального использования средств, описанные выше "умные граждане" выдали серию постов. (Начал, наверное, Мараховский - хотя это совершенно не важно.)

Смысл которых (постов) состоял в том, что "не надо стесняться понтов", показательного потребления и прочих подобных вещей. Ибо это ... ведет к укреплению нашей страны, к росту ее возможностей и все такое! Как написал умнейший из указанных: "Демонстрация процветания есть сильнейший пропагандистский инструмент. СССР убили не только идиотская экономическая политика пополам с идиотской национальной, но также и зависть.Это была зависть советских людей к потребительскому процветанию, демонстрируемому в каждом кадре каждого просачивающегося в Советский Союз фильма. К баночному пиву и виски, к синим штанам системы «джинсы», к виллам с бассейнами киношных злодеев, к домикам с гаражами киношных положительных персонажей, к шикарным красоткам material girls 1980-х, к жевательным резинкам..."  (Ссылка не пост Мараховского - потому, что последний пишет только на платных ресурсах.)

Надо сказать, что в данном случае этот "умнейший" очень сильно утрировал советскую ситуацию и напутал - думаю, сознательно - в причинах и последствиях, но не суть важно. Важно то, что даже если принять данный пункт, как "верный", то останется все равно, известная проблема. Состоящая в том, ПОЧЕМУ в СССР  был именно такой "культ аскетизма" - без баночного пива, джинсов (уточню: американских джинсов, ибо не котировались не только советские штаны подобного рода, производство коих было налажено к 1988 году, но и индийские, например), виллам с бассейнами и шикарным красоткам для некой категории "избранных".

Ибо, во-первых, "мараховская мысль" не является каким-то там биномом Ньютона, недоступным для понимания - наоборот, ее очень широко любили демонстрировать те же западные идеологи. (И в СССР, разумеется, оную знали.) Ну, а во-вторых, давайте честно скажем: те же "избранные" - кои как раз и определяют развитие страны - думаю, не прочь были бы себе завести виллы-яхты-персональные самолеты и т.д. Или вы думаете, что они там были идиоты и аскеты. (Наоборот - тот же Брежнев был совершенным жизнелюбом, да и кроме него оных хватало.)

Но почему же общество тогда удерживалось в парадигме равенства? (Еще раз: примем пока то, что Мараховский прав - пока!) Ответ на это, впрочем, так же несложен: это делалось потому, что люди, стоящие ТОГДА у власти, прекрасно помнили - что было во времена, когда "мараховская правда" целиком и полностью охватывала страну. Во времена поздней Российской Империи - в особенности какого-нибудь 1915 года, когда логистический кризис еще на накрыл страну своей костлявой рукой, и оная еще жила "на всю катушку", несмотря на Первую Мировую войну.

Да, тогда так же гремели банкеты - "во славу русского оружия", разумеется. Так же строились роскошные особняки и доходные дома с шикарными квартирами. (В Петербурге полно оных с временем постройки 1914-1917 годов.) Так же... впрочем, джинсов не было, но вот фраки и прочие мундиры "гражданских служащих" с роскошным шитьем, бриллианты и соболя дам реально блистали. Нет, такую страну нельзя было назвать "страдающей", нельзя было изображать "бедной старушкой с красным флагом", такая страна реально была "величественной панорамой шикардоса с шутихами, икрой, дамами, концертами и прочими веселухами, над которыми реет командующий прямо из Лахта-центра". Ну ладно, из Зимнего Дворца - но сути это не меняет. (Кстати, командующий был действительно отменный - фанат здорового образа жизни, прекрасный семьянин и меткий стрелок. По воронам.)

Но закончилось тогда все не очень хорошо. Можно даже сказать, все плохо закончилось, и если бы не большевики, то, возможно, мы вообще бы больше слово "Россия" на карте мира не имели. Конечно, это случилось не только - и даже не столько - потому, что были соболя и Veuve Clicquo на банкетах. (В реальности элиты прожирают не столь уж большие суммы относительно ВВП.) Однако некую связь между тем, что "лучшие люди страны" занимались тешанием своих понтов, и тем, что случилось в 1917 году (вроде распада армии, массового дезертирства и т.д.) можно было вполне увидеть.

Большевики и увидели. И поэтому решили твердо, что "этого у нас не будет", что эти "понторезки" есть антитехнология, коя только все портит и ломает. (Например, Российскую Империю.) Разумеется, это не значило, что оные были все - см. сказанное выше - ангелами во плоти, не любившими хорошо пожить! (Такие были - например Ленин или Дзержинский - но это единицы.) Однако понимание связи между "показным жизнелюбием" властителей поздней Российской Империи, и подвалом Ипатьевского дома было, думаю, у всех. Со всеми вытекающими последствиями.

И поэтому да, был некий "культ аскетизма" - в большинстве показного, конечно, однако даже в этом случае до уровня жизни "верхнего среднего класса" Империи уровень жизни советской верхушки не дотягивал. Который - вопреки высказываниям Мараховского - прекрасно работал в плане формирования нужных настроений масс. Работал до вполне определенного времени, которое можно определить где-то как "вторая половина 1960 годов", после чего работать перестал. И превратился - реально - скорее в недостаток, нежели в достоинство. (Ну, разумеется, тут очень сложная тема, однако оспаривать то, что "недостаток джинсов и жвачки" - а точнее, осознание важности "недостатка джинсов и жвачки" - было проявлением серьезного общественного кризиса, разумеется, нельзя.)

То есть, что нам важно понять? А то, что на самом деле или не понимает тот же Мараховский и Ко, или же делает вид, что не понимает. То, что на различных этапах развития общества актуальными выступают различные же модели поведения. (И да: какого универсального "стремления к повышению популяционной ценности" на самом деле нет. Есть подобное устремление, характерное для вполне конкретной локальной ситуации - условно, 1970-2020 годов. Которое, конечно, для всех живущих кажется "вечной истиной" - но понятно, что вечность эта очень смешная. И когда-нибудь - причем, не сказать, чтобы в дальней перспективе - уйдет в небытие. Так же, как, например, ушли в небытие "ценности большевистского аскетизма" в 1960 годах.

И значит, то, что было - и еще кажется - ценным вчера и сегодня, завтра может быть с легкостью выброшено на помойку. Как, например, были выброшены балы и роскошные приемы, дорогие содержанки (вроде Ксешинской, бывшей аналогом текущих экскортниц) и прочие "царские и великокняжеские охоты". И хорошо еще, что без выбрасывания на помойку тех, кто все это поддерживает... впрочем, Мараховские и Ко, разумеется, очень быстро смогут переметнуться на "победившую сторону". (И это не будет предательством - это будет предвидением.) Во время Революции так было очень часто.

Впрочем, ладно - все это мелочи по сравнению с главным. С тем, что - см. сказанное выше - никогда и нигде не стоит считать "свою" или "господствующую" модель поведения вечной! Даже если она - пока - работает хорошо. Собственно, СССР погорел именно на этом - не конкретно на джинсах и жвачке, а именно на том, что "не понял" перехода к новому этапу, при котором "джинсы и жвачка" стали вдруг ценностью. (Если что, то "западофилы" в некотором количестве были даже в 1940 годах, а уж про 1920 и НЭП лучше не вспоминать. Но тогда они были маргинальны - и начали распространяться, как инфекция только после определенного момента.)

Но об этом - понятное дело - надо будет говорить уже отдельно.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Государство в опасности. Слышно, как потрескивают его шпангоуты и балки, как чудовищные льды наваливаются на его борта. Государство нуждается в поддержке народа, нуждается в поддержке элит. Государство является высшей ценностью народа, который слишком часто расплачивался за своё недоверие ...
Шёл третий месяц отпуска. Встретили Новый год, вот-вот Рождество, потом Крещение. Но уже охватывает знакомое возбуждение — организм требует смены деятельности, или в данном случае бездеятельности. Душа хочет путешествия. В один миг прилетела мысль — давненько я не ездил в Старую Руссу. ...
В очередной раз - к вопросу о культуре усилий и последствиях её отсутствия. Пожизненный приговор "снежинке" из Казани, вынесенный вчера Верховным судом Татарстана, в целом удовлетворил и родственников убитых дегенератом людей, и гражданское общество. Отсылки к атрофии клеток ...
Не корысти ради а токмо во исполнение воли Е. Боннэр. С уважением, Лев ...
"В среду, 22 февраля, в Невском райсуде Санкт-Петербурга было оглашено решение по очередному иску к так называемой "фабрике троллей" - ООО "Тека", сотрудники которой размещают в интернете комментарии в поддержку российских властей. Судья, огласив только резолютивную часть решения, ...