Прикладная футурология

топ 100 блогов anlazz12.06.2024 Итак, самое важное, что нам нужно знать об общественном развитии - так это то, что общество никогда не развивается линейно. То есть, не "идет от начала до конца" постепенно - или скачкообразно - увеличивая свою мощь и устойчивость. А испытывает постоянные "приливы" и "отливы", напоминающие колебания маятника - но при этом, все же, имеющие некий "вектор поступательного движения". (То есть, тут у нас не круг - но спираль!) Однако - еще раз - этот вектор не сильно велик, и уж конечно, много меньше "локальных" показателей движения вперед во время "приливов".

Эта модель, в общем-то, является очевидной при понимании диалектичности нашего мира, однако в реальности она не принимается даже большинством марксистов! Которые, вроде-как, должны по умолчанию иметь диалектическую картину мира, однако на самом деле продолжают "исповедовать" стандартное западное миропредставление о "линейной истории". То есть, о том, что - см. сказанное выше - человечество только развивается, развивается и развивается, а все "откаты"... ну, оные считаются исторически случайными. Хотя, казалось бы, законы диалектики...

И это, извините, люди, которые, вроде-как, должны мыслить диалектически! Что же говорить про всех остальных, включая разнообразных "экспертов" и "прогнозистов". Кои любят рисовать всевозможные "прогнозы человеческого развития" путем линейной экстраполяции текущих тенденций. (А потом удивляются: что это города лошадиным навозом не заваливает? Впрочем, что это я: проданный прогноз прогнозом перестает быть, и забывается в течение короткого времени.) А поскольку подобные вещи процветают исключительно в период, простите за тавтологию, процветания - когда кризис, денег на "футурологов" просто нет, а значит, нет и футурологов - то пресловутая "футурология" превращается в бесконечное "славословие прогрессу" и самоудовлетворение - простите, самолюбование т.н. "могуществом человеческого разума". Ну да: вот в NN году мы полетим на Марс, вот в NNN году победим СПИД, вон в NNNN году человечество вступит на путь практического бессмертия...

Кстати, вспомнил, что про "обретение бессмертия" лет через 20 я читал в каком-то прогнозе то ли в начале 2020, то ли в конце 2019 года. Там, вообще, много чего "за победу медицины" было - разумеется, в цивилизованных странах! Контраст с очень вскоре наступившей реальностью, разумеется, был колоссальным. (Как не смешно, писать про "бессмертие" после 2020 стали меньше, хотя все равно пишут.)

Так вот: всю "классическую футурологию", построенную на линейных моделях, в реальности можно с чистой совестью списывать в утиль. (Если уж надо каких-то "предсказаний", то лучше гороскопы читайте. Потому, что смысл тот же самых, но астрологи хоть к науке не примазываются.) Потому, что - как уже не раз говорилось - общество, как диалектическая система, может жить только "циклическим" образом. Например - как было сказано в прошлом посте - в "мирное и сытое время" оно (общество) начинает активно продуцировать "тактики свободы". (То есть, тактики подчинения всего и вся личным интересам, а точнее даже - не интересам, а банальным желаниям. Например, сексуальным или "иерархическим".) Впрочем, есть тут и "положительные моменты": если сабж увлекается, скажем, познанием (наукой) или искусством, то он в этом мире достигает огромных высот.

Правда, эти "высоты" для общества чаще всего не значат ничего - ибо направлены они, опять-таки, на личные интересы субъекта. (Но определенную роль для будущего, конечно же, играют.) И разумеется, заканчивается этот "мир свободы" не очень хорошо: разбор "общественного интереса" на "интересы частные" (пускай даже и такие замечательные, как "наука" и "искусство") приводит к тому, что свободных ресурсов становится недостаточным для нормального функционирования этого социума. И тогда или развал - или всеобщая грызня за остатки ресурсов, а точнее, в начале грызня - а потом развал.

Впрочем, на самом деле все не так плохо, потому, что в большинстве случаев прежде, чем "свободное общество" подойдет к критической точке, в нем успевает распространиться иная "модель поведения" - та, которую можно назвать "моделью ответственности". Люди, выбирающие эту модель, оказываются спасителями гибнущего социума - потому, что они как раз наоборот, стараются принести и улучшить именно что "общее". Кстати, указанное деление не эквивалентно ни привычному делению на "космополитов/патриотов", ни делению на "эпикурейцев/аскетов", ни, даже, на "потребителей/созидателей" в обыденном смысле: как уже было сказано, на в "веселые девяностые" вполне могут быть люди, чего-то изобретающие-строящие. (Другое дело, что изобретают-строят они исключительно из "своих внутренних побуждений", из желая "сделать для себя".) Нет, это именно что деление на тех, для кого "базис стратегий поведения" завязывается исключительно на собственную личность, и для тех, кто строит оный на базе общества.

Еще раз: это не обязательно разделение на альтруистов и эгоистов - в "восходящем социуме" могут быть и те, и другие. Но эгоисты тут ищут "личную выгоду" исключительно внутри системы - скажем, стараясь занять "теплое место" - а не вне. (Скажем, продав безопасность Родины Западу и уехав на этот самый Запад потом.) Поэтому, собственно, социум и начинает "подниматься" - как это случилось, например, с Россией уже в 1920 годах. Кстати, забавно - но многие из деятелей того времени были не только эгоистами, но и космополитами, бредящими "мировой Революцией". Но при этом они видели путь к ее осуществлению именно через укрепление мощи России/СССР. В то время, как многие патриоты из "Серебряного века" гордились Россией и готовы было отдать жизнь за нее - но при этом проводили свое время в Париже или Ницце! Некоторые - как тот же Дягилев - даже считали, что так они укрепляют российскую мощь и влияние. (На самом деле, конечно же, ничего этого не было: если к нам тогда и относились хорошо - то только тогда, когда пытались использовать.)

Кстати - еще раз "перескочу" на современность - данная стратегия "внешнего патриотизма" была популярна и в "наши шальные девяностые". Когда огромное количество людей считало, что "они не просто устраиваются на Западе, но несут туда нашу русскую культуру". (Причем, речь идет именно об искреннем понимании.) Отсюда, например, проистекало множество "русских домов", "центров русской культуры", выставок "русского искусства", гастролей "русских театров" и "русских музыкантов" различных стилей, ну и т.д., и т.п. Про итог оного, разумеется, говорить не стоит - его мы видим сейчас прекрасно. (См. "отношение Европы к русским".) Впрочем, в начале прошлого века было то же самое, если честно - несмотря на всю эту "культурную русскую эмиграцию" (реально культурную) уже к концу 1930 годов Европа была готова резать и выжигать "восточных недочеловеков" со всем усердием. (Да, "на Восток" ехали не только немецкие дивизии, но и "добровольческие корпуса" со всего ублюдочного субконтинента!)

Однако обо всем этом - в смысле, о катастрофическом провале как минимум, двух попыток "культурной интервенции на Запада" - надо говорить отдельно. (А ведь была еще одна попытка, в XVIII столетии, когда русские дворяне ездили-ездили в "Прекрасную Францию", даже французский язык сделали своим основным, но когда пришло сами понимаете, что, оказалось, что французы считают нас чем-то средним между неграми и свиньями. И, простите, готовы гадить в русских церквях, грабить усадьбы, жечь Кремль и все такое.) Тут же можно только указать, что на самом деле оное лишь доказывает бессмысленность искать причины всего оного в "личном поведении людей" - это именно что системное свойство социума, которое надо принять за существующее, и с которым надо учиться жить. (Живем же мы, в конце концов, на одной планете с бактериями и вирусами - в том числе и болезнетворными, и ничего. Только руки над мыть и воду кипятить.)

А главное - см. сказанное выше - навсегда забыть про пресловутые "линейные экстраполяции", даже если когда и кажется, что оные верны, и что мы реально можем жить, только развиваясь и откатываться назад. Впрочем, это вообще ко всему относится...

P.S. Ну, и да: описанные "циклы ибн Хальдуна" - это только ОДИН пример существующих циклов в истории человечества. (Точнее, конечно - не циклов, как у самого ибн Хальдуна, а спиральных движений.) Но обо всем этом надо будет говорить уже отдельно...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я все ждал, что Лужкова назначат в Совет Федерации. Немного ошибся. Оказывается, Матвиенку. У нас как только человек себя скомпрометирует - сразу идет на повышение. Путина надо назначить Папой ...
Вчера опять был день лютой мизогинии. Вместе с «прокловотабаковщиной»открылся портал в ад. Даже падение американских банков померкло на фоне обсужления «тупых старых бл@дей» и их ...
Уже шестой день 2015-го, а я все еще не составила план на год. Интересная ерунда, однако. Или уж вспомнить четверостишье Губермана и забить воздержаться.. Все мои затеи наповал рубятся фортуной бессердечно; если б я гробами торговал — жили бы на свете люди вечно. А Вы уже состави ...
Сильная притча о пустых жалобах Однажды человек шел мимо некоего дома и увидел старушку в кресле-качалке, рядом с ней качался в кресле старичок, читающий газету, а&nbs ...
Многие слышали о том, что Земля живая. Живые горы, леса, моря и океаны - все, что окружает нас вокруг. Поразительно, но это чувство сопричастности ко всему живому на земле пришло ко мне на Северном Кипре. Почему? Не знаю. Такое впечатление, что я приехал к доброму старому другу, котор ...