Сериал "Основание" типа по Айзенку, с клонами императоров и крутыми негритянками
uborshizzza — 15.12.2021Сейчас выходит очень много разных сериалов, в том числе, экранизаций всевозможных фантастических эпопей. Вот, по «Основанию» Айзека Азимова сериал поставили.
Мне понравилось, а тем, кто читал книги, нет. В прошлый раз была такая же история с сериалом по Терри Пратчетту. Я посмотрела сериал, а потом стала читать Пратчетта, чего раньше мне почему-то делать не хотелось. Уже прочла циклы: «Городская стража», «Ведьмы», «Городские службы» и еще несколько книг из разных циклов. Наверное, книг 15 мне прочесть осталось. Очень скрашивает поездки в транспорте.
Сейчас я могу понять, откуда создатели сериала взяли то или это. Они использовали цикл «Городская стража» и немного цикл «Смерть». В сериал не вошли два самых комических персонажа – сержант Фред Коллон и Шноби, но все равно получилось неплохо. А не посмотри я сериал, и читать бы не стала.
После просмотра «Основания», я тоже, наконец, взялась за книгу. Мне нравились рассказы «Я робот», роман «Конец Вечности», а вот с «Основанием» или с «Фондом», как цикл назывался в некоторых переводах, я знакомиться не спешила. Возможно, это было связано с тем, что я разочаровалась в тех произведениях известных фантастов, которые пришли к нам после 1991 года: они были хуже, чем те, что перевели при СССР. То есть, мы думали, что от нас скрывали лучшее, а оказалось, что как раз перевели, и очень хорошо перевели, именно лучшее. Большим разочарованием для меня стал весь Каттнер или Саймак, которых я читала в 90-е. Нет, лучшим был «Заповедник гоблинов» Саймака и сборник рассказов Каттнера (про Хогбенов и др.), которые мы зачитывали до дыр и передавали друг другу. А остальное у них было скучным.
Ну, «Основание» оказалось все же лучше, чем я ожидала, но я понимаю авторов сериала, которые не захотели подробно экранизировать хотя бы три основных романа цикла. Честно говоря, не получились бы они зрелищными, и многое в них устарело, но некоторые вещи из книг сценаристы все же взяли на вооружение.
Основная идея «Основания» Азимова кажется мне утопической. Когда он писал романы, то вдохновлялся историей падения Римской империи и фантазиями о том, как эту трагедию можно было бы смягчить. Представьте себе, что во времена самого расцвета империи, при Константине Великом, кто-то бы предвидел конец Рима и наступление так называемых Темных веков. Как спасти знания, технологии, которые будут утрачены? И, допустим, собрали бы инженеров и философов и отправили бы их, например, в Австралию (представим, что она была бы уже тогда открыта). И что, эти люди бы на отдаленном континенте сохранили бы римскую цивилизацию, а потом сумели бы ее распространить на другие континенты? Очень сомневаюсь. Эти инженеры и ученые делали проекты для всей империи, они не смогли бы применить свой опыт в масштабах относительного небольшого поселения. Потом, как бы они обошлись без рабов? Да и стоило ли сохранять рабовладельческие и языческие нравы и понятия? Нельзя ведь было технологии оставить, а идеологию убрать. Но, думаю, до этого бы не дошло, а уже через несколько поколений бывшие римляне впали бы дикость, гораздо большую, чем Средневековье, а скорее всего, и вовсе бы вымерли.
А у Азимова в «Основании» такой номер прошел. Собрали 20 тысяч ученых-технарей, отправили их на отдаленную безлюдную планету, и они выжили, размножились, сохранили и преумножили знания, а потом распространили их на другие планеты, не дав им впасть в полную дикость после разрушения Первой Империи. В трех книгах описывается история преодоления кризисов и выполнения основной миссии – распространения знаний, что уже почти везде успели забыть, на другие планеты, а также формирование Второй Империи.
В сериале ничего этого нет. От Азимова взято только основное направление, но зато сделано все очень красиво и динамично.
Огромный город-планета Трантор, генетическая династия императоров-клонов Клеонов, межзвездные корабли, жители Анакреона и Фесписии, религия с планеты Девы, паломничество на тропе на этой планете – все это очень зрелищно.
Итак, человечество расселилось по всей Галактике, освоив какой-то неведомый нам вид космических путешествий. Про Землю они забыли, но большинство планет входят в Империю. Столица Империи – планета Трантор, где живут 40 млрд. человек. Люди живут не столько снаружи, сколько внутри планеты: они создали громадные подземные города, куда с других планет добираются по Звездному мосту.
Империей уже несколько веков управляют трое императоров, представляющие собой клоны императора Клеона Первого в разных возрастах: брат Рассвет, брат День и брат Закат. Быт и взаимоотношения этих императоров показаны подробно. Всем им служит робот, принимающий вид дамы приятной наружности. Этот робот предан династии Клеона.
Математик и психоисторик Генри Селдон доказывает, что несмотря на то, что сейчас Империя находится на пике своего могущества, внутренние конфликты приведут к ее падению, и наступят 30 тысяч лет варварства. Но можно уменьшить этот срок если оправить 20 тысяч преданных науке людей на какую-нибудь отдаленную планету. Свои взгляды он излагает публично и добивается того, что его арестовывают за что-то типа диссидентства. Но свои выступления Селдон приурочил к очень важному событию: он будто заранее знал, что неизвестные террористы взорвут любимое детище императора Клеона Первого – Звездный мост. Честно говоря, я так и не поняла, чем эта штука была лучше космопорта, но когда она рухнула, погибли миллиарды жителей Трантора. В это время в столицу как раз прибыли послы со свитами из 2-х враждующих периферийных планет - Анакреона и Фесписии, каждый из которых хотел доказать свою правоту в давнем споре. Подозрение в теракте падает на них, хотя каждый клянется, что это не их рук дело. Но император казнит всех послом скопом, устраивает карательную акцию на каждой из планет, из-за чего там гибнет большая часть народа, а планеты остаются с радиоактивным заражением.
Но при этом император задумался о прогнозе Селдона и решил на всякий случай его не казнить, а удовлетворить его просьбу о создании Академии, которая будет беречь научное знание. Однако из подлости он выбирает для академии пустынную планету Терминус, в соседях у которой находятся Анакреон и Фесписия. Селдон, вроде бы, не слишком доволен, но времени на эвакуацию ему дают немного, так что горевать некогда.
Когда колонисты прибывают на Терминус (а лететь туда несколько лет), они обнаруживают там странный артефакт – что-то вроде высокого обелиска, к которому нельзя подойти близко, потому что всем около него становится плохо.
В конце 1 сезона сериала выясняется, что в этом обелиске находится голографическая копия Селдона, который погиб во время перелета. Копия способна вещать и даже отвечать на вопросы, а подойти к нему ранее нельзя было из-за защитного поля. (Странно, что колонисты не поняли, что это - защитное поле, и строили догадки, что это может быть, когда у них самих было защитное поле, окружающее их поселок).
Так когда Селдон успел создать тот обелиск, если он заранее не знал, что их отправят на Терминус? А отправили их из-за того, что случился взрыв, когда в столице были послы 2-х соседних с Терминусом планет.
Зачем Селдону были нужны эти планеты? Он хотел, чтобы они вместе с Терминусом образовали федерацию на почве ненависти к Империи. Голографическая копия в последней серии сообщила представителям этих планет, что их древний конфликт был нарочно создан императором Клеоном Вторым, чтобы они воевали друг с другом, а не занимались чем-то полезным для своих народов. За этим откровением последователи мир, дружба, жвачка.
Разумеется, ничего этого в книге Азимова нет. Там есть Анакреон, но нет никаких терактов, никакого Звездного моста. Склеп Селдона там тоже есть, и гений иногда является народу, но все всегда знали, что это именно склеп Селлона, а секретом было только то время, когда он вздумает появиться.
Главными героинями фильма являются две негритянки – мать и дочь. Мать жила на планете рыбаков, где океан активно затоплял сушу. Там ненавидели науку, но девочка самостоятельно изучила высшую математику, и она была чуть ли не единственной в мире, кто понимал построения Селдона. В книге есть мужчина с таким же именем, однако он появляется в самом начале, и ему посвящена всего пара строчек. В фильме же Гаал Дорник влюбляется в приемного сына Селдона (в книге сына у него нет), переживает трагедию, разочаровывается в Селдоне, много времени проводит в анабиозе, путешествуя в космосе в специальной капсуле.
Ее дочь, о рождении которой она не знает, т.к. девочку родила суррогатная (а потом приемная) мать уже на Терминусе из зародыша, взятого у Гаал, так как на корабле было нельзя рожать - самая крутая женщина на Терминусе. Ее зовут Сальвор Хардин. В книге так звали одного из руководителей Академии, разрешившего 2 кризиса.
Хардин занимается сексом, ходит голая, дерется, стреляет, пилотирует космические корабли – супер-женщина.
Прекрасные виды Трантора, дворца императора и садов вокруг него; виды суровой пустынной планеты Дева, куда отправился брат День, чтобы привлечь на свою сторону сторонников религии Триединой Матери.
Кстати, главной на этой планете тоже является негритянка – жрица культа Матери.
И главное лицо на умирающем Анакреоне – цветная женщина, и опять же очень-очень зверская.
Интересно следить за взаимоотношениями императоров-клонов. У них принято, что когда брат Закат достигает определенного возраста, его распыляют на молекулы с помощью особого устройства. В этот момент брат День становится новым Братом Закатом, а брат Рассвет – братом Днем, и именно он должен растить младенчика Рассвета. День принимает все важные решения, а брат Закат имеет совещательный голос. Хотя все императоры – клоны, характеры у них немного разные. Зритель успевает увидеть две генерации клонов. Самое интересное, что кроме действующих клонов, есть еще клоны, находящиеся в анабиозе, но они каким-то образом знают все, что знают императоры, и если кто-то из братьев будет убит или еще как-то погибнет, то его заменят на клон его возраста. Казалось бы, идеальная схема, дающая стабильность, но Селдон считал, что именно она приведет к гибели Империи. (Повторюсь, что все это существует в сериале, но не в книге).
На мой взгляд, сериал получился интересным. Ожидается второй сезон, но не знаю, будет ли он. Мне кажется, что зритель не слишком расположен смотреть на приключения чернокожих героев. В этом сериале из белых – только покойный интриган и циник Селдон, зловещие императоры-клоны и любовник Хардин Льюис Пиренн . Он ей очень предан, но куда ему до ее крутости. По профессии он – торговец. Этот персонаж встречается во второй книге "Основания", действие которой отстоит на столетия от времени, когда жил Хардинг (который у Азимова был белым мужчиной).
У Азимова Академией последовательно руководили люди, знающие толк в составлении энциклопедий, в религии, в торговле, и все они предпочитали разум и дипломатию силе, но в сериале главное – это воинственность, битвы. Еще белым является робот, опекающий семейство Клеонов – он выглядит, как бюргерша среднего возраста. В эпопеи Азимова робот появляется в последних книгах, но он не имеет вид почтенной дамы. Там выясняется, что все, что случилось с цивилизацией, было задумано именно этим роботом («Это все придумал Черчилль в восемнадцатом году»).
Все остальные главные герои – неимоверно крутые негры, да еще и женщины.
Вот был, например, прекрасный сериал «Американские боги», получивший за первые сезоны множество призов. Главный герой по моде последнего десятилетия там черный, хотя в одноименном романе был белым. Зритель с этим как-то смирился. Но с каждым сезоном все больше и больше поднималась тема угнетения черных, все больше внимания уделяли некой крупной негритянке, и в конечном итоге сериал потерял темп, зритель от него отвернулся, и его прекратили снимать, хотя до развязки остался всего один сезон. Ну не свинство?
Боюсь, как бы и с «Основанием» такого не произошло.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
|
</> |