Опера, которую мало кто слушал и никто не видел
uborshizzza — 06.12.2021 Теги: МакаревичВ связи со смертью Градского, захотелось послушать что-нибудь из его творчества. Наткнулась на рок-оперу «Мастер и Маргарита». Якобы Градский писал ее целых 30 лет, но она ни разу не была поставлены и сыграна на сцене, а Градский записал ее с помощь компьютера, сведя воедино то, что пели артисты для этого произведения. Всего в записи в течение 6 лет участвовали 56 артистов. В 2009 году состоялось единственное коллективное прослушивание этой записи в зале тогда еще не до конца готового театра Градского. К прослушиванию было отпечатанное либретто, содержащее офорты работы Андрея Макаревича и полный текст всех арий и реплик. Либретто написано на основе пьесы Павла Глушко (автор либретто рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») «Было-не было», текста романа Булгакова и стихов Градского. "Было-не было" представляет собой как бы рассказ Мастера, находящегося в психиатрической клинике, т.е.: то ли - было, то ли привиделось. В конце оперы Воланд говорит, что все же было.
Музыку к опере Градский сочинял, помня о тех, музыкальных произведений, которые сам Булгаков упоминал в тексте. Поэтому в опере звучат цитаты и интонации из произведений Модеста Мусоргского, Петра Чайковского, Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна, Дмитрия и Даниила Покрассов, Василия Лебедева-Кумача, Анатолия Лепина, Василия Соловьёва-Седого, Владимира Дашкевича, Андрея Макаревича, Джоаккино Россини, Георга Фридриха Генделя, Людвига ван Бетховена, Джузеппе Верди, Иоганна Штрауса, Жака Оффенбаха, Имре Кальмана, Макса Стайнера и других композиторов, а также частушки и 40 с лишним номеров, сочиненных Градским.
В опере фигурируют 56 персонажей, роли которых исполняли известные люди: Коровьев - Николай Фоменко, Азазелло - Хабаров, Гелла - Лолита Милявская, Каифа - Иосиф Кобзон, Афраний - Владимир Маторин, Николай Иванович и его супруга - Владимир Качан и Любовь Казарновская, буфетчик Соков - Андрей Макаревич, Никанор Босой - Валерий Золотухин, Аннушка - Юлия Рутберг, доктор Стравинский - Александр Розенбаум, медсестра - Татьяна Анциферова, Бенгальский - Федор Чеханков, Ариман - Владимир Зельдин, Лаврович - Максим Леонидов, Латунский - Алексей Кортнев, Лапшенникова - Елена Камбурова, Семплеяров - Олег Табаков, жена и родственница Семплеярова - Людмила Касаткина и Лариса Голубкина, шофер - Григорий Лепс, мужчина в варьете - Сосо Павлиашвили, начальник угрозыска - Александр Буйнов, участковый - Всеволод Шиловский, вахтер в "Грибоедове" - Леонид Ярмольник, работники и посетители "Торгсина" - Евгений Маргулис, Евгений Болдин, Амалия Мордвинова, Геннадий Хазанов и Георгий Милляр (старичок из Торгсина, голос синтезировали из фрагментов фонограмм). Плюс хор ансамбля им. Александрова и детский хор "Мандрагора". Сам Градский пел за Мастера, за Иешуа, за Воланда и еще за Бегемота (то, что все поисходящее может быть и видением Мастера это оправдывает).
После эпохального прослушивания Градский лично продавал компакт-диски с записью и либретто. Кто уж это покупал и за сколько, не знаю.
Сейчас все это можно найти в Интернете. Несколько частей можете прослушать здесь. Также я дам оглавление, чтобы было понятно, как роман отразился в опере: думаю, что те, кто хорошо знает текст романа, все поймет.
Действие 1, Часть 1: предисловие
Часть 2: Иван и Берлиоз на Патриарших прудах
Часть 3: явление Воланда
Часть 4: терцет
Действие 2, Часть 1: В доме Грибоедова (то есть в Массолите)
Часть 2: Явление Бездомного
Часть 3: явление Воланда
Часть 4: терцет
Часть 5: Варьете
Действие 3, Часть 1: В сумасшедшем доме
Часть 2: Массовый психоз
Часть 3: История Мастера
Часть 4: Мастер у критиков
Часть 5: сострадание Мастеру
Часть 6: Роман о Пилате
Часть 7: Похороны Берлиоза и тоска Маргариты
Часть 8: из жизни Маргариты
Часть 9: полёт Маргариты
Действие 4, Часть 1: Нехорошая квартира
Часть 2: Бал Сатаны
Часть 3: Снова в нехорошей квартире
Часть 5: всё ещё в нехорошей квартире
Часть 6: Институт Стравинского, Арест
Часть 7: В "Торгсине", "Грибоедове"
Часть 8: Воланд и Левий Матвей
Часть 9: в подвале
Действие 4, Часть 10: Заключение.
Опера мне понравилась: она ни разу не скучная, и слушала я ее с удовольствием, тем более, что если непонятно, кто и что поет, то можно подсмотреть в либретто.
Но после 2-го действия мне почему-то захотелось послушать «Антиформалистический раёк» Дмитрия Шостаковича.
Шостакович тоже 20 лет (1948-1968) сочинял это 29-ти минутное произведение. Стихи, кстати его собственные (видимо, единственные в его жизни). Товарищ Единицын – это Сталин, Двойкин – Жданов, Тройкин – Шепилин, так как в их арии включены цитаты из их собственных выступлений в печати.
Вообще, если слушая или читая одного автора, вдруг ловишь себя на желании перейти к другому, это, скорее всего, говорит, о вторичности творчества того, что вы слушали или читали вначале. Наверное, это объясняет, почему произведения Шостаковича исполняются в театрах и концертных залах, а рок-опера Градского – нет.
Современные композиторы продолжают сочинять оперы: так, Игорь Демарин написал оперу "Парфюмер", Эдуард Артемьев - "Преступление и наказание", Леонид Десятников – «Дети Розенталя». А что ставят театры? Моцарта да Верди. Театры предпочитают современное прочтение классики, переодевая певцов в новые костюмы.
Вот, например, «Евгений Онегин» Чайковского в Баварской опере (Онегин и Ленский тут - геи).
А это – «Дон Жуан» Моцарта. Как вам Командор?
Так что современным композиторам приходится нелегко. Тем более, что «Мастер и Маргарита» плохо поддаются постановкам. Сергей Слонимский написал оперу на этот сюжет в 1975 году. Андрей Петров написал симфоническую поэму на сюжет из романа Булгакова. На эту музыку был поставлен балет Борисом Эйфманом. И опера, исполненная в концертном варианте, и балет не имели успеха.
Некоторые считают, что дело в самом романе: в том, что он не был завершен. Так думал Уэббер, который тоже хотел написать мюзикл по «Мастеру».
В 2009 оперу Градского ругали. Критики сочли, что музыка там устаревшая, 20 века, советская. Но Моцарт же не устарел, хотя и жил в 18 веке.
Также писали, что Градский напрасно сконцентрировался на сатирической части романа, что в ней мало романтики, также, что он слишком плоско интерпретировал содержание произведения: Мастер – это Иешуа, а Иешуа – Христос. Видимо, есть другие мнения по этому поводу, которые их авторы считают более верными. Вот только интересно, с чего они это взяли? Им являлся дух Булгакова?
Оперу Градского якобы невозможно поставить потому, что там слишком много персонажей. Но разве один актер не может играть 5-6 персонажей, произносящих не более 2-х реплик? По-моему, это вряд ли может быть препятствием. Надеюсь, что опера все же попадет на сцену.
|
</> |
Опера, которую мало кто слушал и никто не видел
Оставить комментарий
Популярные посты:
- Макаревич рассказал о нескромности Градского Газета.Ru
- Макаревич упрекнул Градского в нескромности Московский Комсомолец
- Макаревич: Градский сравнивал себя с Джоном Ленноном - ИА REGNUM ИА REGNUM
- Макаревич рассказал, что Градский сравнивал себя с Ленноном Федеральное агентство новостей No.1
- Макаревич признавался, что Градский был очень нескромным Телепрограмма
- Посмотреть в приложении "Google Новости"