
Валерия Пришвина "Наш дом"

Валерия Дмитриевна Пришвина, урожденная Лиорко (1899—1979). На всех фотографиях прелестная стильная женщина. Что заставило ее в 41 год выйти замуж за 67летнего Пришвина? Познакомилась с ним, придя к нему работать в качестве литературного секретаря. В Википедии сказано, что до того она была дважды замужем. "Первый раз, в 1924 году, уступив настойчивым просьбам матери, В. Д. Лиорко вышла замуж за Н. Н. Вознесенского, профессора Менделеевского института, намного старше неё. После смерти Вознесенского в 1929 году обвенчалась с А. В. Лебедевым, с которым окончательно рассталась весной 1938 года."
И больше про нее НИЧЕГО!
В книге Валерия про свою семью и прошлое тоже не пишет НИЧЕГО.
Что ж, видимо браки нужны были для выживания. Роемся в интернете. Ожидаемо: отец царский офицер, расстрелян, преследовалась за дворянское происхождение, дважды арестовывалась и была сослана в Сибирь...работала где и кем придется: в журналах, воспитателем в детдоме в селе Узкое, в школе рабочей молодежи, частным преподавателем, в гидротехнической лаборатории канала имени Москвы, библиотекарем, даже пчеловодом.
У Пришвина мне в детстве нравилась "Кладовая солнца" - таинственный мир болот, и в нем дети, которые самостоятельно живут и активно действуют. В юности прочитала его дневники...и там обнаружилась такая жесть в отношении к женщинам и сексу, что больше читать его не стала. Пришвин человек загадочный. Мемуаристы отмечают, что непонятно было: он действительно бесхитростно-простой или умело эту маску на себя надевает. Мне он кажется человеком очень глупым и плохо пишущим - а тем не менее образование он получил приличное и был весьма знаменит. Ненавидел большевиков, написал про Ленина статью "Убивец" - но достиг всяческого благополучия как советский писатель.
Впрочем, и Валерия, несмотря на дворянское происхождение и воспитание (которое предполагает некоторую заземленность и упорядоченность), была не чужда Серебряному веку и не без странностей: слушала лекции Бердяева, размышляла о феномене девства и о новой природе человека, любила автора религиозно-философских трудов Олега Поля, который ушел в монахи. Возможно, они с Пришвиным нашли друг друга. Ее мемуары "Невидимый град" написаны довольно напыщенным слогом, т.к. она, к сожалению, пытается подражать Пришвину...в общем, мне не понравились. Хотя если пробраться сквозь стиль, есть интересные наблюдения и простодушно сообщенные очень личные факты, которые принято скрывать: https://litlife.club/books/218856/read?page=3
Общий тон и Пришвина, и вообще этой книги "Наш дом" мне отвратителен. Это какая-то невероятная мелочность, пошлость и отстраненность от жизни. Видимо, на изначальную серебряновековую пошлость наложилась советская примитивность, которую необходимо было усвоить и ежедневно демонстрировать для выживания. Судите сами:
- Пришвин живет в Подмосковье, но всеми силами добивается квартиры в Доме писателей. Мол, я певец природы, но это не значит, что я должен жить среди природы! Получает искомое. Обставляет антикварной мебелью, закупает старинные книги, рояль и люстру венецианского стекла. Потом в городе начинает грустить. И они с Валерией решают, что им необходима еще и дача для общения с природой.
Покупают дом в Дунине, в самом красивом месте Подмосковья, под Звенигородом. Дом уникальный: трехгранная печь, которая отапливает сразу три комнаты, семигранная веранда с огромными окнами. Дом помещичий, дореволюционной постройки, участок тоже не семь соток: на нем умещаются сразу две аллеи, липовая и еловая. В общем, это не дача, а полноценное поместье. Собственно, приобретению и обустраиванию этого поместья и посвящена, в основном, книга. И про это читать действительно интересно: очень много подробностей об истории дома и деревни, о лесах, о растениях, о том, как шло восстановление (все было разбито, так как во время войны в доме был оборонительный пункт). Я вообще обожаю Звенигород, "Подмосковную Швейцарию"...правда, сейчас там почти все полностью застроено, а коллега из Владивостока высказал претензию: "А где же горы-то? Я думал, раз Швейцария, там будут горы!"
- На приобретенном участке есть сторожка, где живет древняя старушка, вдова сторожа поместья. Она еле ходит, живет только сбором лекарственных трав и гаданием. Оба супруга восхищаются ее стойкостью, но как-то помочь им в голову не приходит.
- Общение с народом. Масса бессмысленной советской риторики. При этом от народа ожидается тупость и восторг перед великим писателем, соответственно, все реакции людей примерно так и описываются. Понимания ноль, "простой народ" - это даже не марсиане, а уже какие-то плутоняне. Например, общаясь с блокадницей из народа, супруги высказали некую глубокую мысль, не ожидая, что женщина ее поймет. "Но страдание облагородило ее, она мгновенно поняла и откликнулась".
- Валерия активно занимается садом, сажает деревья и цветы. Пришвин недоволен. Она привлекает его, отрывает от письма, и сама отрывается от работы над его дневниками. Но сам сад ему нравится, так что может, и неплохо бы в нем поработать? Этим нудным рассуждениям о саде посвящены страницы! Кстати, после смерти Пришвина, Валерия сад забрасывает...
- Посетив семью Капицы на Николиной горе, Пришвин завидует. Тому какая у них умелая вся семья, они даже лодку сами построили. А вот ни я, ни жена такого не умеем, бестолковые оба, может, поэтому друг к другу потянулись. Вообще он жену не ценит, а мог бы (минимум) увековечить в произведениях.
Так почему же я все-таки прочитала эту книгу с интересом и даже оставила в своей библиотеке? Во-первых, это исторический памятник о жизни людей и состоянии умов в России 20 века, я бы с удовольствием посмотрела спектакль или фильм по мотивам этой книги. А во-вторых, авторка мне симпатична как земная, хозяйственная, наблюдательная женщина. Страницы, где она воспевает своего гениального мужа, можно пролистать.

|
</> |
