Гуляю
olga_srb — 18.07.2020 Поскольку я вот-вот закончу работать в удаленном формате и вернусь в свой больничный кабинет, последние обеденные перерывы я использую для приятных прогулок по окрестностям. Скоро такой возможности не будет, поэтому эти дневные прогулки для меня – большая радость.Так как я живу в маленькой Москве, у нас куда не пойди – везде шедевры. Буквально каждый дом – красота и история, но дома интересуют меня не столько как архитектурные объекты, а как живая история человеческих судеб и характеров, которую можно увидеть и потрогать.
Вот, например, деревянный дом с мезонином, который долгое время был выкрашен в желтый цвет, а теперь стал кирпично-красным. К сожалению, сейчас к нему нельзя подойти поближе (препятствует забор).
Он известен как усадьба дворянина Эдуарда Христиана фон Беренса, состоявшего в звании коллежского асессора. На русский манер его звали Эдуардом (а иногда и Дмитрием) Андреевичем. В 1877 году фон Беренс стал одним из основателей Русского Страхового от огня общества, а для меня он особенно примечателен тем, что являлся Президентом Московской Евангелическо-лютеранской консистории.
Усадьбу построили по проекту инженера-архитектора Михаила Александровича Фидлера, а вот, в каком году – вопрос открытый (имеются противоречивые сведения в диапазоне от 1871 до 1880 года, но я не буду вас ими утомлять). Михаил Александрович был вполне рядовым архитектором, состоявшем канцелярским служителем в строительном правлении.
Несмотря на то, что Эдуард фон Беренс служил в частном Коммерческом банке, был атташе министерства финансов и, очевидно, располагал деньгами, он не гнался за престижем, и потому в начале 1890-х приобрел усадьбу, выстроенную грамотным, но не «топовым» инженером. По понятным причинам местные называли усадьбу «немецким домом».
Кажущийся вполне заурядным для Москвы дом – представитель новогреческого стиля. Он называется так потому, что довольно тщательно воспроизводит «исходные» архитектурные формы Греции.
Композиция усадьбы очень необычна для нашего города, ведь типичный план таких построек предусматривал главный корпус и два флигеля по бокам. Здесь все иначе – только два симметричных строения. Оно из них сейчас отсутствует, и если вы посмотрите на правую часть кадра, то поймете, что вместо бежевого корпуса посольства Швейцарии там должен быть еще один флигель.
Эдуард фон Беренс владел усадьбой вместе со своей женой Эммой вплоть до 1914 года, далее она перешла к их дочери Марии, которая славилась простотой в общении и чрезвычайной образованностью. Семья фон Беренсов жила скромно и интеллигентно.
Представляю их изумление, когда в 1900 году напротив усадьбы возникла грандиозная строительная площадка, а спустя год вырос этот роскошный особняк – полная противоположность дворянской усадьбе во всем.
Не только архитектурное решение, но и стиль жизни, приоритеты, происхождение были у соседей совершенно разными.
Заказчиком особняка был 40-летний Давид Вульфович Высоцкий - известный фабрикант, наследник и глава чаеторговой фирмы «Д. Высоцкий, Р. Гоц и К°». Особняк для него был выполнен в модном стиле, с купеческим размахом и претензией. Несмотря на то, что парадный вход разместили в ризалите скошенного угла дома, и он как бы не смотрел на усадьбу фон Беренса, я уверена, что соседи с интересом посматривали друг на друга.
Силы, привлеченные к строительству, были значительны: нанятый Высоцким архитектор Роман Клейн строил известный магазин «Мюр и Мерилиз» (будущий ЦУМ), Музей изящных искусств, Средние торговые ряды, которые являются ближайшими «родственниками» ГУМа, и множество доходных домов. Все делалось на премиум-уровне. Да и сам Давид Высоцкий был поставщиком Императорского двора и монополистом, контролировавшим 35% чайного рынка страны. Это вам не коллежский асессор и страхование от огня.
Живя каждый по своим средствам и представлениям, соседи не общались друг с другом, а их дома молча смотрели друг на друга. Все изменилось в 1917 году.
После революции усадьба фон Беренса была национализирована. Училище, которому сдавалось здание с 1905 года, выдворено, 30-летняя владелица лишена прав собственности, а постройка отдана под коммунальные квартиры.
Эдуард Христиан до этого «счастливого» дня не дожил; он скончался в сентябре 1916 году, а его жена – тремя годами раньше. Дочь Мария, последняя владельца усадьбы, после революции уехала в Германию. Она умерла в январе 1945 года в Богемии.
Успешное предприятие чайного магната Давида Высоцкого превратилось в «Центрочай», а особняк был национализирован. В шикарном доме сначала расположился Клуб Союза работников связи, затем «Общество старых большевиков». Когда в 1936 году общество распустили, особняк отдали под городской Дом пионеров, который с разными переименованиями находится здесь до сих пор.
С этим местом у меня связано огромное количество воспоминаний…
Если особняк Высоцкого практически не изменился, то усадьбе фон Беренса повезло меньше. В 1960-х годах на бывших землях ее владельца началось строительство посольства Швейцарии, и кусок усадьбы был снесен. Сейчас ее площадь составляет 811 квадратных метров.
В наши дни потомки Эдуарда фон Беренса живут в Германии, а компания «Wissotzky Tea» занимает свое место в секторе чайной торговли Израиля.
Вот такая история.
|
</> |