Техника проведения границ
swamp_lynx — 13.05.2021 "Структурализм по Леви-Строссу это, конечно, прежде всего техника проведения границ: границу между единицами наблюдения определяет возможность складывать паззл по определённым правилам, граница наступает там, где эти правила перестают выполняться." Андрей Игнатьев."Как всегда на переломе эпох, за время пост-советского транзита в стране появилось довольно большое количество молодых или уже не очень людей, страдающих так называемой "негативной идентификацией" с обществом, в котором выросли и пытаются жить: они определяют себя именно в терминах неприязни к этому обществу, отталкивания от этого общества, отрицания понятий, ценностей и образцов поведения этого общества, авторитета его знаковых фигур и прочего такого, более того, склонен подозревать, что сейчас на подходе когорты, для которых что-то такое не редкость.
В принципе, дефицит социализации, т.е. рассогласование между императивами личности и общества, для совсем молодых нормальное явление: стерпится - слюбится, обыкновенная история, как в романе И.А.Гончарова, все там побывали и тоже прочее такое, есть два социальных механизма, которые этому способствуют - семья и подростковая субкультура ("тусовка"), ту же самую функцию, кстати, семья и субкультура выполняют в сообществах иммигрантов, которые вполне могут рассматриваться как аналог молодого поколения, однако нередко случается так, что семья из самых лучших побуждений действует как орган социального контроля, т.е. надзорная и дисциплинарная инстанция, а субкультуры в упадке.
Примерно такая ситуация сложилась в "западных" странах в 60-е годы прошло века, когда на публичную сцену вышло поколение детей военного времени, именно она породила довольно-таки обширный и глубокий кризис власти, известный как "май 68-го", всякого рода радикальные движения, лидерами и ударной силой которых была молодёжь, в том числе пресловутую сексуальную революцию, явление, которое мы сегодня называем "рок-музыка", а также череду замечательных кинофильмов, из которых культовыми стали "Беспечный ездок", "Соломенные псы" и "Забриски-пойнт", где всякое такое можно наблюдать невооружённым глазом, тут у нас что-то очень похожее было в 80-е, на исходе советского времени.
Такая проблемная ситуация предполагает не так уж много сценариев дальнейшего развития событий, особенно на персональном уровне: эмиграция "подальше от этой земли", как поётся в старинной песне, революция, накануне которой эта песня появилась, превращение в источник дохода для психотерапевтов и коучей, идентификацию с каким-то харизматическим лидером ("пророком или просто обманщиком"), который реально поведёт "в это царство весны" или хотя бы расскажет и покажет, что делать, наконец, обращение к религии, на практике это чаще всего означает какую-то секту.
Получившая в 2021-м году Оскар "Земля кочевников", конечно, видеоутопия, сильно напоминающая идеологемы хиппи, в реальности такому образу жизни сопутствуют и очень жестокие формы агрессии, и аддикция к "волшебным снадобьям", и суицид. Ещё один фильм по теме "Однажды в Голливуде".
Так понимаемая граница прежде всего предмет специфического опыта, связанного с необходимостью дезавуировать собственную личную повседневность и погрузиться в ситуацию транзита со всеми её неудобствами, издержками или рисками; то есть, разумеется, легко могу себе представить себе человека и даже видел такого по телевизору, для которого путешествие, как говорится, "через три границы" остаётся привычной социальной рутиной, но это ничего не меняет.
Кроме того, всякая граница предполагает опыт действия в специфическом социальном амплуа, именуемом the stranger или displaced person, соответственно, специфическую драматургию, которая обеспечивает исполнение желаний в условиях разрыва между за-граничными практиками социального признания и хабитусом мигранта".
|
</> |