
Бедный, бедный король Леопольд... :)




А ведь ещё совсем недавно, накануне рокового 2020-го, статуи короля бельгийцев Леопольда II (1835—1909), конные и пешие, гордо возвышались по всей Бельгии. Позади скульптуры в Арлоне было высечено «Я начал работу в Конго в интересах цивилизации и ради блага Бельгии. Леопольд II».

Памятник в Арлоне (до 2020 года)
Вот! В этих словах и кроется разгадка, почему бельгийцы так нелюбезно обошлись со своим добрым и милостивым государем спустя целых 110 лет после его кончины.
Какую «работу» он «начал в Конго»? Что это за «работа» была такая? А вот какая: жителей Конго заставляли добывать каучук. Тому, кто не мог вырабатывать норму — будь то старик или ребёнок — просто-напросто отрубали руку, или обе. Дёшево и сердито. Для этой цели в Конго было провозглашено якобы даже независимое «Свободное государство Конго» во главе с бельгийским королём. Это случилось ровно 140 лет назад, в феврале 1885 года. У «государства» этого был флаг, герб, всё как полагается, с превосходным девизом «Труд и прогресс». Разве не мило? Оно просуществовало до 1908 года, причём за это время безо всякой войны в Конго уморили до десяти миллионов его жителей. Население страны сократилось вдвое.
Как-то, когда памятник в Арлоне ещё стоял на своём месте в неприкосновенности, автор этих строк написал: «Это примерно как если бы где-то в Европе в наше время возвышалась статуя рейхсфюрера Генриха Гиммлера с надписью: «Я начал работу в Аушвице (Освенциме) в интересах арийской расы и ради блага Германии».
А может быть, современники об этом обо всём не знали? Знали прекрасно, и даже фотографировали искалеченных туземцев.

А самого короля при его жизни изображали на карикатурах так:

Видите, он как змея в короне, душит в своих кольцах чернокожего.
Но позвольте! Не будем слишком строги! У Его Величества были серьёзные смягчающие обстоятельства. Практически реабилитирующие его на все 100%. Во-первых, все колонизаторы — и английские, и испанские, и все прочие — делали примерно то же самое. Может быть, именно руки не рубили, ну так рубили что-нибудь другое, а по итогу морили туземное население ничуть не менее массово и эффективно. Просто Бельгия немножко опоздала к общему пиршественному столу колонизаторов, и то, что испанцы и англичане творили чуть ранее, бельгийцам приходилось делать в конце XIX века, когда мировая пресса забыла всякий страх и разгулялась, потеряла должное почтение к Августейшим Особам и пиетет к Бремени Белого Человека, зато пришла к экстремистскому, надуманному, взятому с потолка выводу о том, что «туземцы тоже люди».
Во-вторых, у короля была дама сердца! Его возлюбленная, которую прозвали «королевой Конго». Конечно, кожа у неё была такая же белоснежная, как и у монарха. Но вот ради неё он и воздвигал все эти гекатомбы, чтобы подарить ей шикарные ожерелья или иные драгоценности. Разве не трогательная, романтическая история? Неужели ваше каменное сердце не дрогнуло?.. :)
По-моему, король оправдан. А вы как считаете?
Ну и, наконец, в-третьих, в Бельгии до сих пор в память этой забавной исторической коллизии выпускают шоколад в виде отрезанных чёрных ладошек.

Антверпенские шоколадные ручки
По-моему, мило. Прикольно, как сейчас принято выражаться. Как заметили советские острословы Ильф и Петров, то, что раз написано кровью, второй раз пишется сахаром. Пожалуйста, яркая тому иллюстрация. Ведь шикарный бельгийский шоколад, верно? Вот и приятного аппетита. Кушайте, не обляпайтесь...
|
</> |
