рейтинг блогов

Шедевральные "Покровские ворота" и герои второго плана - I

топ 100 блогов id7715.10.2025 Теги: Варламов Здравствуйте уважаемые.
Решил переписать, подправить и опубликовать один старый пост. Возможно - вы его пропустили, и, надеюсь, вам будет интересно.
И как всегда жду ваших интересных комментариев :-))
Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I
Предлагаю коротко поговорить о некоторых второстепенных героях одной из самых любимых отечественных кинокартин. Не всех, но некоторых :-) Правда текста получилось много, и я вынужден разделить пост на две части. Надеюсь, вы не против? :-))) Сегодня начнем - а закончим на следующей неделе.
Итак...
Прежде всего, меня занимала всегда семья Орловичей. Глеб Николаевич и Нина Андреевна люди крайне интересные. Знаем мы о них не очень много, но достаточно для того, чтобы строить предположения.
Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I
Доминирующее место занимает Глеб Николаевич. Коренной москвич, интеллигент, научный работник, специалист по коллоквиальной лингвистике литературоведению, а конкретно версификации. Хотя, скорее всего он специалист широкого профиля. Хорошо знает французский язык, коим часто пользуется в быту. И, я предполагаю, что это хороший знакомый именно Маргариты Павловны. А уж через нее знаком и с Хоботовым. Именно Маргарите Павловне важно одобрение и понимание Орловичей. Хоботов же тяготится его обществом. Более того, когда Маргарита Павловна нарушает его поэтическое свидание с Людочкой в комнате, он прямо заявляет, то терпеть их не может. Хотя они на одном интеллектуальном и культурном уровне. Вам не приходило в голову - почему такая нелюбовь? Да, иногда он вынужден находится рядом, и даже повел Людочку на их лекцию (почему он это сделал - об этом чуть позже). Но все же он им тяготится. Явно.
Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I

Я думаю, все дело в самой фигуре Глеба Николаевича. И его...супруги. Давайте вспомним о том, что Маргарита Павловна в гневе называла Льва Евгеньевича "сексуальным маньяком" и "павианом". И это кого - человека, который "вспыхнул" при слове "Непорядочность"? Да ладно...Лев Евгеньевич вовсе не чужд радостей плоти, что доказал его цветущий вид после встречи с Людочкой. Но что-то подсказывает мне, что его влюбчивость и все предыдущие отношения с дамами имели исключительно платонический характер. В том числе и с той "кокоткой из скандинавской редакции, с ее чувственным порочным ртом" :-))) А как по-иному то? Хоботов мог познакомится с женщинами только по работе, где он был "под колпаком" Маргариты Павловны полностью, которая от и до контролировала каждый его шаг, и знала все подводные течение и всех "кокоток" наперечет. Встреча с Людочкой сравни чуду, и не будь этой вакцинации, на которую я уверен тоже на свою беду отправила его Маргарита Павловна, Лев Евгеньевич еще долго бы находился под ее неусыпным контролем :-)
Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I
К чему я это говорю. Я считаю, что Хоботов недолюбливает Глеба Николаевича потому, что они не только на разных уровнях душевной организации, он четко знает, что настоящий эротоман - это именно Глеб Орлович. По фильму он значительно старше своей супруги, и я могу предположить, что он женат вторым (а может и третьим) браком именно на Нине Андреевне, которая вряд-ли ученая и литературовед, а скорее поэтесса. Прием дама очень чувственная, страстная, любопытная. Давайте вспомним знаменитую сцену на лекции:

Чистый секс. У юноши аж уши зарделись :-)))) А как на нее смотрит Глеб Николаевич, а? Это сродни экстазу :-)
Опять-таки, понятно, что Глеб Николаевич глаголет об Фалекове одиннадцатисложнике, и стихотворение В. Брюсова вроде как отлично подходит как пример. НО.... Мало того, что написал его "певец зла", так и само произведение пусть и небольшое, но такое неоднозначное....:-))) Называется "Подражание Лукрецию"
Как корабль, что готов менять оснастку,
то вздымать паруса, то плыть на веслах,
ты двойной предаваться жаждешь страсти,
отрок, ищешь любви, горя желаньем,
Но любви не найдя, в слезах жестоких,
Ласк награду чужих приемлешь, дева!

Ну в общем, я тут выделил важный момент. Да и потом, надо помнить, кто такой Тит Лукреций Кар. Выводы делаете сами :-))
Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I
Мне кажется, что Глеб Николаевич не просто не так давно женился на Нине Андреевне, но и с предыдущей семьи ушел. Причем, ушел со скандалом. Вспомните, как он называет Савву Игнатьевича при встрече? Правильно, "коллега". Каким коллегой по профессии может быть для Глеба Орловича Савва Ефимов? Никаким. А вот по жизни с некоторой иронией - вполне :-))) Почему собственно говоря, так Маргарите Павловне и нужно общество Орловичей. С одной стороны, Глеб Орлович как никто иной может понять ее, а ей, несмотря на всю ее властность характера, необходимо одобрение, что она все делает правильно. А с другой она должна показать, что ее процесс развода с предыдущем мужем и схождение с новым, проходит несколько по-иному, чем у него. Помните фразу, которая она сказала, когда Орловичи уезжали, а Глеб Николаевич пытался спрятаться от назойливости немного подвыпившего Саввы Игнатьевича в такси? Зажав мощными руками двух своих мужчин на очередное "высокие...высокие отношения" от Нины Андреевны - она ответила "нормальные для духовных людей". То есть, с одной стороны, несколько легализовала свой неоднозначный уход от мужа, а с другой - одержала моральную победу, показав, что у нее не так как у него - а гораздо более высокий уровень. Духовный :-))
Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I
При всех раскладах Глеб Николаевич несмотря на свою ученость и ум, человек более...простой, что ли. С удовольствием, поначалу, жмет руку Савве Игнатьевичу, приносит бутылочку, которую, опять-таки, с удовольствием (подчеркну) распивает. Для него большим удивлением и шоком поначалу является, что Хоботов тоже будет присутствовать, но он справляется с этим удивлением и дальше спокойно общается и "прибухивает" коньячок до тех пор, пока Савва Игнатьевич не входит в раж со своими "спецштихелями и бойштихелями".
С Ниной Андреевной же, ситуация несколько иная. Она дама не только чувственная, но и крайне любопытная. Хотя внутренняя деликатность не позволяет ей спрашивать напрямую, но ее интересует именно чувственная, эротическая сторона вопроса. Она пытается навести Маргариту Павловну на эротические откровения в начале встречи, когда они "пудрят носик" и думаю, продолжает это делать всю вечеринку. Маргарита Павловна, естественно, не делится особенностями своей личной жизни, хотя и не говорит, что тактильно-постельные отношения с Хоботовым прекратила. Посему Нина Андреевна млеет и представляет, что ее тайные эротические мечты сбываются наяву, пусть и у другой дамы. Отсюда и ничего кроме "высоких отношений" на из себя выдать не может :-)
Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I
Возникает вопрос, а что тогда при всей своей нелюбви к Орловичам, Хоботов не только посещает их лекции, но даже тянет туда Людочку, которая для того, чтобы не уснуть, тщательно пучит глаза и пытается хотя бы немного разобраться со всеми этими "дактилями", "хореями" и "цезурами" :-)) Тут я думаю все дело в коммерции. Они взаимосвязаны с Орловичами. У них, если хотите, бизнес, который был придуман и налажен Маргаритой Павловной. Орловичи "стригут бабло" на платных лекциях, отлично работая в паре по системе литературовед-поэтесса, а также выпускают книги, получая с этого доходы. Хоботов же помогает их в этом и получает за это деньги. Помните, как там Маргарита Павловна укоряла Льва Евгеньевича: "Я видела Орловичей, ты держишь их с предисловием".
Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I
Так что, иногда, Хоботов вынужден посещать их лекции, и даже один раз отвел Людочку. Отчасти -легализовать свою подругу (вы же понимаете, что как вежливый человек Лев Евгеньевич обязательно представил свою даму), но в большей степени потому, что у них общее дело, а значит его финансовое положение зависло в том числе и от Орловичей.
Для того, чтобы представить, что стало с семьей Орловичей впоследствии, нужно посмотреть самый конец фильма. Савранский вместе с Людочкой и Хоботовым промчались мимо них на мотоцикле, и Людочка даже помахала им рукой. Они снова в такси, значит или едут к кому-то в гости, или возвращаются из оных. Вечные скитальцы :-))) Я бы даже назвал их латентные свингеры :-))) Нина Андреевна снова возле водителя, и это показывает, что несмотря на то, что она моложе, именно она "рулит в семье" и управляет свои высокоинтеллектуальным супругом. Глеб Николаевич же всегда на более безопасном заднем сидении :-)
Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I
Лично я считаю, что эта пара спокойно прожила до преклонных лет, ибо вполне подходят друг другу как по натуре, так и по темпераменту :-)
А вы как считаете?

Дальше поговорим сразу о нескольких персонажах, которые играют важную роль в жизни ключевого персонажа Аркадия Варламовича Велюрова.
Первые- это конечно же, зловещая пара Соевых. Почему зловещие, спросите вы? Ведь их играют милейшая Н. Крачковская и классный комедийный актер Е. Моргунов, а прописаны они в фильме практически пунктирно. Что зловещего-то?
Насчет "пунктирности"- это неверный посыл. Давайте вспомним, кого встречают и как бы фиксируют в памяти в виде застывшего фотоснимка, Людочка и Хоботов убегая на мотоцикле Савранского от Маргариты Павловны и Саввы Игнатьевича. А встречают они Алису Витальевну, Орловичей, Спортсменов и Соевых. И это значит, что автор придавал им очень большую роль. Хотя мы встречаем их в фильме крайне редко.
Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I
Но задача у них очень важная...Вы подумайте, какую роль они играют в жизни Велюрова. Прикиньте просто. Аркадий Варламович человек большого таланта и кипучей энергии, о нем мы уже говорили в посте о главных героев. Но с чем он работает? С каким материалом? И почему, собственно так получается?
Он артист Мосэстрады, потенциально актер "больших и малых драматических театров", а выступает куплетистом. Причем куплеты, мягко говоря, не очень талантливые. А если честно - это ужасно :-(
Вспомним:
Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I
- Пусть на дворе осенний день,
- Сатира разгоняет тень.

- Пусть поджигатель шипит и вопит,
- Голубь летит.


Особенно не удаются финалы. О чем Велюров и Соев спорят еще раз в комнате у Аркадия Варламовича и сам Велюров в очередной раз (в какой уже, наверняка) говорит, что это не финал, это ужас. Соев настаивает на своем. Велюров приходит в неистовство. Он и сам понимает, что принципиально очень плохой материал, а невежда Соев его еще ухитряется испортить.
Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I
Ведь поэт тут именно он. Тексты его. И тексты он такие пишет сознательно. Это хорошая такая синекура. Думаю, он получает очень неплохие деньги за это все. Несмотря на полное отсутствие таланта, чувства прекрасного, и вкуса, наконец.
Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I
Обратите внимание как одет Соев. Он странно комичен. Береты какие-то непонятные. Плащ не по цвету, галстук не в тему и пиджак не по цвету. Дополняет это все авоська с чем то съестным. Ну и конечно оптический аппарат :-)) Не зря же Костик говорит о том, что Велюрову идет сложность как Соеву пенсне :-)) Он несуразен. Пенсне он явно взял ради солидности и для того чтобы быть ближе к интеллигенции - как-никак в поэты подвязался. Но они ему не только не идет, но еще больше подчеркивает его несуразность.
Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I
И еще - мы даже не знаем его имени и фамилии. В отличии от супруги- Ольги Яновны. Она явно непростая штучка, быть может из Прибалтики. Она хорошо одевается и крутит и вертит своим мужем как хочет. Я бы мог предположить, что именно Ольга Яновна направила его на литературную стезю, из-за финансовых и конъюктурных соображений. Она контролирует его слабые тексты и делает их еще хуже в угоду сиюминутных и политических вещей. А все из-за денег. Она серый кардинал, режиссер всего дела. И даже Велюров понимает это. Хотя не совсем в верном формате. Помните как он говорит: "Что не напишет - все бесподобно! А все супруга. Вот уж, поистине, злой гений. С утра до вечера кадит фимиам".
Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I
Возникает вопрос - а почему они как клещи вцепились в Аркадия Варламовича? А все просто - другого такого исполнителя им не найти. Он артистичен, пластичен, весел и добродушен. Да он практически все их ужасные куплеты вытягивает на собственных импровизациях. Такого им не найти, это точно. А лишится - потерять доход. Деньгами они и держат возле себя Велюрова, а также генерируют его страсть к спиртному, одновременно распуская про него слухи в Мосэстраде. Чтобы не ушел у другим авторам. Вот такой вот расклад.
ИМХО в образе Соевых режиссер Козаков изобразил очень крутую пародию на действительность тех лет. ИМХО Соев - это пропаганда, а его супруга - это цензура.
Мне кажется, большинство проблем алкогольных трудностей Аркадия Велюрова связано с тем, что он попал под жесткий диктат семьи Соевых. От которого надо избавляться как можно скорее.
Вторая важная для Велюрова персона - это молодая спортсменка Светлана Попова, которой Аркадий Варламович шлет телеграммы в которых "сходит ума" :-)).
Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I
О ней известно не очень много. Не очень умна, но и не тупенькая, профессионально занимается плаваньем (и серьезно к нему относится), и выступает за общество "Трудовые резервы", что может нам сказать, что она учащаяся ПТУ. Была бы студентка ВУЗа - выступала бы за "Буревестник" :-) Понимаете теперь почему Костик сходу угадал про то за какое общество она плавала? :-)))
Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I
Амбициозна, любит веселится, чем и коварно воспользовался Костик введя ее на короткий срок в тусовку "золотой молодежи", где Попова исполнила зажигательный танец. Впрочем для Костика дальше танца дело не пошло. Он человек благородный, и не стал бы перебегать дорогу Велюрову, да и потом Светлана ему абсолютно неинтересна. Пусть даже ради одного раза покувыркаться в постели :-)
Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I
Для Светланы Велюров практически пожилой человек, который является средством получения халявных билетов и всяческих ништяков. Ей приятно его внимания, но он лично ее тяготит. Хотя, скорее всего, она уже частично осознала, что в отличии от людей ее круга или ветренного Константина Ромина, Аркадий Велюров будет ее боготворить (пусть и непродолжительный период времени). Ибо для него она Муза, а ей быть очень приятно.
Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I
Посему в конце концов Светлана сделала правильный выбор, посетив концерт Аркадия Варламовича, сняв свой спортивный костюм и одевшись со вкусом, толком и расстановкой. Правда при этом она так и не может оставить свою вечно хихикающую и мешающуюся под ногами подружку Иру и то ли тренера, то ли судью с лицом молодого бычка и с повадками людоеда имя которого нам неизвестно :-)

И это очень хорошо для обоих. Света пусть и кратковременно получит обожания соскучившегося по ласке Велюрова, который даст толчок для ее дальнейшего развития. А для самого Аркадия Варламовича она может стать тем ключевым фактором, который заставит его отказаться от пагубных алкогольных привычек и, наконец, избавится от диктата Соевых. Вместе с ситуацией в больнице, это все может стать началом новой жизни.
Шедевральные Покровские ворота и герои второго плана - I
Хотя в долговременную связь Светланы Поповой и Аркадия Велюрова я не верю ни на йоту :-))
Продолжение следует...
Приятного времени суток.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В 1930-х годах, во время Великой депрессии, многие американские семьи, особенно в сельской местности, испытывали острую нехватку средств. В ответ на это производители муки и кормов начали фасовать свою продукцию в хлопчатобумажные мешки с яркими и привлекательными узорами, чтобы ...
Зоечка после Рождества не думала возить Папу в церковь, но решилась снова. Из письма Зоечки в субботу До сих пор не можем собраться, такси не вызываю. Хотя, я у родичей с 16.00. Прибралась, таблетки разложила, бельё поменяла. Папа всё это время деньги свои пытался пересчитать. Я ...
Как царский генерал революционера спасал "В. О. Ковалевский, узнав об аресте Жаклара и выяснив в Версале, что ему угрожает в лучшем случае ссылка в Новую Каледонию, поспешил прежде всего помочь Анне Васильевне скрыться из Парижа, так как полиция искала её. Многие деятельницы Коммуны уже ...
Это я про щенка. Была в сентябре вот такой козявкой , в октябре такая А нынче уже вот такая тетя лошадь Больше метра в полете, поймать в спокойном состоянии невозможно. Тело - сплошная тугая мышца, хвостом с ног сбивает )))) На фото выполняет команду сидеть, привалившись на теплые ...
Вот смотрю я на это дело, смотрю... Сначала история с Марусей Зверобой. Потом Рифмайстер. Потом, девятнадцатого января, на Михайловской площади был митинг антифашистов в память убитой в Москве Анастасии Бабуровой. На котором они митинговали против ультра-националистов. И требовали ...