рейтинг блогов

Николай Фоменко: «Толстой и Пушкин будут медленно отъезжать»

топ 100 блогов bookmatejournal21.06.2019

Должна ли нас вштыривать древнеримская музыка? Почему Утесов это именины тети Сони? И кто защитит нас от сумасшедших политиков? Bookmate Journal обсудил с актером, музыкантом и руководителем станции „Fomenko Fake Radio“ Николаем Фоменко великих писателей, инстаграм Бузовой и будущее культуры. Кстати, вчера министр культуры Владимир Мединский вручил Николаю Фоменко медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Фото из инстаграма Николая Фоменко / instagram.com/nfomenkoofficial
Фото из инстаграма Николая Фоменко / instagram.com/nfomenkoofficial

О соцсетях

Удивительная штука: еще 5–7 лет назад в киноконтрактах прописывали — обязательно выложить в соцсетях репортаж со съемочной площадки. Теперь — ни в коем случае, ни одного снимка. Знаете почему? Потому что выясняется, что ты выкладываешь фото и пишешь: «Вот такое вот кино снимается». Миллион человек открывают, смотрят, и всё: они в кинотеатр не придут, потому что у них полная уверенность будто они уже всё увидели.

Но основная фишка соцсетей в том, что если мы возьмем какого-то крутого человека из инстаграма, у которого 750 миллиардов подписчиков — Бузову ту же, — и она напишет: «Давайте завтра в 11 соберемся около такого-то места», то придет 100 человек.

Соцсети — это такая достаточно иллюзорная вещь: ты есть и есть, а так, чтобы собрать там восстание — я в это не верю. Я говорю про нашу страну, конечно.

Ну, мы же — лень-матушка: оторваться надо, встать, куда-то пойти, это же целая история. Чё вставать, когда всё у тебя в руках?

Сегодня я веду инстаграм, потому что его нельзя не вести. Он нужен для того, чтобы что-то там цеплять в сети. Я не стану известней, чем я есть. Мне это не нужно, поверьте.

О книгах

Весь набор у меня современный, весь простой: «Манарага» Сорокина, потрясающий «Июнь» Быкова. Потрясающий Пелевин — «Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда», «Тайные виды на гору Фудзи». Просто бог.

Современная Илиада, повествующая о долгом и мучительно-трудном возвращении российских олигархов домой
Современная Илиада, повествующая о долгом и мучительно-трудном возвращении российских олигархов домой

Потом я прочитал расхваленное произведение Водолазкина под названием «Брисбен». Оно ужасное на мой взгляд, плохо сделанное, очень некрепкое, и мне даже в какой-то момент казалось, что это вообще не он. Там есть прям позорные вещи: он пишет про жизнь музыканта, и поверить в это невозможно — это как я сейчас взял бы с места и, не углубившись ни во что, стал писать роман, посвященный жизни зубного техника.

Читаю Пинчона. «Воспоминания» Владимира Теляковского, это последний директор императорских театров в Петербурге. «Не отпускай меня» Исигуро. Еще «Перебои в смерти» Жозе Сарамаго и модную книжку «Sapiens. Краткая история человечества».

О классиках, которые «будут медленно отъезжать»

Если разобраться, человечество после себя ничего не оставляет, кроме архитектуры, кроме камня. Вот камень вы ведь можете раскопать — пирамиду Хеопса ту же. Или, там, наскальная живопись.

Для первобытных людей наскальная живопись — это Лувр. На нас это производит впечатление типа: «Ну прикольно. Тогда рисовали вот так вот». То же самое случится и с «Джокондой», мне кажется.

Нас ведь не вштыривает, говоря современным языком, музыка XI века. Вообще мы её не слушаем. Древнеримскую музыку мы тоже не слушаем, и древнегреческую не слушаем, потому что нас ничто и нигде не цепляет  — другой лад. Так же будет, к сожалению, и со всеми «Секретами», и со всеми The Beatles.

Поздние бунинские рассказы о радостях и горестях страсти. Сам автор считал «Темные аллеи» своим лучшим произведением
Поздние бунинские рассказы о радостях и горестях страсти. Сам автор считал «Темные аллеи» своим лучшим произведением

Так же будет и с литературой. Я сегодня уже понимаю, что Лев Николаевич будет медленно отъезжать, и Александр Сергеевич тоже. Например, я читаю Антона Павловича своего любимого и вдруг начинаю чувствовать, что сейчас он не достреливает до меня так, как раньше. А Бунин пока достреливает.

О культуре

Я только родился, и сразу бабушка мне сказала: «Культура идет вниз благодаря таким, как вы. Ваше поколение убивает культуру».

Ну вот любимый Чарли Чаплин. Давайте с уважением, с любовью и радостью посмотрим на него сегодня. Как я молодому поколению скажу: «Вот, это родоначальник»? Они скажут: «Отлично! Выключаю», потому что Чаплин уже никуда не попадает.

Или, например, я включу Утесова прекрасного — тогда это была крутейшая эстрада, куда-то там в послевоенное время попадала, пробивала. А новое поколение скажет: «Да это именины тети Сони!». И не значит, что это плохо. Нет! Просто время уходит — и наше время уйдет, и придет новое: это нормально абсолютно.

Я вообще считаю, что мы не сможем поправить культуру, она всех нас поправит сама. Лишнее отсеется, хорошее останется — это закон в любом случае.

Поэтому не надо так уж расстраиваться, мол, «сегодня не читают». Если вас волнует количество проданных книг, то это, наверное, вас должно беспокоить, а если количество прочитанного текста или качество этого текста, то это совсем другая ипостась, на мой взгляд. Как было на каждый отрезок времени по два с половиной великих автора, так и сейчас. Меньше не становится. Всё хорошо, мне кажется.

О сиюсекундном юморе

Николай Фоменко во время интервью для Bookmate Journal
Николай Фоменко во время интервью для Bookmate Journal

Если говорить сегодня о юморе в общем и целом — да, конечно, это не юмор, а сатира. Поэтому я возвращаюсь к тому, что мне ближе «Монти Пайтон», который вообще над явлениями. Это и есть юмор, на мой взгляд. Если мы будем цепляться к сиюсекундности, к нашим ежедневным проблемам — здесь у нас дырки на дорогах, здесь у нас электричество выключено, здесь вот в деревне нет газа — это правильный короткий путь для юмористов, чтобы кормить семью. Но в этом нет интереса.

Сегодняшний обличительный юмор — это такое всё сиюсекундное, такое советское. А я сторонник «Монти Пайтона». Знаете, почему Шекспира до сих пор ставят, а, например, Анатолия Софронова — нет? Потому что Шекспир не привязан ни ко времени, ни к месту. Возьмем «Ромео и Джульетту»: мы узнаём, что дело происходит в Вероне только потому, что не замостили дорогу, лошадь споткнулась, и оказалось, что виноват в этом был губернатор Вероны.

«Я пытался расставить написанное последовательно или по темам. Чем можно связать разрозненное? Своей жизнью»
«Я пытался расставить написанное последовательно или по темам. Чем можно связать разрозненное? Своей жизнью»

А у нас всё сегодня сиюсекундно. Так было и у Петросяна в плохих проявлениях. Юмор шестидесятников — он тоже привязан к конкретике. Или вот, например, Михаил Михайлович Жванецкий, который сегодня недосягаем — он не достукивается до зрителя, потому что зритель не понимает, о чем он говорит. Причем даже тот зритель, который его любил 40 лет назад, — даже он сегодня не соображает. И это, конечно, его сгубило, этого зрителя бедного. И книга ушла, и мозг перестал работать. Но это ничего страшного: у этих перестал, у других заработал.





О будущем

Я уверен, что будущее за правительством инжиниринга — людьми, которые создают.

Вот какой-то политик выбежит, скажет: «Всё! Давайте, красную кнопку нажимайте», а молодой человек, какой-нибудь выпускник Бауманского университета, ответит: «Не надо, пожалуйста», — и нажмет на телефоне кнопку, и никуда никто не полетит. Потому что он-то знает, как это сделать, а вот этот человек, который управляет, он, честно говоря, не знает, поэтому впереди нас ждет такое серьезное будущее.

И о самом главном — о детях

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Есть четыре работы Модильяни с этой моделью: ...
2 апреля новосибирцы опубликовали петицию к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой принять решение о смене Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона. Просим принять решение о смене Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, в связи с оскорбительными словами в адрес г ...
На популярном и уважаемом ресурсе «ФАКТРУМ»  встретил вот такое сообщение   о некотором событии, в котором говорится, что судно затонуло из за того, что после гибели «Титаника» корабли начали комплектовать шлюпками по полной программе. Не  закралась ли у вас мысль о том, что на траг ...
На Майдане второй день неспокойно. То есть, второй день ничего не происходит, все то же самое - палатки, стояние на Банковой, митинги - а когда ничего не происходит, замкнутое в самом себе сообщество людей начинает придумывать себе движения само и жить слухами. Вчера прошел слух о ...