Казаки средневековья
avixa — 13.12.2023Вначале наверное стоит перечислить этносы, которые в заметном количестве могли влиться или влились в этнический массив казаков.
Тюрки
Хотя они и не оказали решающего влияния на язык и культуру казаков, роль их в этногенезе последних значительна. Это чёрные клобуки, ковуи, печенеги... Последними тюрками были половцы.
Бродники
Бродники – жители нижнего Днепра, побережья Азовского моря, нижнего Дона и Дуная 12-13 веков Они принимали участие в междоусобицах русских князей, русско-половецкой и русско-татарской битвах. Впервые они упоминаются в Ипатьевской летописи под 1147 годом. Некоторые исследователи считают их прообразом казаков наряду с берладниками.
Название бродников выводят от слова бродить, то есть бродящие (кочующие). Ф. Успенский считал население местности Вордоны бродниками. Среди бродников были и волохи, особенно на Западе Причерноморья, могли попадаться и аланы, и тюрки. Однако немало источников-в частности венгерские-отличают бродников от кипчаков, хотя и считают их обитателями одного края.
Другая версия связывает название бродников со словом «брод» — то есть речь идет о людях, которые наоборот были «привязаны» к местам переходов через водоемы. Из сообщений путешественников XIII столетия известно, что люди, которые жили возле бродов через большие реки — Днестр, Днепр или Дон, несли особую службу, переправляя через них путников («почетных гостей» бесплатно, других — за плату). Такая "специализация «существовала и до прихода монголов — источники упоминают о «деремелях» (тоже обитающих у бродов). В XII в. в документах Золотой Орды упоминаются побережники-сборщики налогов с судов, тамговщики, предоставлявшие право проезда, лодейщики. Были известны также перевозчики и толковины — знатоки различных языков степных народов.
В 1147 году бродники вместе с половцами приходили на помощь Олегу Святославичу, в 1180 году участвовали в болгарской освободительной борьбе, позже заходили на Венгрию.
Название Бродники засвидетельствовано в источниках от половины XII до половины XIII в. Ее знают не только наши летописи (под рр. 1147, 1216, 1223), но венгерские, папские и византийские источники. К сожалению все сведения о них только фрагментарны. В 1227 году папа Григорий IX послал миссионеров проповедовать «in Cumanis et Brodnic terra vicina». В письме венгерского короля Белы перечислены враги Венгрии в 1254 году: «Рутени, Комани, Бродници» и далее «Рускиз, Комани, Бродници, Булгария». Венгерские документы половины XIII в. обозначали нашу степь как»Cumania et Brodnic terra illa vicina".
Известны два ареала Бродников, одна на восточной, а вторая на западной окраине Руси.
Восточные Бродники засвидетельствованы в Повести о битве на Калке, из которого следует, что они жили в Подонье, возле донецких бродов и торгового «железного» пути. Кроме того археологам удалось найти значительное количество поселений бродников на Нижнем Днепре. В битве на Калке восточные бродники (приазовские и донские) участвовали на стороне монголов.
Западные Бродники упоминаются в венгерских, папских и византийских источниках. Они жили в Подунавье, на территории между Нижним Днестром и Дунаем. Там было скопление торговых центров положенных на бродах рек, как например Черн на Днестре, Ясский торг на Пруте, Романов торг на устье реки Молдовы в Серету, Малый Галич на Дунае, или в устье крупных рек, как Белгород в Лимане Днестра. Некоторые исследователи отождествляют их с берладниками. Западные бродники в битве на Калке участвовали на стороне Руси.
Берладники
Берладники — беглецы и беженцы разных социальных слоев Киевской Руси, преимущественно южных земель, которые оставляли родину из-за притеснений разного рода и селились между Карпатами и Днестром, в низовье Дуная, преимущественно в городе Бырлад на одноименной реке (в настоящее время в Румынии). Существовали на протяжении XII—XIII веков. Ассоциируются рядом исследователей с западными бродниками.
В русских летописях часто упоминаются берладники и города у Дуная. В Ипатьевской летописи упоминается война 1159 года между князем Ярославом из Галича и его двоюродным братом Иваном Берладником. «Иванъ уполошивса ѣха въ поле къ Половцемъ… и ста въ городахъ подунайскихъ…». «И приидоша к нему половци мнози и берладника у него искупися (собралось) 6000».
В 1161 году берладники захватили порт Олешье в устье реки Днепр, чем нанесли большой урон торговле киевских купцов. Имя князя Ивана Ростиславича Берладского часто упоминается в русских летописях между 1144 и 1162 гг. Он после изгнания из Галича служил разным русским князьям, был связан с половцами.
«Берладскую землю» можно считать одним из прямых предшественников Молдавского княжества, первым известным крупным политическим образованием в нижнем междуречье Прута и Сирета, в котором также проживали валахи и некоторые мигрирующие славянские племена.
Черкасы
Они же казаки. Основной компонент, передавший средневековым казакам не только имя, но и язык, культуру, стиль поведения и пр.
Черкасы или черкассы (итал. Circassi) — обобщающий экзотоним, использовавшийся среди русскоязычного населения и в официальных документах Русского государства с XVI до конца XVIII века к жителям Северного Кавказа, Северного Причерноморья и Приазовья, в частности к предкам современных черкесов (адыгов), а также как экзоним славяноязычных казаков-христиан востока.
Первые упоминания черкасов в русских летописях относятся к XIV веку:
- Ясские и Черкасские горы упомянуты в повести о смерти Михаила Тверского;
- черкасы — один из народов Золотой Орды, пострадавший от мора 1346 года;
- черкасы названы среди жителей египетской Александрии, пострадавших от похода 1365 года;
- также «черказы» были среди участников войска Мамая во время Куликовской битвы.
Период XIII—XIV веков характеризуется массовой миграцией черкасов в регион среднего Поднепровья (от устья Десны до острова Хортица, — конец Днепровских порогов), получивший в связи с этим наименование «Черкасии».
В. Н. Татищев в «Истории Российской с самых древних времён» указывает, что курский баскак (губернатор) Ахмат вызвал часть черкасов с горы Бештау и Пятигорья:
Оные прежде из кабардинских черкес черкес в XIV веке в княжетве Курском, под властью татар собравши множество сброда, слободы населили и воровством промышляли, и из-за многих на них жалоб татарским губернатором на Днепр переведены, и град Черкасы построили. Потом, усмотрев польское беспутное правление, всю Малую Русь в казаков превратили, гетмана или отомана избрав, все черкесами поименовались.
Сигизмунд фон Герберштейн, посол германского императора, посетивший Великое княжество Московское в 1517 и в 1526 годах, в частности рассказывал, что там, где Кавказский хребет упирается в южный рукав Кубани, в горах жили черкасы пятигорские или чики (chiki):
Этот народ, надеясь на защиту своих гор, не оказывает послушания ни туркам, ни татарам. Русские утверждают, что это христиане, что они живут по своим обычаям, ни от кого не зависят, исповедуют греческую веру, а службу церковную отправляют на славянском языке, которым главным образом и пользуются. Они по большей части смелые пираты. Спускаясь в море по рекам, которые текут с их гор, они грабят, кого попало, а особенно купцов, плывущих из Кафы в Константинополь.
По сведениям английского путешественника Эдмунда Спенсера, неоднократно посетившего Кавказ в 1836—1838 годах:
Возможно, черкесы, которые из века в век вели полувоенный, полубандитский образ жизни и бывшие одно время лейб-гвардией султанов Египта, Турции и крымских ханов, были известны окружающим народам под этим именем(kassack), которое они давали каждому племени, ведшему подобный образ жизни.
Существуют записи голландского путешественника и этнографа Карнелия де Бруина (1652−1727) о наличии черкасов в некоторых районах Воронежа, которых он видел в 1707 году:
Мы заметили, что большая часть царских домов (кабаков) около Воронежа заселена была черкасами. Люди эти очень опрятны и так же опрятно содержат и свои дома, вообще нрава они весёлого и живут весьма приятно, забавляясь всегда игрою на скрыпке и других струнных инструментах. Они тотчас же начинают свою музыку, как только кто-нибудь приедет к ним, и подают тут же мёд и водку; между ними есть и женщины, оказывающие проезжим разные услуги. Одежда у них особенная, вовсе не похожа на русскую…
По сведениям де Бруина, воронежские черкасы были зажиточны и имели прислугу, к сожалению, он не приводит информации об их языке — ассимилировались ли они на тот момент в языковом отношении полностью или были двуязычны
В российском государстве (в частности, в летописях, а также в официальных документах и государственных законодательных актах) вплоть до конца XVIII века термин «черкасы» употреблялся в качестве экзонима украинских казаков:
«государя, против его государских недругов, рать собирается
многая и несчётная, а строения бывает разного: ...
Казаки донские, терские, яицкие бьются огненным боем; а запорожские
черкасы — и огненным, и лучным.»
А также черкасами называли казаков вообще:
… если б вести им <"козакам"> имя особое, то следовало б называться черкасами, по пришедшим потом на Украйну из черкеской Кабарды черкесам … почему всё козачество, да и вся Малороссия, потом черкасами проименовалась, а не козарами.
По данным Г. В. Вернадского, в московских документах XVI и XVII веков черкасами назывались как черкесы, так и украинские казаки.
В то же время российское правительство отличало черкасов от остального населения Малороссии. В указе императрицы Екатерины II от 8 декабря 1765 года сказано:
Буде ж кто из помещиков, захватя в своё владение из порозжих Государевых земель, поселили на тех землях разных наций людей, яко то Малороссиян и Черкас и другого звания, которых в вечность за собою укреплять запрещено, а они за ними остаться и ныне пожелают, то и на оных Малороссиян и Черкас отмерить же земли на число душ предписанную…
Малороссияне это русины. Черкасов, как и русин, нельзя было закрепощать, в отличие от смердов и прочих инородцев, впоследствии назвавшихся русскими.