Об уступчивости
olga_srb — 01.12.2021 Бассейн, как и любое общественное место, является отличным местом для наблюдения за людьми, их поведением и взаимодействиями. Даже если вы не интересуетесь своими современниками и постоянно погружены во внутренние переживания, в бассейне вы будете вынуждены вынырнуть из себя и обратить внимание на то, что происходит вокруг. Иначе у вас просто не получится провести время с удовольствием и пользой.Мы постоянно согласовываем свои действия с действиями окружающих, выбираем более приятное соседство, приноравливаемся друг к другу или, наоборот, отстаиваем свои интересы. Одним из важных качеств, обеспечивающих добрососедское сосуществование, является уступчивость. На мой взгляд, она – безусловно положительное качество.
Однако возникает вопрос меры: до какой степени человек должен и может поступаться своими интересами, проявлять податливость, соглашаться, идти на попятную?
Я не имею в виду принципиально важные жизненные моменты, когда отстаивание своей позиции является принципиальным.
Речь – о бытовых ситуациях, в которых и проявляется суть человеческого характера.
В качестве примера опишу эпизод, произошедший со мной недавно в бассейне, то есть в месте, где мне нравится все (и где гардеробщица выносит куртку физкультурнику до того, как он предъявит номерок, так как знает в лицо всех постоянных посетителей).
Но сначала кратко опишу место происшествия.
Представьте наш бассейн и его четыре дорожки.
В тот день на первой дорожке дремало трое немощных пловцов, на четвертой занимались пожилые леди из группы аквааэробики, а две центральные, маркированные как высокоскоростные - занимали такие крепыши как я.
По одному крепышу на дорожку.
Обычно, если я вижу на бортике атлетическую фигуру человека-амфибии, я сразу перемещаюсь к немощным, чтобы уступить высокоскоростное место законному владельцу.
Правда, в ряде случаев надежды на мощь и скорость не оправдываться, и вместо стремительного плавания раздаются обильные брызги (как обманчив атлетизм!), но шанс надо дать каждому.
Если поблизости нет высокоскоростных претендентов, я и подобные мне пловцы и пловчихи, плавают по средним дорожкам.
Так было и в тот раз.
Я плыву в полном восторге от происходящего, делая не резкие, но продуктивные гребки, и вдруг чувствую, как кто-то шлепнул меня рукой по пятке.
Случайные прикосновения в бассейне неизбежны. Обычно они сопровождаются извинениями и влекут за собой повышенную предусмотрительность, но этот шлепок был не из их числа.
Обернувшись назад, я увидела даму в рыжей шапочке, плавательных очках и со свирепым видом.
Она не ударила меня намеренно, чтобы причинить боль, а лишь дала понять, что мне следует уступить ей дорогу.
Сомнений в ее намерениях не было, так как за шлепком немедленно последовало замечание: «Между прочим, эта дорожка для высокоскоростного плавания!».
Возможно, из-за контраста между моим расслабленно-безмятежным настроением до нападения и суетой, привнесенной рыжей шапочкой, в моей голове зазвучала музыка (обычно в ней нет никаких музыкальных произведений).
В памяти всплыли строки из известной финской песенки «Нет, Молото́в!» (ударение следует ставить на последнем слоге).
Если вы ее не слышали – послушайте. Запоминающаяся мелодия.
В одном из вольных переводов текста песни на русский язык в припеве есть фраза: «Нет, Молото́в! Нет, Молото́в! Финны не задиры, но не любят брехунов».
Вдохновленная этим музыкальным воспоминанием, я ответила даме «да» и слегка прибавила газу.
Через несколько секунд выяснилось, что она плавает не быстрее меня (если я газую), и поэтому оснований для вытеснения меня с высокоскоростной дорожки у нее нет.
Никакого конфликта, разумеется, не возникло.
Мы еще полчаса плавали с рыжей шапочкой синхронно (потом она удалилась в сауну), и в конце даже великодушно улыбались друг другу.
Замечу, что скорость лишь поначалу была приближена к высокой – далее мы обе сбавили темп и просто наслаждались плаванием, исключив всякие соревновательные моменты.
Вспоминая этот мелкий эпизод, я думаю над тем, как же мне следовало поступить, если бы финская песенка не подбодрила меня в борьбе за дорожку так быстро, что я не успела составить план действий.
У меня было несколько вариантов: немедленно ретироваться (1), продолжать настаивать на своем превосходстве (2) и тот, который я предпочла - убедить даму в том, что мы можем прекрасно разделить дорожку (3).
Пожалуй, мое поведение нельзя назвать уступчивым, ведь я не перешла на другую дорожку по первому требованию. Однако я не преследовала цель отстоять свои рубежи во что бы то ни стало.
Прикинув, на что способна моя несостоявшаяся соперница, я была уверена, что мы не помешаем друг другу, и потому осталась там, где плавала до ее появления.
Кстати, о песенке, воспевающей сопротивление, и исторических событиях, к которым она приурочена.
Чем они закончились, все знают.
Для тех, кто запамятовал, напомню. По меткому выражению (автора, к сожалению, не знаю), огромный Советский Союз в этом состязании одержал победу, а маленькая Финляндия заняла почетное второе место.
А ведь могла уступить противнику сразу.
Но не уступила.
Отвлекаясь от темы уступчивости, замечу, что в осенне-зимний сезон в нашем бассейне работает гардероб. Настоящий - с номерками и гардеробщицей.
Раньше я писала, что верхнюю одежду физкультурники оставляют в холле без присмотра, и некоторым читателям такой способ хранения показался не вполне надежным.
Так вот в ненастье все по-другому: взрослые посетители могут сдавать свои куртки и пальто в отдельный гардероб, а на общедоступных крючках висят преимущественно детские вещи.
Уличную обувь, которую все снимают при входе, можно либо поставить на пол, либо упаковать в пакет и оставить на полке.
Но вернемся к уступчивости.
Как вы считаете, следует ли проявлять ее во всех без исключения бытовых ситуациях, не несущих принципиального смысла?
|
</> |