
Дети на экспорт


"Выяснилось, что беспрецедентная «молодежная политика» существовала в Англии несколько столетий. Почин был положен в 1618 году, когда первая сотня детей была вывезена в Вирджинию. Следом за ними отправились другие, в основном из Шотландии. В то время детей часто покупали у родителей или похищали, чтобы обеспечить дешевой рабочей силой хозяйства Новой Англии за океаном. Лишь в 1757 году судебное разбирательство положило конец этим безобразиям. Впрочем, ненадолго.
Во второй половине XIX века широкие волнения беднейших слоев населения вынудили английское правительство раскошелиться на «социальную политику». К делу подключились различные филантропические общества и церкви (англикане, евангелисты и др.). Поначалу детские приюты строились в самой Англии. Однако быстро выяснилось, что содержать детей в далеких заморских колониях намного дешевле.
Детская «миграция» была поставлена на широкую ногу усилиями трех женщин: шотландки-евангелички Анни Макферсон, её сестры Луизы Бёрт и уроженки Лондона Марии Рай. Их усилиями в Канаду в 1860-1870-х гг. было переселено больше 20 000 детей. Вначале это были сироты, но затем программа «миграции» распространилась и на детей из многодетных семей бедняков. Как выяснилось впоследствии, родители в большинстве случаев не имели никакого представления о судьбе своих детей после того, как тех отправляли в детские учреждения, а иногда были убеждены в том, что их усыновили. Детей в приютах, в свою очередь, уверяли, что их родители умерли, а за океаном их ждёт лучшая жизнь.
Вскоре поползли слухи о том, что эти дети подвергаются плохому обращению. В 1874 году Лондонский совет попечителей отправил для осмотра канадских детских домов комиссию Эндрю Дойла. Его отчет гласил: «По вине безответственности мисс Рай и недостатка ресурсов мисс Макферсон тысячи британских детей, уже и без того бывших в тягостном положении, брошены к поселенцам на произвол судьбы, тяжёлую работу или плохое обращение; переселенцы обычно честны, но зачастую крайне строги».
Палата общин Канады создала особый комитет для проверки выводов Дойла, однако на судьбу детей это никак не повлияло. В апреле 1891 г. английская «The Star» писала: «Внимание правительства доминиона было привлечено к тому факту, что отправляемые из Англии в Канаду дети являются уличным бродягами и бедняками из работных домов, а также к тому, что профессиональные филантропы, вовлечённые в данный вид деятельности, зачастую руководствуются меркантильными, а не благотворительными мотивами. В парламент будет подан запрос на расследование данной ситуации перед предоставлением любой денежной суммы на цели иммиграции».
Запрос был подан. В результате в том же 1891 г. был принят Закон о детской опеке, полностью легализовавший работу частных обществ, занимавшихся детским переселением в доминионы.
В ХХ в. география детской «миграции» значительно расширилась. Детей увозили партиями в Канаду, Африку, но особой популярностью теперь пользовались Австралия и Новая Зеландия. Большинству юных колонистов было от 7 до 10 лет; однако среди них попадались четырехлетние малыши, а также 14-летние подростки.
Перед отъездом им сулили золотые горы, оranges and sunshine (апельсины и солнечное сияние), рассказывали истории о земле обетованной, где они будут жить беззаботно, ездить в школу верхом на лошадях, срывая сладкие фрукты с растущих на обочине деревьев… На самом деле на новом месте их никто не ждал. Несмотря на то, что переселением занимались вполне приличные организации — всевозможные католические миссии и попечительские советы, в основе их деятельности лежало царило вопиющее беззаконие. Граждане Великобритании превращались в бесправных призраков. Никто не заботился о том, чтобы выдать им удостоверение личности. Часто во время переезда братья и сестры разлучались, связь с родителями прерывалась навсегда. Порой случалось, что детей по прибытии сразу сажали в кузов грузовика и отвозили в глубинку, на плантации, где их превращали в чернорабочих.
Однако и те, кто попадал в католические приюты, не могли похвастаться лучшей участью. Условия содержания детишек в таких заведениях были просто вопиющими. Образовательная программа мало чем отличалась от программ для умственно отсталых, воспитанников били, отправляли на тяжелые работы, насиловали.
Итогам деятельности католических приютов в Австралии Сатана аплодировал стоя — тысячи искалеченных судеб, сотни инвалидов, десятки случаев самоубийств.
Программа детской «миграции» приостановилась в годы Великой депрессии, и вновь возобновилась после окончания Второй мировой войны. Отдельные случаи вывоза детей из Англии имели место в конце 1960-начале 1970-х гг. В послевоенный период из Англии вывезли около 10 тысяч детей (7 тысяч — в Австралию). Всего же, согласно отчету фонда по детской миграции канадской Палаты общин, за 350 лет (с 1618 года) из Англии в колонии было отослано около 150 000 детей.
Когда Маргарет Хамфрис удалось раскрыть эти факты, она уехала в Австралию, где занялась розысками этих бедных детей, которые к тому времени уже стали взрослыми. Для этого она основала специальную организацию Child Migrants Trust, при помощи которой тысячи людей вновь обрели своих родителей.
Окончательно схема детской «миграции» была раскрыта лишь в 1998 году, благодаря парламентскому запросу из Великобритании. В опубликованном отчете отдельно была осуждена Римская католическая Конгрегация христианских братьев Западной Австралии и Квинсленда, в учреждениях которой дети, по сообщениям потерпевших, подвергались насилию. Законодательное собрание Западной Австралии 13 августа 1998 года выпустило заявление, в котором приносило извинения бывшим детям-мигрантам.
Под нажимом общественного возмущения правительство Австралии вынуждено было признать свою вину. 16 ноября 2009 г. премьер-министр Австралии Кевин Радд, который, годом ранее публично от лица австралийского правительства попросил прощения у детей «украденного поколения», то есть у австралийских аборигенов, обратил свое внимание на «детских мигрантов». Извинительная речь была зачитана в австралийском парламенте, в присутствии Маргарет Хамфрис.
А вот реакция канадского министра по делам иммиграции Джейсона Кенни была совершенно другой. От лица своего правительства он 17 ноября 2009 г. заявил следующее: «Канаде нет нужды извиняться за жестокое обращение и эксплуатацию тысяч бедных детей, отправленных сюда из Британии начиная с XIX века… здесь это не было повесткой дня, в отличие от долговременного интереса в Австралии. Жизнь такова, что мы в Канаде принимаем меры для признания тех печальных времён, но, как мне представляется, здесь мало кто ждёт официальных извинений за то, что когда-либо, к сожалению, было трагической историей страны».
Канадская почта выпустила памятную марку…
Папа Римский Бенедикт XVI поведал миру о «мучении, вызванном прискорбным поведением некоторых членов церкви», и высказал жертвам несправедливости свое «сочувствие и набожную солидарность».
Что касается Англии, то когда затянувшееся молчание правительства стало уже неприличным, премьер-министр Гордон Браун 23 февраля 2010 года выразил официальные извинения за «постыдную» программу переселения детей и объявил о создании фонда в 6 млн фунтов стерлингов для выплаты компенсаций «обманутым» семьям."
|
</> |
