Забытое старое?
olga_srb — 12.07.2022 Один из видов речевой патологии, лечением которой занимаются в нашем Центре, является дислексия (полное или частичное нарушение чтения).Дислексия это не просто медленное или ошибочное чтение вследствие невнимательности, или некачественного обучения, или сниженного интеллекта.
Это специфическое нарушение развития.
Но сегодня речь не совсем о дислексии и совсем не о ее лечении.
Известно, что дислексики, помимо занятий с логопедом и нейропсихологом, нуждаются в адаптации литературы под их возможности.
Даже после упорного лечения многие пациенты, среди которых, к слову, встречаются успешные и даже знаменитые люди (но, разумеется, не писатели), испытывают значительные трудности с письменной речью.
Бытует мнение (и его разделяет часть профессионалов), что дислексию необязательно лечить – можно ограничиться созданием специальных условий образования, которые сделали бы процесс освоения навыка чтения посильным.
Один из приемов, эффективно облегчающих дислексикам получение знаний, является применение особых шрифтов.
Поскольку при дислексии затруднения чаще всего возникают при чтении текстов, напечатанных шрифтами с засечками, такие шрифты рекомендуется исключить.
Вместо них лучше использовать те, которые облегчают узнавание и считывание буквы. Из современных и популярных это Arial, Trebuchet MS, Myriad Pro и Geneva.
В последнее время получают все большее распространение шрифты, придуманные специально для дислексиков. Их названия однозначно указывают на целевую аудиторию.
Однако заменой шрифта помощь не ограничивается.
Несколько лет назад мои коллеги выпустили пособие, в котором собрали тексты познавательного характера, напечатанные самым удобным для дислексиков способом. Эта работа была выполнена совместно с канадскими научными партнерами.
В упомянутых текстах каждая деталь имеет значение: и размер букв (кегль шрифта), и расстояние между ними, и утолщение их нижних элементов.
Шрифт запатентован канадскими исследователями, что косвенно указывает на ценность разработки.
Очень важным (и это доказано в ходе экспериментальных исследований) является качество печати.
Во-первых, все тексты должны выпускаться на матовой неотбеленной бумаге (как я ее люблю!), чтобы избежать резкого контраста.
Кремовые и пастельные тона являются предпочтительными.
Использование светлых букв на темном фоне недопустимо.
Надеюсь, фотокарточка передает идеальный цвет страниц.
Во-вторых, не рекомендуется выделять фрагменты курсивом – только полужирным начертанием.
В-третьих, все строки должны быть выровнены по левому краю и не выровнены по правому.
Это существенный момент, как и межстрочное расстояние.
И последнее: в текстах рекомендуется использоваться простые, желательно – короткие, предложения.
Все те же правила применяются при работе с нарушениями чтения, возникшими в результате очаговых поражений головного мозга – инсульта, черепно-мозговой травмы, нейроинфекции и т.д.
Перечисленные правила добросовестно соблюдены в издании, которое я упомянула и которое пользуется заслуженным успехом.
Напоминаю, это современный вариант сборника текстов, разработанный совместно с канадскими коллегами.
И вот на днях я принесла на работу пособие, изданное советским Медгизом в 1962-ом году. По нему несколько десятилетий назад начинала работать моя мама.
Его авторы по праву считаются классиками нейрореабилитации и медицинской логопедии, и моей маме посчастливилось у них учиться.
В этом пособии изложены основы восстановительного лечения пациентов, причем часть текстов предназначена для специалиста (он их читает вслух, после чего задает вопросы пациенту, или изготовляет по ним раздаточный материал), часть – для чтения самим больным.
А теперь внимание!
Фрагменты пособия, адресованные пациентам, набраны другим шрифтом.
И когда я спросила коллег, не напоминает ли он им что-то, они с удивлением отметили: «Напоминает…канадский!».
Уверена, что вы обратили внимание на цвет страниц.
Тогда, в 1962-ом, он был типичным для книг, и теперь я поняла, откуда идет моя симпатия к бумаге кремового оттенка – от литературы.
Белая бумага – это офисные документы и прочая ерунда; кремовая – это Проза, Публицистика и Поэзия.
Да, это пособие не для дислексиков, но в нем исчерпывающе учтены все те правила, которые считаются чуть не открытиями последних двух десятилетий.
Без всяких патентов ученые и практики середины прошлого века создавали для пациентов специальные условия, облегчающие им жизнь.
К слову, «жирные» основания букв, на которые сделан акцент в канадском изобретении, не получили единодушной поддержки профессионального сообщества. Примерно половина логопедов и нейропсихологов считает эти основания полезными, половина – бесполезными или вредными.
Теперь, когда вы знаете о дислексии всё, скажите мне, пожалуйста, с чем мы имеем дело?
С новшеством, которое является просто по-новому упакованным старым материалом?
Или с настоящим открытием?
Для того чтобы выразить уважение к авторам пособия 1962-го года, я позволю себе перечислить имена всех причастных:
Редактор Л.А. Кукуев
Технический редактор Н.С. Кузьмина
Корректор Т.А. Львова
Очень жаль, что не указано имя художника, сделавшего замечательные иллюстрации.
Пособие было выпущено тиражом 10.000 экземпляров и продавалось по фиксированной цене – 54 копейки.
|
</> |