
355. Немного чинквеченто


Первый дворик наступившего года прозвучал в унисон с настроением города: ремонт и реставрация, реставрация и ремонт.
Дом в начале проспекта Андраши – ещё не совсем типичный по конструкции. Это ещё не расцвет искусства двориков, архитектурного и социального. Не «полдень Будапешта». Утро. Балконы не охватывают весь двор по периметру, присутствуя только на боковых сторонах. Зато на той, что выходит на проспект, – полномасштабная арочная галерея.
Это не доходный дом, а дом-дворец для одной семьи, поэтому источник вдохновения – дома-дворцы Высокого Возрождения. Палаццо Фарнезе, например. По Альберти: «Частный дом, бесспорно должен строиться ради семьи, чтобы она в нем находила полный покой; и это местопребывание никогда не будет достаточно удобно, если под одним и тем же кровом не окажется всего, что для этого потребно».

Перила упакованы.

На своде входной части, подворотни, роспись сохранилась, и вроде уже почищена. Гротески, привет из Рима, древнего и Ренессансного:
«Гротесками называется разновидность живописи, вольная и потешная, коей древние украшали простенки, где в некоторых местах ничего другого не подходило, кроме парящих в воздухе предметов, и потому они там изображали всякие нелепые чудовища, порождённые причудами природы и фантазией и капризами художников, не соблюдающих в этих вещах никаких правил: они вешали на тончайшую нить груз, которого она не может выдержать, приделывали лошади ноги в виде листьев, а человеку журавлиные ноги, и без конца всякие другие забавные затеи, а тот, кто придумывал что-нибудь почуднее, тот и считался достойнейшим…» (Джорджо Вазари)

Табличка (а в этой части проспекта у всех дверей таблички) сообщает, что проектировал дом архитектор Хенрик Шмаль, автор фантастического «Парижского двора» и дома Хагенмахера, «золотого человека», ученик Миклоша Ибла. Это начинал он, льстя заказчикам сравнением с римлянами Фарнези; потом был период романтической готичности («Урания», дом на Rákóczi út) и тот самый «Парижский двор», про который иначе не сказать, кроме как что он под хрустальным потолком.
Правда, именно этого дома Википедия не упоминает…

А, вот оно что.
Как пишет Kelecsényi Kristóf Zoltán, этот дом, именуемый Del Medico-ház, можно считать первой самостоятельной работой Шмаля – сына каменщика, уехавшего на заработки в Будапешт и попавшего под крыло главного мастера здешней архитектуры австро-венгерских времён. В строительных документах его имя не упоминается, только в брошюре 1880-х гг. Но сравнение с другими работами, в том числе, теми, что велись под руководством Ибла, позволяют утверждать: Хенрик Шмаль.
Балкон на уличном фасаде и тем более фриз во всю длину – детали не частые. Видимо, как раз для выделения главного, хозяйского, репрезентативного этажа.

Владельцем дома был производитель колбасы салями, перебравшийся в Будапешт из Северной Италии, Pietro Del Medico. Да, начинается проспект с дома торговца минеральной водой, продолжается фабрикантом колбасы, чуть дальше здание Оперы, где «стены цвета печёнки / máj színű falak», как сказано в Википедии, напротив него – кондитерская с «тортом Венгрии»… я ж говорю, архитектура – самое откровенное, самое честное из искусств.
Да и сами дома здесь – тортики.
A Del Medico-ház
Andrássy út 13.
Арх. Schmahl Henrik
1880–1882
|
</> |
