Все перевернулось
olga_srb — 16.05.2023
Когда-то она произвела на меня сильнейшее впечатление. Да и как
могло быть иначе, когда наяву разворачиваются давно минувшие
события?Военные баталии никогда не были предметом моего интереса, но то, как первый план, объемный и вещественный, плавно переходит во второй, живописный, не могло не впечатлить воображение ребенка.
Картина неистовой атаки и неизбежной гибели людей казалась мне не такой трагичной, как вид мертвых лошадей, поскольку гусарам как бы положено умирать за Отечество, а вот лошади на такое не подписывались.
Я уверена, что вы догадались: речь идет о «Бородинской панораме», в которой после сорокапятилетнего перерыва я побывала вчера.
«Бородинская панорама» – упрощенное название, которое москвичи дали панорамного музею «Бородинская битва», ныне расположенному на месте подмосковной деревни Фили.
Непросто включить воображение и представить здесь сельский пейзаж, окутанный тишиной и запахом свежескошенной травы.
Вокруг меня – многоквартирные дома, слева – широкая магистраль, по которой несутся автомобили. Никакой тишины и запаха сена.

А ведь в 1812 году именно здесь, в одной из крестьянских изб, военный совет принял сложное решение - оставить Москву без сопротивления, чтобы спасти армию.
И здесь же спустя 75 лет после этого судьбоносного решения появился первый музей, посвященной героической эпохе. Конечно, он выглядел совсем не так, как нынешний.

Живописная панорама появилась еще позже, и выстроенный для нее деревянный павильон размещался не здесь, а на месте здания Кожсиндиката на Чистых прудах.
Сейчас можно увидеть лишь его макет.

Идея поднимать патриотический дух, отсылая народную память к былым победам, не нова.
Бесчисленное количество раз она эксплуатировалась различными правителями. Чтобы такая эксплуатация не выглядела слишком натужно, открытие мемориальных сооружений всегда старались приурочить к юбилейным торжествам.
В 1912 году, когда мир стоял на пороге мировой войны, и страна нуждалась в патриотических настроениях, исполнялось сто лет со дня Бородинского сражения. В 15-часовой битве участвовало 260200 человек. Ни одна из сторон ее не выиграла, но и не проиграла, и Николаю II пришла удачная мысль напомнить всем о силе русского оружия.
По его инициативе была создана Юбилейная комиссия, которая поручила выстроить павильон для 115-метрового живописного полотна, запечатлевшего решающий момент военного столкновения русской и французской армий в деревне Семеновское, вошедшего в историю как генеральное сражение Отечественной войны 1812 года. Панорама была заказана известному представителю школы батальной живописи, профессору Францу Алексеевичу Рубо. Художник справился с заказом за 11 месяцев, и рисовал он не с натуры, а в Мюнхене.
В конце августа 1912 года после открытия, прошедшего со всей помпой в связи с личным присутствием императора, панорама открылась для посетителей. Поскольку у вскоре пришедших к власти большевиков были свои патриотические идеи, через шесть лет павильон разобрали, а смотанный в рулон холст отправили на склад.
За годы мытарств с него практически исчезло небо, так что сегодня мы видим его восстановленный вариант.
В здании на Кутузовском проспекте отреставрированное полотно обосновалась осенью 1962 года. Это здание было едва ли не первым, построенным специально для музея (до этого музейные коллекции приспосабливали усадьбы и дворцы), и именно в нем я бывала маленькой девочкой.
На мой детский разум экспозиция тогда произвела ярчайшее впечатление, да и постройка, щедро облицованная стеклом, выглядела очень эффектно.
Судьба панорамы, изображающей военную драму, тоже не лишена драматических событий.
В июне 1967 года в музее случился пожар. Причиной возгорания стали действия вандалов. В результате происшествия полотну был нанесен существенный урон: погибло две трети панорамы, которые в дальнейшем были восстановлены по фотографиям.
Собираясь в музей, я была уверена, что вновь переживу тот восторг, который когда-то испытала, однако, поднявшись в панорамный зал, удивилась: «Какая же она маленькая!».
Да, друзья, вчера круговая картина произвела на меня впечатление очень компактной: и расстояние от зрителей до полотна показалось мизерным, и диаметр холста – скромным.

И даже тот реализм, который обеспечивается плавным переходом от скульптурного плана к живописному, уже не произвел былого эффекта, хотя лошадей мне по-прежнему жалко…

Зато меня впечатлила остальная экспозиция – та, где показана жизнь Москвы и москвичей XIX века. То ли раньше этих залов в музее не было, то ли в силу юного возраста я не обратила на них внимания.

Конечно, и то, что связано непосредственно со сражением, интересно, но меня больше увлекает быт – атрибуты бытия людей той эпохи, когда Москву называли «отставной столицей», в тиши которой доживали свой век знатные персоны.


Помимо панорамного, в музее несколько залов, и все они достойны детального осмотра.

В одном из них представлены настольные игры на военную тему. Вот, например, лото «Военная форма армий разных стран», выпущенное во Франции в 1880-е годы.

Из той же эпохи – настольная игра «Штурм Севастополя» и лото «В полку». Качество полиграфии и мастерство художников производят хорошее впечатление.

Эти экспонаты напомнили мне замечательный музей старинных игрушек в Зеленоградске.
Ныне панорама входит в комплекс, посвященный Отечественной войне 1812 года. Помимо основного здания, в его составе Кутузовская изба, обелиск павшим и триумфальная арка.
Все, кроме здания панорамы, является репликами: и в избе никто никогда не жил, и под обелиском нет останков, и арка – всего лишь поздняя копия.

По иронии судьбы, после установки по новому адресу (на Кутузовском проспекте) арка оказалась не там, где в город победоносно возвращалась русская армия, а там, где в него вступал Наполеон.

Зато павильон самый что ни на есть аутентичный – как открылся в октябре 1962 года, так и стоит.
Если соберетесь в музей, не рассчитывайте, что испытаете те же эмоции, что в детстве. У меня, например, все теперь наоборот: экспонаты в витринах воспринимаются как одушевленные участники событий, а живописное полотно просто как картинка.
А у вас? Меняется ли ваше восприятие тех музейных экспозиций, которые вы видели в детстве и увидели вновь во взрослом возрасте?
|
|
</> |
Сколько стоит билет на автобус в Иркутске? Цены, маршруты и лайфхаки для пассажиров
Нерон - жертва черного пиара?
Беатрис и Евгения Йоркские в Нью -Йорке (и пара новостей)
Контрольная точка: Полночь
Летний концерт на центральной площади
Химтрейлов псто
Говорят киевляне и не только
Дионея, растение-ловушка
В Тулу без самовара. Глава 4. Богоявленский собор тульского кремля.

