Искушение Европой

Пока же стоит сказать, что обычно этот момент объясняют "эффективности пропаганды" или пресловутой "культурной гегемонией" - коя на самом деле есть та же пропаганда, только иными словами. Но указанный "ответ" - так же, как и все иные, продиктованные "обыденным мышлением" ответы - в реальности является ошибочным. Отсюда, разумеется, вытекает ошибочная стратегия, которую пытаются использовать некоторые незападные социумы - например, Россия/СССР - состоящая в создании своей системы пропаганды и культурной гегемонии. (Причем, что забавно: ошибочность этой идеи стала еще в позапрошлом веке - если не в позапозапрошлом - но наши "образованные обыватели" до сих пор уверены в том, что именно этот путь нам нужен.)
Потому, что на самом деле "культурная гегемония" Запада, конечно. есть. Но только она не ПРИЧИНА западного доминирования, а его СЛЕДСТВИЕ. Потому, что причина той "сверхвласти", которую Европа до сих пор имеет в умах людей, лежит не столько в том, что она обрушивает на них массу "культпродукта". (В котором излагает "свою точку зрения".) А в том, что она может этот "культпродукт" производить - и производить легко, без "надрыва", который характерен для всех остальных социумов. Ну, а последнее связано с тем, что (условная) Европа банально имеет избыточные средства, на которые, собственно, и питается пресловутая "культура".
Ну, а последнее - как уже неоднократно говорилось - вытекает из возможности колониального ограбления в той или иной форме. Начиная с прямого грабежа: скажем, "великая британская культура XIX века" целиком и полностью была оплачена за счет Индии. (Все эти писатель, ученые, художники и т.д. - они все выросли на "крови и поте" индийцев. Хотя, конечно, и своих английских рабочих они высасывали сполна.) И заканчивая продажей товаров по завышенным ценам - а так же закупке до заниженным. (Скажем, стоимость программных продуктов, производимых Западом, ИМХО, завышена на пару порядков, а цена нефти - занижена как минимум в пару раз.) Ну, и да: как вишенка на торте - "валютный" и "ценнобумажные" насосы современности. За счет которых и получается поддерживать все эти "права меньшинств", "развитие инклюзивности", феминизм и прочее "расовое разнообразие".
Самое же главное: удается поддерживать высокий уровень жизни всех, кто занимается подобными "делами" - всей этой "инклюзивной феменистической меньшинственностью путем борьбы с углеродным следом". (То есть, тем, что прямо не приносит прибыли - но требует немалых затрат.) Начиная с пресловутых активистов - кои машут плакатиками и прогуливают школу. И заканчивая пресловутыми дискурсмонгерами, "мыслителями", которых мало кто читает - но которые ходят в хороших костюмах, ездят на дорогих автомобилях и сидят рядом с ворочающими триллионами дельцами.
Понятно, что каждый "мыслитель" из стран Третьего Мира с удовольствием бы оказался на их месте. Нет, конечно, он ("мыслитель") может (даже) иметь совесть, и даже может сказать себе, что не будет совершать предательство ради получения хорошего костюма. Но при этом искушение дискурсмонгерством у него все равно останется. А вот у дискурсмонгера нет и быть не может искушения стать "мыслителем из Третьего мира" - потому, что в Третьем мире "мыслительство" практически не оплачивается.
То же самое относится и к активистам: активист, например, из России всегда большими восхищенными глазами смотрит на активиста в Европе - потому, что "у нас" активистничать можно, только активно прислуживая западным НКО и получая за это относительно небольшие деньги. (Зато большой риск люлей.) Поэтому практически ВСЕ представители данной категории являются очевидными западниками. Про "людей искусства" можно сказать примерно то же самое. Ну да: даже самый бездарный голливудский актер живет лучше, нежели современная российская "звезда" - а про советское время и говорить нечего. (В СССР даже "культурный сверхгигант", вроде Высоцкого, имел очень скромный потребительский уровень.)
Поэтому любой советский писатель, поэт, режиссер и т.д. всегда имел огромное давление со стороны "цивилизации" - и надо было иметь огромную силу воли для того, чтобы не поддаваться ей. Сейчас, конечно, ситуация несколько изменилась - но не слишком радикально. Поэтому-то любые гребенщиковы и макаревичи всегда имели "в глубине души" идею "переехать в настоящую жизнь" - со всеми вытекающими последствиями.
Да, конечно, можно сказать, что продаваться - и продаваться успешно - можно и в России. Но это именно что продаваться, именно что отдавать свою субъектность иным людям или организациям - при этом данный момент у нас еще и не сказать, чтобы приветствуется. На Западе же можно "просто жить", просто "заниматься тем, что нравиться" - всю мерзость, необходимую для такой "жизни", возьмет на себя "система". То есть, "творец" оказывается формально чистеньким - он ни у кого ничего не украл, никому не соврал и т.д. А то, что система ведет к страданиям людей - так это не он ее придумал! Он жил в гармонии со своей совестью, имея единственный грех в виде "обыденного мышления", которое позволяет ему не задумываться об указанных выше вещах.
Но - как нетрудно догадаться - человек обыденного мышления до указанной мысли дойти не может, поэтому ему это не мешает. А значит: особой "системы пропаганды" тут не нужно - все, что нужно, автоматически осуществляется благодаря избыточному колониальным (неоколониальным) продуктом. Это он создает - точнее, создавал (об этом чуть ниже) на Западе пресловутую "территорию свободы", "территорию, комфортную для творчества", ну а все остальное делалось уже "само". (Поэтому-то "сбежавшие на Запад" "звезды", как правило, так и оставались западниками, равно как западниками являются и сами западные звезды - со всеми вытекающими последствиями.)
Ну, а незападным странам приходилось только с печалью смотреть на то, как их "лучшие люди" намыливают лыжи в сторону "цивилизации". Да пытаться себя тешить иллюзиями о том, что "можно овладеть этим западным искусством", то есть, сделать так, чтобы "думающие не бежали". Пути там предлагались разные: начиная с либерального "сделайте жизнь свободной и сытой" - ага, без притока колониальных ресурсов. (На самом деле даже при наличия каких-то средств это сделать невозможно по объективным причинам.) И заканчивая уже приведенной мыслью о том, что должна быть "культурная гегемония"/пропаганда - причем, в рамках этой идеи даже пыталось что-то делать.
Например, СССР создал неплохой кинематограф - но соревноваться с Голливудом он все равно не мог. (По объективным причинам: если Голливуд имеет возможности вкладывать на порядок больше средств, нежели "Мосфильм", то никакая актерская игра не поможет.) То же самое можно сказать про кинематографы иных стран: даже Китай - при всей своей мощи и реально огромных вложений в отрасль до сих пор еще не может победить гибнущую уже "Фабрику грез".) С литературой или иной формой "человеческой мысли" все то же самое: не имея возможность выдавливать все ресурсы из окружающих, невозможно получить их "свободное развитие". Поэтому да: стоит признаться, что в любых странах - кроме "западного ядра" - получить "культурную гегемонию" невозможно. И значит...
И значит, во-первых, придется включать "режим изоляции" - то самое "закрытое общество", которое сейчас так не любят. (Да, по возможности делать это следует мягко - как в том же Китае, где, вроде все открыто, но на самом деле не все, и вообще, понять сложно, что конкретно видят китайцы из "внешнего".) Во-вторых же, стоит смириться с тем, что "лучшие" все равно будут "тянуться к свободе" - и при любой возможности "бежать". (Это именно что "нормальное поведение", и его не изменишь никакими "подарками и наградами".)
Ну, а в-третьих, можно увидеть, что уже сейчас процесс колонизации обратился вспять: потому высасываемых Западом ресурсов падает, поэтому падает и уровень "культурной гегемонии". (Опять же, демонстрируя то, что первично, а что вторично - и что первична отнюдь не культура!) Поэтому и возникает ситуация, что те же китайские ученые уже не слишком охотно стремятся "к свободе" - потому, что свобода оказывается не такой уж и "свободной"! (Вся эта "повесточка" есть именно что последствия обострения грызни за сокращающийся ресурсный поток.)
Из последнего же момент и проистекает самое важное. Состоящее в том, что есть огромная вероятность того, что очень скоро "западная жизнь" мало чем будет отличаться от жизни "незападной" даже для "творцов". (Впрочем, что уж тут говорить - для творцов без кавычек.) То есть, пресловутая "свобода делать то, что хочешь - а не то, что "прикажут свыше" - она тю-тю! И, если честно, жалости тут нет никакой: если принять то, что написано выше - и вообще, что было написано уже многими и много когда - то вряд ли стоит считать "хорошей" ситуацию, при которой счастье одних вытекает из несчастия других. (Хотя так и бывает очень часто.)
Поэтому да: думаю, что очень надолго нам придется забыть про ту ситуацию, которая была на Западе (в "ядре") лет двести как, и которая была доведена до высшей точке в 2000 годах! И привыкать к "партийности культуры" - в смысле, к определяемости ее целей исключительно "общественно-значимыми органами" - как к естественному положению. Нельзя сказать, что это - какое-то особое счастье или достижения - нет, наоборот, это очевидное зло! Но - зло неизбежное. И по диалектическому закону ... ну ладно, об этом надо говорить уже отдельно.
P.S. Ну, а к свободе творения мы, конечно, придем - но не сразу и не так просто, как думают некоторые. Впрочем, в этом мире проста только смерть - все остальное же сложно.
|
</> |