Происхождение этрусков
avixa — 15.12.2023История происхождения этрусков волновала умы ещё в древности. Первым греческим автором, упомянувшем этрусков, был поэVIII века до н. э. Геосид в своём труде «Теогония». Он упоминал, что они жили в центральной Италии вместе с латинянами. Гомеровский гимн Дионису 7-го века до н. э. называл их пиратами. В отличие от более поздних греческих авторов, эти авторы не предполагали, что этруски мигрировали в Италию с востока, и не связывали их с пеласгами.
Только в 5 веке до н.э., когда этрусская цивилизация уже существовала в течение нескольких столетий, греческие писатели начали ассоциировать название «тирренцы» с «пеласгами», и даже тогда некоторые делали это таким образом, что можно предположить, что они подразумевались только как общие, описательные ярлыки для «негреческих» и «коренных предков греков» соответственно.
Историки 5-го века до н.э. Фуидид и Геродот и историк 1-го века до н.э. Страбон предположили, что тирренцы изначально были пеласгами, которые мигрировали в Италию из Лидии через греческий остров Лемнос. Все они описывали, что Лемнос был заселен пеласгами, которых Фукидид идентифицировал как «принадлежащих к тирренцам». Согласно логографу Гелланику с Лесбоса, произошла миграция пеласгов из Фессалии в Греции на Апеннинский полуостров, в рамках которой пеласги колонизировали область, которую он называл Тирренией, а затем их стали называть тирренцами
Однако историк I века до н.э. Дионисий Галикарнасский, грек, живший в Риме, отверг многие древние теории других греческих историков и постулировал, что этруски были коренным народом, который всегда жил в Этрурии и отличался как от пеласгов, так и от лидийцев. Дионисий отметил, что историк 5-го века Ксанф Лидийский, который был родом из Сард и считался важным источником и авторитетом для истории Лидии, никогда не предполагал лидийского происхождения этрусков и никогда не называл Тиррена правителем лидийцев.
Доверие к Дионисию Галикарнасскому, возможно, подкрепляется тем фактом, что он был первым античным писателем, сообщившим об эндониме этрусков:
Римляне, однако, дают им другие имена: по названию страны, которую они когда-то населяли, называемой Этрурией, они называют их этрусками, а из-за их знания церемоний, относящихся к богослужению, в которых они превосходят других, они теперь называют их, довольно неточно, тускими, но раньше, с той же точностью, что и греки, они называли их тирскоями (более ранняя форма туски). Однако их собственное имя совпадает с именем одного из их лидеров, Расенны.
Точно так же историк I века до н.э. Ливий в своем Ab Urbe Condita Libri говорит, что ретийцы были этрусками, которые были вытеснены в горы вторгшимися галлами; и он утверждал, что жители Ретии были этрусского происхождения.
Альпийские племена, без сомнения, имеют то же происхождение (этрусков), особенно ретийцы; Они настолько одичалы из-за самой природы страны, что не сохранили ничего от своего древнего характера, кроме звука своей речи, да и то испорченной.
Историк первого века Плиний Старший также относит этрусков к группе ретийского народа на севере и написал в своей «Естественной истории» (79 г. н.э.):
К ним примыкают (альпийские) норики, реты и винделичи. Все они разделены на ряд государств. Считается, что раеты являются людьми тосканской расы, изгнанными галлами, их вождя звали Ретус.
Золотые скрижали из Пирги
Исчерпывающий ответ на все вопросы дают сами «этруски» в своём «Послании в будущее», записанном на одной из трёх золотых пластин из Пирги.
Скрижали из Пирги — три золотые пластины с надписями на этрусском и пуническом языках, датируемые началом V века до н. э., обнаруженные в 1961 году при раскопках этрусского порта Пирги на побережье Тирренского моря в Италии (современный город Санта-Севера).
Транслитерация кириллицей большого текста на этрусском (средняя пластина):
Iже мъ гъба
Ве! Авил э нi хапа де iжеле расе
i та нiм герам, але селе Iтала.
А пъназвъ нап а транес зi iлап.
Але iлапве, але заселе
хiже ръвар, те зiя меiт.
Тi же ле расе наппi авi.
Таме респа iлапве,
пе мiж нi сътас зижевас.
Плiж венiас тiжерiж рiей.
Велiя нас залiза меж зиiжта зиева,
iжняла стрес, зиемiя рама зва батiеже.
I та тмiя i папъге.
Перевод текста:
Знайте! Галл не захватывал землю расе, селившихся в Италии и не имевших пашен. А союз поморов напал на троянцев с эллинами. Но эллины заимели место жительства, заселив дома побережья. Там и распались эллины, став жить между всеми теми. Те же расе вторглись к галлам. Плывут пришельцев (галлов) корабли рекой. Предводители наши внедряются между местных жителей, достают скот, землю пахать-сеять зовут (пахарей, отцов семейств?) И так было и будет.
Галы/гавы (AFI/AVI)
Самоназвание представителй «Ямной культуры»-археологической культуры эпохи позднего медного века-раннего бронзового века (3600-2300 года до н. э.) в дальнейшем распространившихся по Европе и Ближнему Востоку. Вследствие территориального разделения и под влиянием местных субстратов делились на несколько видов, из которых автору известны:
авi/авiл (собственно галлы); зак/заг (даки, они же пелазги); бойи; кии.
Галы/гавы,-выходцы из Приднестровья, центральной области культуры Кукутень-Триполье, со временем расселившиеся по островам и местами побережьям Эгейского и Левантийского морей. В ближневосточных текстах они фигурируют как AVISU или ZUAB (морские галлы). Давние близкие соседи эллины называли их τυρσηνοί, τυρρηνοί (тирсеной, турреной) по древнему названию Днестра (Тирас).
Есть ли связь между авторами «Скрижалей из Пирги» и «Лемносской стелы»? Да, это представители одного этноса, говорившие на несколько отличающихся диалектах. В диалекте авторов «Лемносской стелы» присутствовали звуки «о» и «у», которые на письме и отображены. В тексте таблицы из Пирги нет букв, соответствующих звукам «о» или «у», авторы его были «акающими», и либо писали «а», либо не писали вообще ничего, так как в этом месте видимо произносили звук, аналогичный нынешнему болгарскому «ер голям». Да, и «лемносцы» называли себя просто «ави», «пиргинцы» же пишут «авил», где «л» это сокращённое «ле»-своего рода артикль. Этот артикль встречается и в ближневосточных текстах, и обычно он стоит перед названиями народов. В этрусском так же, но в самоназвании входил в состав слова и располагался в конце.
Итак, в первой же строке «Золотой скрижали» сообщается, что авил не захватывал землю расе, не имевшего пашен (мотыжного земледельца) но давно или раньше поселившийся в Италии. А случилось это тогда, когда союз/сборище поморов (народы моря) напали на транес (древних носителей этнонима «украинец») и илап (древних носителей этнонима «эллин»). Тогда же к авилам вторглись расе (русе, росе, роусе). По всей видимости эти расе были известные всем дорийцы (роусы-этнический массив Подунавья).
Изгнанники в поисках нового места жительства прибыли в Италию, поднялись по течению реки (По), и, с разрешения местных обитателей, расселились между ними.
Виллановцы
Вилланова — древнейшая культура железного века на территории Северной и центральной Италии, пришедшая на смену терраморской культуре бронзового века и, в свою очередь, уступившая место этрусской цивилизации.
Большинство исследователей разделяет протовиллановскую культуру (Villanovan I), существовавшую примерно между 1100 и 900 годами до н. э., и собственно виллановскую культуру (900 год до н. э. — 700 год до н. э.). Вилланова испытала влияние гальштатской культуры Восточных Альп. Виллановцы были первыми, обрабатывавшими железо на территории нынешней Италии; другой их отличительной чертой была кремация умерших с последующим захоронением праха в урнах характерной двухконусной формы (этот способ захоронения схож с чертами культурами полей погребальных урн придунайских равнин, в то время как более ранние индоевропейские племена практиковали ритуал захоронения умерших в земле).
Недалеко от поселений, некоторые из которых в этот период достигали беспрецедентных размеров и заслужили название протогородов, располагались зоны захоронения с характерными могилами в виде ям, или «колодцев», внутри выложенными булыжником и каменными плитами. Типичная двухконическая погребальная урна была снабжена двумя горизонтальными ручками в самом широком её месте (одна ручка всегда была разбита, возможно, из ритуальных мотивов). Урны закрывались перевёрнутой миской или, в некоторых мужских захоронениях, шлемами.
Русины/Rasenna
Итак, упомянутые расе пришли в Италию с севера, Из-за Альп, с придунайских равнин; начало проникновения датируется приблизительно XII столетием до н. э. Римляне называли своих ближайших соседей Etrusci, Tusci.
Конечно же этруски никакие не русские, но пикантность ситуации заключается в том, что rusci это сокращённое «русици», а «эт» в принципе аналогично русскому слову «это». Сокращение простое и естественное, для примера строки из стихов Яна Казимира Пашкевича 1621 года:
«Полска квитнет лациною,
Литва квитнет русчизною»
В античное время известны названия многих племён с такими окончаниями. Например норици (norici) мы привычно произносим как норики, но ещё в Повести Временных Лет в двух списках они упоминаются как норици и нарци. Ближайшими соседями норичей были такие племена: амбиличи (ambilici), латобичи (latobici), арабичи (arabici), винделичи (vindelici). Более дальние: рауричи (raurici; rauraci).
В «Слове о полку игореве» два раза встречается русици и два раза русичи.
Что до самоназвания rasenna, то надо понимать, что оно прошло через язык/диалект «акающих» авилов, сами руцси-русици произносили своё имя скорей всего с дифтонгом «оу»: роусин.
Представляет интерес один исторический персонаж:
Ларс Порсена (или Порсенна; Pursenas pur'seː) — этрусский царь (лар), известный своей войной против города Рима. Он правил городом Клузий (этрусский: Clevsin; современный Кьюзи). Нет установленных дат его правления, но римские источники часто относят войну к 508 году до нашей эры.
По мнению автора это не личное имя, а «должность», может быть титул, означающий «над росенами», где «по» означает «над».
Как видим, всё намного сложнее. И интереснее.