рейтинг блогов

И это все о ней

топ 100 блогов olga_srb23.07.2020 Я снова о библиотеке. Не о специализированном хранилище научной литературы, в которое регулярно захаживают белобородые ученые мужи, а о самой простой публичной библиотеке, без которой, на мой взгляд, немыслима массовая культура.


И это все о ней kult_komb1_1.JPG

В своем посте о передвижных библиотеках, снискавших популярность в европейских странах, но не найденных мной в истории отечественного библиотечного дела, я касалась культурных различий чтения в разных странах. И вот теперь, углубившись в тему, я убеждаюсь, что тягу к чтению в нашей стране либо намеренно не развивали, либо столь же намеренно блокировали. Особенно – до ХХ века.

Вот некоторые интересные подробности.

Во-первых, попытки развернуть публичную библиотечную сеть в России все-таки предпринимались, и дело было поручено Министерству внутренних дел. Именно оно намечало открыть в 1830 году 52 публичные библиотеки в разных губернских городах. Мне кажется странной такая ведомственная принадлежность библиотек, но им виднее, конечно. Вероятно, книга рассматривалась как угроза власти, и потому эту угрозу надо было нейтрализовать.

Некоторое время (совсем недолго) библиотеками ведало Министерство просвещения, однако с 1868 года они были вновь подчинены внутренним делам.

Во-вторых, планам по развертыванию публичных библиотек не суждено было сбыться. То ли не сильно старались, то ли были иные препятствия, но из 52 запланированных открылись только 29.

В-третьих, за 20 лет существования библиотеки постепенно исчезали с лица страны, и к 1850 году из 29 осталось только 7. Во всей империи! Основными причинами стало безденежье (источником финансирования была плата за чтение, а читателей было совсем мало) и полное равнодушие местной публики к просвещению.

У каждой публичной библиотеки был попечительский комитет (как правило, учредитель и местные чиновники), однако если в городских властях не находилось ни одного заинтересованного в народном образовании человека, библиотека умирала сразу после рождения.

В-четвертых, даже в эпоху реформ, в 1860-е годы, публичное, то есть адресованное широкой аудитории читателей, библиотечное дело в России было развито очень слабо. И это в то время, когда по европейским провинциям колесили передвижные библиотеки! Библиотеки передавались под финансовую опеку городского самоуправления, однако и в конце 1860-х годов число читателей не превышало двести с небольшим человек (на уездную библиотеку). Какими были фонды, легко догадаться, если вспомнить, что одну книгу читатели брали 3-5 раз в год. И еще немаловажный момент: все публичные библиотеки были платными, но плата была дифференцированной.

Самой многочисленной аудиторией были дворяне, так что говорить о том, что народ тянулся к знаниям (или что его к ним тянули), нельзя.

У публичных (общественных) библиотек были конкуренты – коммерческие библиотеки, абонемент в которых стоил довольно дорого, но и фонды были обширнее. Для небогатых слоев населения они были недоступны.

На этом довольно мрачном фоне приятно узнавать об островках просвещения – библиотеках, которые создавались энтузиастами из интеллигенции. Правда, их не было в провинции, но даже в тех библиотеках, что открывались в крупных городах, правительство усмотрело угрозу социалистического учения, из-за чего закрыло их в духе своих традиций мракобесия.

Преодолеть эти традиции едва удалось к концу ХIХ века. Но даже тогда публичные библиотеки с трудом открывались в двух из ста крупных уездных городах.

Информации о передвижных библиотеках мне найти не удалось, но я думаю, что их просто не существовало из-за тотальной безграмотности. К рубежу веков страна подошла с весьма плачевными показателями: грамотными были лишь 21% населения. Для сравнения: в Великобритании – 90%, в США – 87%, во Франции – 87%. Думаю, что загадка передвижных библиотек нашла свое решение.

А вот в советские годы попытка привезти книгу к читателю все-таки была. Робкая и короткая, но была - в рамках преодоления позорного отставания и ликвидации безграмотности и повышения культурного уровня «домохозяек, пристегнутых к кухонным склокам», и жен рабочих. Проект «изживания женской отсталости» стартовал в 1927 году по инициативе культурных органов Харьковской кооперации, и по окраинным районам поехали грузовики с книгами.

К 1929 году они превратились в культурные «комбайны».

И это все о ней kult_komb2_1.JPG

Каждый «комбайн» привозил 1000 книг (содержание было тщательно продумано с марксистко-ленинской точки зрения), о чем потенциальных читателей извещали заранее. Правда, газеты сетовали, что передвижная библиотека «пока стоит в неприятном одиночестве», но после «смычки читательского актива с писателями» дело сдвинулось с мертвой точки: читателям стали привозить литературу, освещающую вопросы заболеваний и гигиены, которые вызывали интерес.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Первые уничтоженные образцы западной техники поставляемые Украине… но есть один нюанс: танк Leopard 2A4 потерял башню на одном из полигонов Польши в результате наезда на него другого танка. На верхней лобовой детали Leopard 2A4, у которого случился отвал башки, можно ...
Вчера к родителям приезжали их друзья, которые не видели меня лет десять. Накрыли стол, разлили спиртное по бокалам и рюмкам. И когда все, кроме меня, подняли их для тоста, муж из пары родительских знакомых недоуменно уставился на меня: «Ирин, а ты что не пьёшь? Давай поднимай стакан за ...
С 1 по 5 декабря в Гостином дворе (Москва) пройдет Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction.  Гостей ярмарки ждут встречи с любимыми авторами, презентации книжных новинок (нон-фикшн и художественных книг). Ярмарка объединяет более 40 тысяч посетителей: ...
Ученые давно знают, что осьминоги — умные существа. Теперь международная группа биологов попыталась выяснить, почему нервная система головоногих пошла по пути развития, который не присущ беспозвоночным. ( Read more ... ...
Кстати, говоря о том, какой же путь имеет смысл в градостроении – в плане отношения к тем же историческим памятникам – стоит не забывать о том, что данный вопрос является частным случаем гораздо более глобального вопроса. Состоящего в том, как нам стоит относиться к культуре вообще. Дело ...