"Забытые" броненосцы (ч.21)
sergiovillaggio — 26.01.2022 Продолжим рассказ о броненосцах, не удостоившихся упоминания в броненосно-линкорной серии "Моделист-конструктора" начала 1990-х годов. Так уж получилось, что сейчас нам предстоит сделать второй заход на Королевский флот.Броненосный корабль "Вайверн" на реке Хамоаз в Плимуте в 1865 г.
Когда корабли уже были начаты постройкой, министр иностранных дел наложил запрет на их передачу заказчику, поскольку Великобритания соблюдала нейтралитет в американской гражданской войне. Агенты конфедератов договорились о фиктивной продаже кораблей Египту, чтобы обеспечить им возможность покинуть Британию, после чего они должны были в открытом море перейти под флаг Конфедерации. Им даже присвоили наименования «Эль Туссан» («El Toussan») и «Эль Монассир» («El Monnassir»). Под этими именами они и сошли на воду 4 июля и 28 августа 1863 г. соответственно. Однако план стал известен британскому МИДу, и во избежание провокаций в октябре 1863 г. броненосцы были выкуплены у фирмы-строителя британским правительством и в 1864 г. включены в состав Королевского флота под наименованиями «Скорпион» («Scorpion») и «Вайверн» («Wyvern»). Формально оба вошли в строй 10 октября 1865 г.
Корабли имели железный корпус с полубаком, полуютом и парусным вооружением трехмачтового барка. Высота надводного борта на миделе составляла 6 футов (1,8 м), а между полубаком и полуютом имелся откидной фальшборт высотой 5 футов (1,5 м). «Вайверн» и «Скорпион» отличались хорошей мореходностью, однако из-за небольшой высоты надводного борта в средней части и порывистой качки их боевая эффективность в свежую погоду резко падала, что послужило поводом их быстрого перевода в разряд кораблей береговой обороны.
Броневой пояс проходил по всей длине корпуса, начинаясь от верхней палубы и углубляясь на 3,5 фута (1,05 м) ниже ватерлинии. Его толщина в средней части составляла 4,5 дюйма, уменьшаясь до 3 дюймов в носу и 2 дюймов в корме. Основное вооружение – четыре 9-дюймовых нарезных дульнозарядных орудия Армстронга – размещалось в двух башнях восьмиугольной формы, имевших 10-дюймовую лобовую броню и 5дюймовые стенки. Перед дымовой трубой располагалась бронированная боевая рубка.
«Вайверн» имел по две дополнительных опоры на фок- и грот-мачтах, чтобы полностью поставленные паруса не мешали стрельбе башенных орудий. Тем самым он стал первым в мире кораблем с треногими мачтами. В 1866-1868 гг. его парусную оснастку сократили, а также установили легкий переходной мостик между полубаком и полуютом.
«Скорпион» с 1869 по 1899 г. служил в качестве брандвахты на Бермудских о-вах, в 1901 г. был потоплен в качестве цели, но в 1902 г. поднят и годом позже продан на слом, однако 17 июня 1903 г. затонул на переходе в Бостон.
«Вайверн» также использовался в качестве брандвахты – поначалу в ряде баз в метрополии, а затем был переведен в Гонконг, где в 1898 г. был разоружен и переформирован в блокшив, а в 1922 г. продан на слом.
|
</> |