Упущенные возможности
vitalidrobishev — 08.10.2020В конце 70-х годов американские разведывательные спутники обнаружили на Каспийском море корабль неизвестной конструкции. Анализ фотоснимков показал, что он, подобно самолету, движется с большой скоростью, между тем полет его проходит над самой водой. Неизвестный летательный аппарат получил у американской стороны прозвище "Каспийский монстр".
Пальма первенства в создании принципиально нового вида транспортного средства, с использованием эффекта экрана принадлежит русскому конструктору Ростиславу Евгеньевичу Алексееву (сам эффект динамической воздушной подушки, образующейся между крылом и поверхностью, открыл другой русский конструктор Игорь Сикорский: его гигантский воздушный корабль "Илья Муромец" никак не хотел садиться на землю - воздушная подушка удерживала самолет на небольшой высоте). Ростислав Алексеев прожил три конструкторские жизни.
В первой он создал серию судов на подводных крыльях. Во второй - занимался судами на воздушной подушке. Третью жизнь он посвятил экранолетам. Все идеи, над которыми он работал, давно витали в воздухе, но именно он первым воплотил их в реальные конструкции.
После того как "Каспийского монстра" засек американский спутник-шпион, журнал "Джейна Интеллиджанс ревью" писал: "...На Каспийском море продолжаются испытания гигантского экраноплана, развивающего скорость 200 узлов. Считают, что этот аппарат построен на заводе "Красное Сормово". Он, вероятно, имеет длину 400 футов и способен нести 800-900 полностью вооруженных солдат. Полагают, что крылья этого экспериментального аппарата создают подъемную силу, которой хватает на подъем до высоты крейсирования, равной приблизительно 30 футам. По-видимому, аппарат может работать в арктических условиях".
Это был разгар испытаний, а начались они несколькими годами раньше. Надо было проверить, как экраноплан держится на плаву, и немного "побегать" по Волге, прежде чем выходить в море. Местом испытаний выбрали остров Телячий. Дальше были Каспийское море и безлюдный остров Чечень, где расположилась испытательная база. Адмирал Горшков, командовавший ВМФ, в своей книге "Морская мощь государства", вышедшей в 1976 году, писал: "Создание кораблей с динамическим принципом поддержания уже стало реальностью. Несомненно, что массовое появление таких кораблей в составе флотов увеличит их боевые способности, надводные силы смогут успешнее решать боевые задачи и приобретут совершенно новые качества". Условия секретности не дали ему сказать, что ВМФ уже обладает таким кораблем.
По некоторым данным, государственная программа предусматривала строительство 100 десантных экранопланов. Позже эта цифра была сокращена до 24. Страстным поклонником экранопланов был и тогдашний министр обороны Устинов. Пока были живы главком ВМФ Горшков и министр обороны СССР Устинов, конструктор Алексеев был неприступен. Его не касались споры, которые вокруг экранопланов не утихали.
В 1975 году в одном из полетов, когда на борту экраноплана находилась многочисленная комиссия во главе с министром судостроения, пилот допустил ошибку при посадке. Машина резко ударилась о волну, лопнули переборки и корпус. Главный конструктор взял управление на себя и довел экраноплан до базы, хотя путь был неближний - 40 километров.
Казалось бы, аварийный случай показал живучесть корабля, но это принимать во внимание не стали. Ростислав Алексеев был снят с должности главного конструктора и начальника ЦКБ, понижен до начальника отдела, а затем до начальника перспективного сектора. Здоровья это ему не прибавило, и через пять лет его не стало.
Алексеев так и не узнал о судьбе своих творений. Между тем, в 1984 году экранопланы были приняты на вооружение ВМФ СССР. Предполагалось построить два десятка аппаратов типа "Орленок" и создать новое десантное соединение на Балтийском море. Завершить эту программу рассчитывали до середины 90-х годов, но из затеи ничего не получилось. Четыре готовых экраноплана так и остались ржаветь на Каспии в составе 11-й отдельной авиагруппы.
|
</> |