Русь внешняя и Русь внутренняя
avixa — 18.12.2023Византийский император Константин Багрянородный в своём поучении «Об управлении иимперией» сообщает о «Руси внешней» (Киевской Руси):
[Да будет известно], что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из Вусеграда. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас. Славяне же, их пактиоты, а именно: кривитеины, лендзанины и прочие Славинии — рубят в своих горах моноксилы во время зимы и, снарядив их, с наступлением весны, когда растает лед, вводят в находящиеся по соседству водоемы. Так как эти [водоемы] впадают в реку Днепр, то и они из тамошних [мест] входят в эту самую реку и отправляются в Киову. Их вытаскивают для [оснастки] и продают росам, росы же, купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их.
Из этого сообщения вытекает, что существовала ещё и «Русь внутренняя». Где она могла располагаться? Cамо название «Русь внутренняя» указывает на то, что она должна была находиться в пределах самой империи. Подтверждение этому находим у Льва Диакона:
Возведя в достоинство патрикия Калокира , мужа пылкого нрава и во всех отношениях горячего, он отправил его к тавроскифам , которых в просторечии обычно называют росами, с приказанием распределить между ними врученное ему золото, количеством около пятнадцати кентинариев, и привести их в Мисию с тем, чтобы они захватили эту страну.
Патрикий Калокир, пришедши в Скифию, понравился начальнику Тавров, подкупил его дарами, очаровал лестными словами (весь скифский народ чрезвычайно корыстолюбив, жаден к подаркам и даже любит самые обещания) и убедил идти против Мисян с великою ратью с тем условием, чтобы он, покоривши их, удержал их страну в собственной власти, а ему содействовал в завоевании Римского Государства и получении престола. Он обещал ему за это доставить великие, бесчисленные сокровища из казны Государственной.
Святослав (Сфендосолав – так назывался начальник Тавров), услышав сии слова, не мог удержать душевного стремления: восхищенный надеждою получить богатство, мечтая о завоевании Мисийской страны и, как человек пылкий, отважный, сильный и деятельный, возбудил все юношество Тавров к сему походу.
Назначение посла к Святославу было неслучайным, сам Калокир был родом из того края, сыном стратига Херсонеса. Другими словами «землячок».
Итак, ещё во времена Святослава русы обитали на территории бывшего Боспорского царства (вошло в состав Византии в VI веке), о чём прямо свидетельствует настоятельный совет Иоанна Цимисхия, данный Святославу: удалиться в свои области и к Киммерийскому Боспору.
По-видимому массовое переселение в «Русь внешнюю» произошло во время правления Владимира, отказавшегося «казаковать» и ставшего фактически первым императором Руси.
|
</> |