Еще раз про постсоветский национализм

И, прежде всего, указать на упомянутый в прошлом посте "очень большой интерес" постсоветских националистов т.н. "международным сообществом". Которое, собственно, и является главным "адресатом" всех "постсоветских конфликтов" начиная с конца 1980 годов. Да, и разумеется, стоит понять, что "международное сообщество" для постсоветских - это, прежде всего, т.н. "развитые страны"/"Великий Запад"/США+ЕС - ничего другого тут даже не подразумевается! (Это "универсальное правило" для постСССР - "весь мир" для этой территории означает только "страны Запада", все остальные государства лишь "приложение к миру".)
Собственно, именно этот момент - то есть, очень большая "открытость" конфликтов, стремление их вывести за пределы, собственно, конфликтующих сторон, сделать "международно значимыми" - и позволяет понять то, что именовать их "межнациональными" неправильно. Потому, что собственно, "нации" тут вторичны - когда "все начиналось", никаких наций еще не было. Да, именно так: если брать вторую половину 1980 годов - период, когда, собственно, и была "заварена каша" на огромной советской территории - то подавляющая часть населения страны давно уже находилась вне всех этих "национальных культур".
Вне "национальных языков" - на которых уже переставали говорить даже в самых глухих селах - вне "национальной мифологии" (всех этих сказок, легенд, былин, песен - кои давно уже превратились в аналог "мифов Древней Греции", интересных только специалистам), вне разнообразных "народных обычаев", которые давно уже заменились "общесоветской нормой" и если и существовали, то только в достаточно условной форме. Причина банальна: вся эта "национальная культура" всегда связана с традиционной системой производства - которая уже к началу 1970 годов практически исчезла. (Если что и оставалось - как "народные ремесла" - то в исключительно искусственном, поддерживаемом государством виде.)
Поэтому можно сказать, что к началу "национального возрождения" 1980 годов никаких "аутентичных" национальных структур быть не могло по определению. Ну да: человек называл себя грузином, армянином, узбеком, украинцем, русским и т.д., но при этом за исключением пометки в паспорте и некоторых - сознательно культивируемых государством - особенностей одежды, кулинарии, архитектуры - отличий от других советских граждан он не имел. (Ну, про стариков и жителей особо глухих мест тут можно опустить.) И вот именно этот советский человек - который, напомню, реально сформировался к позднесоветскому времени - вдруг, "неожиданно", начал вспоминать про "наследие предков".
Почему? Что заставило людей, успешно живших еще вчера исключительно окружающей "советской реальностью", вдруг "прозреть" и почувствовать себя "армянином", "украинцем" или еще кем вплоть до того, что именно данный момент вдруг стал для них "смыслом жизни"? Вплоть до того, что ради этого "вдруг" стало возможным унижать, грабить и убивать тех, с кем еще вчера были добрыми соседями? А вот что: дело в том, что ко второй половине 1980 годов именно "национальный колорит" начал выглядеть способом "выхода из Совка". Да, именно так: развал СССР еще не планировался, однако "усиление" (а на самом деле формирование заново) "национального" позволяло надеяться на возникновение неких "несоветских анклавов" внутри страны. Начиная с того, что все больше средств получала бы "нацреспублика", а не ненавидимый "советский центр" и заканчивая тем, что "национальные культуры" можно было бы "представлять в Европе". (Не все же пресловутом Большому театру туда кататься!)
Впрочем, был еще один очень важный момент, крайне актуальный для той же Армении - тогда еще Армянской СССР. Это - западные диаспоры, которые, как тогда считалось, были сказочно богаты и очень влиятельны. (На самом деле это было близко к правде - армянская диаспора была второй по численности после еврейской.) А значит, если она - диаспора - увидит советской республике чего-то "свое", то будет неизбежно помогать. Валютой. А валюта в позднем СССР - это аналог манны небесной, некая всемогущая субстанция, за которую "можно все". Кстати, свои диаспоры имели не только армяне. Те же украинцы очень надеялись на "помощь с Канады", азербайджанцы "примеривались" к Турции, ну и т.д. Отсюда - уверенность в том, что "надо развивать нацсознание", отсюда - стремление вылепить это "нацсознание" из чего угодно. Годились и "академические" работы по изучению "национальных обычаев" - но они были, все же, слишком трудноусвояемы. Поэтому главным "источником" тут стали пресловутые "городские легенды", а порой - и вообще анекдоты. (С учетом того, кто эти анекдоты и легенды придумывал, данный момент выглядит крайне забавным.)
То есть, еще раз: изначальным посылом для всех этих "национализмов" было одно - желание "сделать меньше советского". С конца десятилетия же - когда стало понятным, что СССР отнюдь не непреодолимый монолит - желание "уничтожить совок". Собственно, именно поэтому люди, говорящие в основном по русски, закончившие советские школы и вузы, всю жизнь проработавшие на советских предприятиях и о всех этих "национальных колоритах и героях" знавшие меньше, нежели о похождениях Тесея и судьбе Ричарда III, вдруг начали поддерживать все эти "Народные фронты" и "Рухи". А все потому, что противником "Руха" была КПСС, которая тогда выглядела для позднесоветких самым большим злом на Земле. (Если бы тогда была возможность свободно, безо всяких последствий для себя выбирать между КПСС и НСДАП, то выбрали бы, разумеется НСДАП. Даже лица "еврейской национальности".)
Ну, а то, что разные представители "национальной борьбы" как то странно "взаимодействуют друг с другом" - вплоть до взаимной резни - в те времена выглядело "допустимым злом" в деле "Великой Священной Борьбы с запретом Частной Собственности". Потому, что считалось: "эти" перебесятся - ну, перережут пару тысяч человек и все - но зато будут Хозяева и Товары на Прилавках. О том, что счет пойдет на десятки, сотни тысяч и более, разумеется, не думали. Просто не задумывались об этом, застыв в предвкушении Полных Прилавков. (Про то, как, в общем-то, проходит нацрезня, а так же о том, почему ее избежать невозможно при "национальном возрождении", советские люди должны были знать: об это официальная пропаганда говорила очень и очень много. А значит - можно говорить исключительно о "сознательном отказе от понимания". Если не о чем-то похуже...)
Ну, а итог всего этого оказался очевиден - и не просто очевиден, а как раз таков, каков и ожидался многими лицами из условного 1989. А именно: магазины наполнились продуктами, вокзалы и аэропорты - беженцами, а кладбища - свежими могилами. Другое дело, что "вдруг оказалось", что вероятность попасть в разряд тех, кто оказался на вокзале или кладбище - гораздо больше "запланированной". Поскольку жизнь - это не фильм, где главный герой выживает, не смотря ни на что, и реально оказаться "тем парнем, которого убьют на четвертой минуте" на порядок больше, нежели встретить финал на шикарной вилле в объятии красавицы.
Это, кстати, одна из самых главных проблем (если не основная проблема вообще) современного человека - в том смысле, что "в душе" каждый видит себя в центре сюжета, но в реальности лишь участвует в "массовке". Но понятно, что разбирать ее надо отдельно. Тут же можно только сказать о том, что однажды вступив на "путь национального возрождения", сойти с него оказывается почти невозможно. (Ну, кажется, только белорусам это удалось - но исключительно из-за того, что у них-то этот "путь" был крайне специфическим и слабым.) Потому, что "нация" - это множество связей и подсистем со своей собственной логикой, разорвать которые очень и очень сложно. И единственное, на что остается тут надеяться - так это на "естественное выгорания" и деградацию всего указанного, тем более, что без надежной "экономической основы" данный момент происходит достаточно быстро.
Но об этом так же над писать уже отдельный пост. Тут же - завершая вышесказанное - можно только еще раз указать на то, что пока не исчезнут причины, вызвавшие в свое время выбор "чего угодно, только не совка", демон "национализма" будет продолжать собирать свои щедрые жертвы. В виде миллионов человеческих судеб и человеческих жизней...
|
</> |