Разбег глаз
olga_srb — 03.08.2020 В воскресенье я случайно сделала несколько фотокарточек в ближайшем супермаркете, куда отправилась за мороженым. Фотофиксация изобилия, которое давно стало для нас привычным и естественным, не была моей целью.Во время прогулки по магазину я переписывалась с подружкой, которая живет на другом континенте, и, чтобы дополнить наше он-лайн общение иллюстрациями, стала снимать витрины. Так и репортаж становился живее, и подружке могла посмотреть, как у нас дела в части продовольственного обеспечения граждан.
На самом деле, по части обеспечения у нас все замечательно. Настолько замечательно, что у любого покупателя от широты ассортимента разбегаются глаза.
Не знаю, как вы, но я всегда выхожу из супермаркета с тем, за чем вроде бы не шла.
Тут тебе и молодой картофель, и мороженое, и вообще все за полцены.
Со времен тотального дефицита и талонов, с которыми горожане рыскали по магазинам в поисках товаров, прошло 30 лет, но я до сих рада, что сейчас у нас нет никаких проблем с продуктами.
Как по мне, так все это разнообразие даже избыточно: я не покупаю 99% представленных товаров, как и большинство людей. У каждого есть привычный набор продуктов, и из множества вариантов колбасы обычный покупатель предпочитает один-два.
И тем не менее сама возможность выбирать – это прекрасно!
Даже если из тысячи позиций я выберу только пять, мне нравится, что остается еще 995 товаров, которые могут быть приобретены в другой раз.
И что самое приятное: такая идиллическая продовольственная картина теперь – везде. Даже в самой отдаленной точке государства, в том же Зеленоградске, который находится в тысяче километрах от России, ассортимент любого магазина совершенно не отличается от ассортимента столичных прилавков. Больше не надо завидовать москвичам, «у которых все есть», и ездить за продуктами. Теперь все могут завидовать себе.
Уверена, что те, кто помнит начало 1990-х годов, разделяют мои чувства, хотя сами по себе 1990-е я считаю одним из лучших периодов отечественной истории.
Это было время свободы и надежд. Время, когда казалось, что мы находимся в полшаге от цивилизованного мира, и вот-вот справимся со всеми экономическими неурядицами и заживем по-европейски.
Мы чувствовали перспективу.
Мы не боялись открыто говорить о преступлениях, совершенных советским режимом.
Да, нам не хватало колбасы, сыра, мяса и прочих радостей первой необходимости, но была свобода. А ведь свобода – это тоже предмет первой необходимости.
Конечно, для общества, не имевшего опыт свободы, она стала испытанием, и у некоторых граждан от исчезновения тотального контроля случилось помутнение совести. Они перепутали свободу со вседозволенностью, из-за чего 1990-е получили прозвище «лихие».
И тем не менее это было прекрасное время, хотя прилавки выглядели иначе.
Да, и сейчас у нас есть свобода выбора, но она сосредоточена в магазинах, что тоже хорошо.
|
</> |