Путевые записки от Баку до устьев Урала. 1. Каспий. 2. От Баку до Волги
rus_turk — 29.07.2022 К. Спасский-Автономов. Путевые записки от Баку до устьев Урала // Вестник Императорского Русского географического общества. 1854. Ч. 10. Кн. 2.Дербент. 1860-е
Дик и бурен Каспий, волнуясь среди пустынных и песчаных степей;
юго-западным концом он упирается в Персию, а северо-западным —
в Россию, простираясь в длину от 37 до 47 град.
сев. широты. Ширина Каспийского моря неравномерна: в самых
широких местах между устьев Кумы и берегом Мертвого Култука, в
северному конце, а также между берегами Кизиль-Агачского и
Хивинского заливов, в южной половине, можно насчитать до 7
градусов; в средине, в самом узком месте, между оконечностью
Апшерона и Хивинского полуострова, образуемого Карабугазским и
Красноводским заливами, ширина моря простирается не более как на
Наибольшая часть берегов Каспийского моря принадлежит России. Военная наша флотилия охраняет воды Каспия от туркменских разбойников. Было время, когда и русские буйные головы потешали свой разгул на просторе пустынного Каспия и платились жизнью за эту потеху.
Островов на Каспийском море очень много; но почти все они необитаемы, по причине безводности и бесплодия, состоя из каменистой или песчаной почвы. Бо́льшая часть каспийских островов низки и опушены по берегам камышом; некоторые состоят из высоких скал, имеют даже пресную воду и обитаемы временно рыболовами. Не знаю, есть ли на свете другое море, столь же обильное рыбою, как наш Каспий. Удивительная картина для нового человека — смотреть с открытого моря по направлению к устьям больших рек! везде рассыпаны и снуют парусные суда рыболовов; но устья Волги представляют как в этом, так и во всех других отношениях нечто истинно царственное.
22-го апреля, в 6 часов утра, пароход «Тарки» снялся с якоря и скоро вышел из Бакинской бухты. Погода была сперва ясная; направление наше вдоль южного берега Апшеронского полуострова вообще к востоку; ход очень хорош. По левую сторону был у нас изгибистый берег Апшерона, то с умеренными каменистыми возвышенностями, то плоский и песчаный; по правую сторону, при выходе из бухты, мы оставили на одной линии три острова: песчаную безыменную косу, каменистый, бесплодный и плоский остров Вульф и большой остров, довольно гористый и покрытый травою Нарген. Эти острова составляют ограду Бакинского порта с южной стороны, находясь в одном направлении с береговыми грядами, выдавшимися в море, к северо-востоку — с Соляным мысом, а к юго-западу — с Шиховским. Вся Бакинская бухта представляется в виде дуги, весьма правильной. Берега, частию песчаные, частию каменистые, вообще бесплодны, наги и печальны. Как скоро мы вышли из залива, ветер посвежел и сделался нам попутным; поставили в пособие паров паруса, и пароход пошел полным ходом. Море открылось во всем своем величии, особенно когда поднявшийся туман или мгла, не скрывая от нас солнца, окутала берега. Но так как наш пароход должен был не прямо итти в известную сторону, а огибать Апшеронский полуостров с юга чрез восток на север, то свежий ветер снес нас далее надлежащего нашего пути от закрывшихся берегов. К вечеру туман рассеялся, берега открылись, и мы вошли на Апшеронский рейд и в пролив, образуемый изгибами восточного берега Апшерона и продолговатым островом Святым, который защищает рейд от восточных и частию северных ветров, так же, как мыс Апшерон и другие отроги возвышенного здесь полуострова защищают его от всех прочих. Встретившийся у самого пролива другой почтовый пароход, «Ленкоран», сообщил нам, что в открытом море очень свежо и с севера большая зыбь; к тому же и небо покрылось облаками, а солнце уже закатилось: мы стали на якорь. Вечером, северный ветер, еще более посвежевший, наносил и проносил дождевые облака; месяц, выполняясь, грустно освещал обнаженные берега — с одной стороны Апшеронского полуострова, а с другой — острова Святого. Капитан отдавал разные приказания вахтенному офицеру, а последний — матросам; пассажиры, помещавшиеся в каютах, убрались с палубы, а палубные укрывались, кто как мог, от дождя и ночи, — все было в движении, кроме неподвижных диких берегов и туманного неба. Картина имела свою занимательную сторону.
А. П. Боголюбов. Баку. Набережная. 1861
Почтовые каспийские пароходы обязаны своим существованием особенному предстательству Князя — Наместника Кавказского и начали свои рейсы в 1846 году. Все прикаспийское купечество и весь край благословляют правительство за это благодетельное учреждение. Три парохода содержат постоянное плавание во всю навигацию, начиная с 1 апреля по 1 ноября. Обыкновенно два парохода, чрез 15 дней, выходят, один после другого, из Астраханского порта и идут вдоль берегов Каспийского моря, заходя во все порты, лежащие на пути, а именно: в Петровский, Дербентский, Апшеронский, Бакинский, Ленкоранский, Зинзилинский и Астрабатский. От Астрабата пароходы возвращаются, чрез те же порты, в обратном порядке, развозя повсюду почту, пассажиров и ценные товары. Такое плавание каждого парохода совершается в течение месяца. Третий пароход остается про запас. Если какой из очередных пароходов не успеет прибыть в Астрахань в положенный срок, на место его в тот же срок выступает из Астрахани запасный.
Презанимательная картина представляется на палубах наших каспийских пароходов. Тут русские чины, военные и гражданские, тут грузины и армяне всяких сословий, тут мусульмане всех пород и оттенков, и наши подданные, и природные персиане. Если тихо и тепло, все веселы и предаются своим удовольствиям: кто курит, кто чай пьет и закусывает, кто разговаривает, кто молча смотрит на море и отдаленный берег, а кто спит. Но вот небо затмилось, ветер начал свежеть и порываться, судно и снасти затрещали, начинается качка, а с нею и морская болезнь для слабонервных. Каютные пассажиры убираются в свои койки, а прочие валяются кто как удобнее найдет; одни только дети недолго унывают и при малой перемежке болезни опять предаются обычной своей беспечности. Спуск пассажиров и приход новых, равно как и остановки парохода на якорь производят особое впечатление на весь пароходный люд.
23-го апреля, снявшись с якоря в 6 часов утра, мы благополучно вышли из Апшеронского пролива и, при ясном небе, обогнули северную сторону Апшеронского полуострова, минуя там и сям черные надводные и подводные рифы.
Название Апшеронского полуострова происходит от персидских слов:
Близ селения Сораханы, на высокой равнине и ровной вершине кряжа Шибани, выходят из земли струи углеводородного газа и от прикосновения огня горят ярким белым пламенем, с малою осадкою копоти; такие же струи газа стремятся из-под морской воды, в некоторых местах Бакинского залива, равно как на суше острова Святого. Около селения Сораханы, над источниками этого газа устроен с незапамятных времен монастырь индейских огнепоклонников, где открыты обширные резервуары газа и проведены в высокие трубы, отчего газ, будучи зажжен, горит яркими светочами. Эти огни называются большими, а находящиеся в Шибани — малыми; над последними нет никакого устройства. Во время сильных дождей, снега и даже ветров не только малые, но и большие огни погасают и потом опять возжигаются: первые — пастухами, а последние — поклонниками. Подводный газ был зажигаем на поверхности моря несколько раз испытателями и любителями редких явлений; он горел до первого ветра и значительного волнения.
К вечеру 23 апреля, мы вышли из широты Апшеронского полуострова
и стали держать курс вдоль восточного берега Дагестана к северу,
т. е. на Астрахань. Низкие гряды стали выше и выше подыматься,
покрываясь все большею растительностию; из-за прибрежных гор
выглядывают здесь высшие хребты и, наконец, в глуби горизонта
подымаются снежные вершины Кавказа, мешаясь с облаками и упираясь в
небесную синеву. Это — с одной стороны, а с другой —
бесконечная равнина моря, то гладкая и прозрачная, как стекло, то
волнистая, как степь. Из прибрежных гор особенно замечательна
Крепость, а ныне и губернский город Дербент лежит на скате Табасаранских лесистых гор и с моря представляется в прекрасной перспективе. Во всем Закавказском крае я не знаю города и места положением живописнее Дербента. Множество садов тянется с обеих сторон города, по самой закраине моря; деревья были все в цвету; далее, по скатам гор, зелень трав, кустов и деревьев должна быть еще гуще; но время года было раннее, и нагорные леса еще не успели одеться листвой. Город, версты на три в длину, простирается вглубь берега, подымаясь с закраины моря на уступы гор. Крепость венчает его в самой вершине; ширина его не более трех четвертей версты. Со всех сторон город окружен старыми почерневшими стенами, которые упираются в самое море; они выстроены из прочного камня. Крепость и форштадт составляют одно целое, потому что продольные стены одни и те же; крепость отделяется от форштадта поперечною стеною, а все вместе составляет очень длинный параллелограмм, открытый с моря, которое, даже при самой тихой погоде, переливаясь чрез прибрежные камни, производит значительный прибой.
В. Ф. Тимм. Дербент. Общий вид города, снятый из городского сада. 1849
По случаю краткой стоянки и опасного рейда, с пароходов в Дербент сходят в самой крайней необходимости: при малейшей зыби, пароход снимается с якоря и спешит в открытое море. Дербентский рейд совершенно открыт восточным и северо-западным ветрам; грунт — плита и песок. Есть предположение устроить здесь гавань