рейтинг блогов

Китайские минные крейсера (часть 3)

топ 100 блогов sergiovillaggio25.01.2022 Третья и последняя часть рассказа о китайских минных крейсерах. Эти два корабля собственной постройки отличались, пожалуй, самой интересной судьбой, включавшей модернизацию, до неузнаваемости изменившую их внешний облик.

Китайские минные крейсера (часть 3)
Минный крейсер «Цзянвэй»

Минные крейсера «Цзянвэй» и «Цзянъань» строились на верфи в Фучжоу по проекту французского инженера Шарля Дуаэ, разработанному на основе французских минных крейсеров типа «D’Iberville». Являлись 37-м и 38-м боевыми кораблями, построенными данной верфью.

«Цзянвэй» (建威, Мощь Фуцзяни) заложен 7 апреля 1898 г., спущен на воду 29 января 1899 г.
«Цзянъань» (建安, Спокойствие Фуцзяни) заложен 3 марта 1899 г., спущен на воду 3 марта 1900 г.

Как видно, стапельный период постройки оказался вполне сопоставимым с кораблями аналогичного размера, строившимися в Европе. Тем не менее, начавшееся вскоре Боксерское восстание привело к приостановке достроечных работ. В результате оба корабля были переданы на испытания только в конце 1902 г. и вошли в строй в 1904 и 1905 гг. соответственно.

Минные крейсера китайской постройки имели стальные корпуса с полубаком и полуютом, скругленным таранным форштевнем, сильным завалом бортов в кормовой части, двумя трубами и двумя мачтами. Высота корпуса от киля до верхней палубы на миделе составляла 5,2 м. Борт и палуба в районе машинно-котельных отделений защищались 25-мм броней.

Силовые установки были изготовлены французской фирмой «Forges & Chantiers de Méditerranée» из Гавра; причем паровые машины были четырехцилиндровыми. Проектная скорость составляла 23 уз, однако на испытаниях «Цзянвэй» показал только 20,3 уз, «Цзянъань» – 19,8 уз. В условиях службы оба корабля развивали не более 18 уз.

Первоначальное вооружение состояло из одного 100-мм орудия системы Шнейдер-Канэ, установленного на баке, трех 65-мм (9-фнт) пушек Шнейдер-Крезо, две из которых стояли на бортовых спонсонах на главной палубе, третья – на юте, шести 37-мм пушек Гочкиса и двух 350-мм надводных траверсных торпедных аппаратов, стоявших по бортам в средней части.

В 1930-1931 гг. оба корабля были перестроены на Цзяннаньском арсенале в Шанхае в «быстроходные канонерские лодки». Работы на «Цзянъань» начались 23 марта 1930 г. и завершились в ноябре 1930 г.; на «Цзянвэй» начались 26 января 1931 г. и закончились 15 июня 1931 г.

В ходе модернизации была изменена архитектура – срезан полуют, уменьшена средняя надстройка, трубы и мачты уменьшены по высоте и лишены наклона, установлена новая носовая надстройка. Торпедные аппараты и бортовая броня сняты. Полностью заменена артиллерия: на баке и юте поставлено по 120-мм орудию Армстронга, перед грот-мачтой – 76-мм зенитка, на полубаке – две 57-мм пушки Гочкиса, на кормовой надстройке – 20-мм зенитный автомат Эриксена американского производства; кроме того, корабли получили по шесть пулеметов Максима. Ввиду износа механизмов мощность упала до 3884 инд. л.с., а скорость составила около 17 уз (по другим сведениям – всего 12 уз). Стоимость работ составила 875 тыс. юаней.

20 января 1931 г. корабли были переименованы: «Цзянъань» стал называться «Датун» (大同, Великое единение; или же в честь города Датун), а «Цзянвэй» получил наименование «Цзыцян» (自強, Самоусиление; Опора на собственные силы).

Несмотря на произведенную модернизацию, к 1937 г. оба корабля находились фактически в небоеспособном состоянии и 11 августа 1937 г. были затоплены вместе со старыми крейсерами на Янцзы у Цзянъиня для заграждения фарватеров. При этом с «Датун» и «Цзыцян» были демонтированы только 20-мм автоматы, которые установили на канонерских лодках «Цзянъюань» и «Чжуншань» соответственно.

Остов «Датун» в 1957 г. взорван для обеспечения свободы судоходства, остов «Цзыцян» тогда же разобран на месте.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение: нормальное 871 т, полное 900 т (в 1931 г. 1050 т)
длина между перпендикулярами 77,72 м, наибольшая 78,58 м (после модернизации 79,24 м), ширина 8,13 м, осадка 3,3 м (после модернизации 3,84 м);
2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 котла Нормана;
мощность 6500 инд. л.с.;
скорость 20,5 уз (в 1931 г. – 17 уз);
запас угля: нормальный 180 т, полный 360 т;
бронирование: борт 25 мм, палуба 25 мм;
вооружение:
 1905 г. одно  100-мм/45 и три 65-мм/50 орудия, шесть 37-мм/17 револьверных пушек, два 350-мм ТА;
 1931 г. два 120-мм/45 орудия, одна 76-мм/40 зенитка, две 57-мм/40 пушки, один 20-мм автомат, шесть пулеметов;
экипаж: 136-139 чел. (1905 г.), 168 чел. (в т.ч. 20 офицеров) (1931 г.)

Китайские минные крейсера (часть 3)
«Цзянвэй» на стапеле в Мавэе в готовности к спуску

Китайские минные крейсера (часть 3)
«Цзянвэй»: вид с кормы

Китайские минные крейсера (часть 3)
«Цзянъань» в кикторианской окраске

Китайские минные крейсера (часть 3)
«Датун» на испытаниях близ Шанхая в 1930 г.

Китайские минные крейсера (часть 3)
«Датун» в 1931 г. (из справочника "Jane's")

Китайские минные крейсера (часть 3)
«Цзыцян» на испытаниях

Китайские минные крейсера (часть 3)
«Цзыцян» в Цзяньине. Обратите внимание, как писалось название латиницей - никогда не догадаешься и не узнаешь!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если долго собираться, можно не собраться вообще. Наступила пора раздачи яблок и, чего бы вы думали, кабачков! После шарлотки испекла яблочный пирог. На очереди оладьи с припеком из яблок. Жду. Когда муж созреет и напечёт. А я охотник, который добыл два пакета яблок. Ещё вот есть ...
отдыхал я в Краснодарском крае, Октябрьская станица, около 130 км от Ростова. В Ростове был дня два. на набережной в Ростове есть свой клуб Рай :)))) гг Ворошиловский мост немного стандартных фот ))) в целом в Ростове прикольно, много красивых девушек, имеются ...
Петр I на смертном одре. Рис. Иоганн Готфрид Таннауер. Тема кончины императоров нашла свое отражение в изобразительном искусстве и хрониках. Печальная тема, как уходили из жизни императоры России и их посмертные портреты. Императоры умирали достигнув "среднего возраста", как говорят ...
Сроки проведения 8 – 18 июня. Степень сложности нулевая. Все перемещения на моторных лодках, никаких тяжёлых рюкзаков за спиной. Итак, вы давно хотели побывать в далёкой Якутии, но не знали, как это сделать. Вот теперь такая возможность есть. Причём, есть возможность побывать не просто в ...
Пока мы обсуждаем судьбу Химкинского леса - в Чите вырубают целую тайгу... Спасибо Антону Тутову за видео для ролика... В Читинской области лесная мафия уничтожила почти 30% Забайкальского леса. Местные жители создают партизанские отряды для ...