Вычёркивайте!

Несмотря на то, что переезд в провинцию в моих ближайших планах не значится, начинать о нем мечтать можно в любое время.
Мечтая, я пришла к выводу, что Александровский сад на новом месте мне не понадобится. Имея в шаговой доступности прекрасный парк Плантаже и замечательное Балтийское море, в сторону сада я даже не посмотрю.
Таким образом, сад стал первым пунктом, вычеркнутым из списка «заверните с собой».
И вот настал черед следующей позиции.
Вычеркивайте историческую библиотеку.
Внезапно я нашла ей если не замену, то вполне достойную альтернативу в виде Калининградской научной библиотеки.
О нашей городской библиотеке я писала ранее – она уютна и очаровательна, но, естественно, не располагает таким книжным фондом, как крупные книгохранилища.
И вот теперь я нашла огромный фонд, внушительные габариты и исключительно приятную атмосферу, характерную для фундаментальных библиотек.
Чего в ней только нет!
Всё есть: и неделя цифровых технологий, и встречи с писателями, и занятия, развивающие ум и душу.
А здание!
Само здание заслуживает отдельного восхищения.

Оно являет собой прекрасный образец баухауза - стиля, разработанного в Высшей школе градостроительства и художественного конструирования Германии.
Здание построено в 1929-30 годах для Прусского государственного архива, открывшегося 10 декабря 1930 года.
Несмотря на то, что основная часть помещений носила административный характер, в архиве имелся и читальный зал.

Автором проекта и руководителем строительства стал немецкий архитектор Роберт Либенталь. Он был выдающейся фигурой в прусском градостроительстве, много лет жил в Кёнигсберге, а последние годы провел во Франкфурте-на-Майне.
Все сохранившиеся постройки его авторства относятся к одному стилю, характеризующемуся понятными геометрическими формами, простыми цветами и функциональной планировкой пространства. Для Германии, тяготеющей к «пряничным домикам», такая архитектура была прорывом, но ее популярность ограничена коротким периодом с 1919 по 1933 год.
Здание, ранее принадлежавшее Северному вокзалу, тоже относится к нему.

Многие художественные идеи, созданные немецкой архитектурной школой конца 1920-х годов, тиражированы в разных городах, включая Москву.
Обратите внимание на две идеи: элегантную винтовую лестницу в западном крыле здания и сплошное остекление северного фасада.
Лестница зигзагом поднимается вверх, увлекая читателей за собой.


За стеклянным фасадом находятся полки с книгами.

В основе здания – стальной каркас с железобетонными потолками – новое слово в строительстве. Все балюстрады выполнены из прочного монолитного бетона, и основательность, счастливо сочетающаяся с элегантностью, чувствуется до сих пор.
Благодаря своей крепости, здание с минимальными потерями пережило и бомбардировку, и штурм города. Его внешний вид и внутренняя планировка сохранились в первозданном виде.
И внутри, и снаружи здание олицетворяет собой новое время – эпоху функционализма и индустриализации быта.
Сначала я записалась в библиотеку, заполнив анкету на сайте, а в прошлое воскресенье, по дороге из лютеранской церкви к Северному вокзалу, зашла за читательским билетом.

В научной библиотеке работают исключительно доброжелательные и приветливые сотрудники, которые, кажется, на руках готовы внести читателя в читальный зал.
Охваченная радостным волнением, я поднялась по лестнице.
В читальном зале я немного растерялась и взяла несколько номеров «Науки и жизни». Читать их, поглядывая на спину Фридриха Шиллера и драматический театр, мне очень понравилось.

Кстати, сквер с фонтаном был здесь всегда.
Да и бронзовый памятник великому Шиллеру – культурное наследие, а не новодел. Он был торжественно открыт 10 ноября 1910 года, а в 1936 году оказался на том месте, где стоит до сих пор.

В читальном зале - классическая для таких мест обстановка: сосредоточенные лица читателей, улыбчивый библиотекарь и умиротворяющий шелест книжных страниц.

До 1945 года читальный зал был выкрашен в фиолетовый цвет и застелен пробковыми полами. Мне кажется, это отличная идея для помещения, в котором должна царить тишина.
Конечно, сейчас интерьер выглядит иначе, и зал более не меблирован дубовыми столами и стульями, но в нем очень приятно находиться.
К сожалению, в тот день я не могла взять книги на дом, так как вскоре уезжала в Москву, но в следующую поездку непременно воспользуюсь не только читальным залом, но и абонементом.

Вот так из трех пунктов списка вылетел еще один.
|
</> |