Цена штурмовщины
valerongrach — 26.10.2025
Форсированная индустриализация в СССР велась не только благодаря энтузиазму, но и за счет весьма оригинальных технических решений, которые, мягко говоря, удивляли иностранных специалистов тогда и поражают сейчас. Нет, совсем не с героической точки зрения. Потому что, например, запускать первую домну Магнитогорского комбината зимой, когда американские специалисты говорят, что так делать не стоит – это совсем не про героизм и преодоление, а про безалаберность и несоблюдение технологии.

Или вот, оказывается, знаменитый Уралмашзавод в тоже самое время тоже строили весьма оригинальным способом. Там высокое начальство (выше почти что некуда, потому что идею подкинул Серго Орджоникидзе) придумало монтировать производственное оборудование одновременно со строительством цеховых корпусов. То есть, цех еще не построен, крыши нет, а станки уже ставят на те места, которые они будут занимать. Точные станки для мехобработки, между прочим.
В результате, пока газеты, начиная от многотиражек и заканчивая «Правдой» и «Известиями» взахлеб рассказывали о том, как получается «пятилетка в четыре года», в реальности получилось так, что досрочный пуск в эксплуатацию цехов основного производства стал возможен за счет того, что строительство вспомогательных, например, инструментальных цехов отстало. В результате механический цех построили, но инструмента для рабочих не было, а станки и краны эксплуатировать было нельзя, так как электроремонтное подразделение отсутствовало, а система электроснабжения постоянно ломалась:
«… в самый разгар плавок в сталелитейном цехе отключалась электроэнергия и в воздухе повисали ковши с жидким металлом. Были даже случаи, когда завалочная машина останавливалась…»
Да и импортное оборудование, которое, напомню, закупили за границей ценой разгрома крестьянства в ходе коллективизации.
«… Оборудование сгружается, где попало и как попало. Заваливается землей. Под дождем мокнет импортный станок. Ценнейшие измерительные приборы, оставленные под открытым небом, проржавели и пришли в негодность…»
Так в ноябре 1932 года возмущалась газета «За индустриализацию».

В 1933 году в сентябрьском номере выставочного журнала «Наши достижения» М.Н. Александров в статье «Преодоление традиций», посвященной строительству и освоению новых станков неквалифицированными рабочими, прямо рассказал, как начинали работать на Уралмашзаводе:
«…Строительство цеха №1 не было закончено, крыша не покрыта, здание не застеклено. Все выходы и входы были распахнуты настежь. Точнейшие станки были открыты для пыли, ветра и дождя…»
Наступила зима, но цех еще не получил кровли… Сколько оборудования было испорчено спешкой без соблюдения техпроцессов. И это не говоря о низкой квалификации рабочих.
Но пытаться бороться с штурмовщиной было себе дороже. В книге «Неизвестный Уралмаш» упоминается такой случай:
«… Рабочие электромонтажной группы приняли обязательство закончить монтаж сложного крана к очередному празднованию Октябрьской революции 7 ноября. Против этого выступила часть специалистов и рабочих, в том числе трое коммунистов из цеховой партячейки...»
Как вы думаете, чем закончилось дело?

«Саботажников»-коммунистов, вздумавших вспомнить о необходимости соблюдать какой-то там техпроцесс, исключили из партии на срочно собранном партсобрании. Там же было принят встречный план, пустить кран не 7, а 6 ноября.
Кран запустили. То, что после этого он почти сразу сломался – это уже совсем другая история. Вот такой была цена всей шумихи и штурмовщины. Сколько народных денег ушло в никуда из-за показухи, стремления «успеть к знаменательной дате», поставить новый рекорд или попасть в ударники. Сколько брака дала советская промышленность из-за такого подхода. Ведь доходило до того, что брак составлял до 100% продукции. И все это попадало в чудесные отчеты о перевыполненных показателях пятилеток.
|
|
</> |
Консольные столики: стильные акценты в интерьере
Юлиус дал мне миллион долларов: что с ним делать?
Новая обложка сообщества #10
Поездка в Москву. Перелет и вечерний Стамбул.
"Черная сотня" от русской кухни
ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ
Без названия
Принцессе Албании Жеральдин - 5 лет
Прованс, день 4. Экс-ан-Прованс

