Псков. Выставка "Десять веков русской архитектуры". Часть 1. Древнерусская

топ 100 блогов architectstyle20.12.2024 Теги: Успенский Осенью этого года в Пскове в палатах Постникова проходила очень интересная выставка под названием "Десять веков русской архитектуры. Шедевры из собрания музея архитектуры имени А.В. Щусева". На выставке был представлен путь  развития русской архитектуры с момента возведения первых каменных храмов на Руси в Х веке до архитектурных течений ХХ века. Основу выставки составляет изобразительный материал в виде рисунков, планов, чертежей, фотографий, графических реконструкций храмов и зданий разных эпох. Было представлено несколько архитектурных макетов и предметов декора.

Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_155948.jpg

И поскольку выставка была очень содержательная, все-таки тысяча лет - это значительный промежуток времени, то я разбила ее на три части. Первая часть будет посвящена древнерусской архитектуре во всем ее многообразии архитектурных школ русских земель. Как известно, древнерусский период заканчивается вместе с XVII веком, в начале XVIII века начинаются петровские преобразования, с которыми в русскую архитектуру приходят стиль барокко, и далее классицизм, ампир. Им будет посвящена вторая часть фоторассказа о выставке. А в третьей часть речь пойдет о модерне, авангарде и других течениях и стилях отечественной архитектуры ХХ века.



Выставка "Десять веков русской архитектуры....", на которой были представлены экспонаты из собрания Музея архитектуры им. А.В. Щусева, проходила в двух залах цокольного этажа больших палат Двора Постникова.

Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_170911.jpg
Афиша выставки

И тут я не могу не высказать своего восхищения тем, как интересно устроители выставки организовали не очень большое пространство этих двух залов, разместив там материал, рассказывающий о целом тысячелетии развития русской архитектуры. Причем рассказ и показ развивался здесь последовательно, от века к веку, от школы к школе, от стиля к стилю. Это очень облегчало восприятие информации иллюстративного и описательного характера.

КИЕВСКАЯ РУСЬ.  НАЧАЛО.

И начинается все, конечно, с Киевской Руси.

Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_161056.jpg

После крещения Руси в 988 году вместе с христианством из Византии приходит и византийское искусство. По приглашению князей Владимира и Ярослава Мудрого в Киев прибывают греческие мастера и возводят первые христианские церкви, образ которых на долгие века определит вектор развития русского храмового зодчества и монументальной живописи.

Из Византии на Русь приходят и основной тип храма - крестово-купольный. Это постройки с ясно выраженной в плане формы креста, ориентированного с запада на восток и перекрытого цилиндрическими сводами и куполами. Интерьер крестово-купольного храма разделяется рядами столбов на нефы, которые завершаются на востоке полукружиями апсид.

Первые храмы на Руси возводили в технике смешанной кладки - "opus mixtum". Тонкий кирпич - плинфа - скреплялся известковым раствором -"цемянкой".

Особой популярностью пользовалась "кладка с утопленным рядом": когда каждый второй ряд кирпичей оставался видимым снаружи, чередуясь со слоем цемянки, в результате чего на фасаде образовывались яркие полосы. Поскольку храмы не штукатурили и не красили - цвет, фактура и метод применения самих строительных материалов, выложенные из них профилированные окна, ниши, вертикальные тяги и являлись главным украшением здания.

Византийская традиция, распространяясь по русским землям, постепенно трансформировалась, обретая новые специфические черты, продиктованные местными экономическими, культурными и климатическими особенностями.


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_160210.jpg
Десятинная церковь в Киеве. Х век.
Д.Сухов. Реконструкция первоначального облика. 1951
Бумага, акварель, тушь, белила, карандаш


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_160226.jpg
Собор Святой Софии в Киеве. 1037 - 1140-е гг.
Неизвестный автор. Реконструкция первоначального облика. 1940-1950-е годы
Копия


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_160233.jpg
Собор Святой Софии в Киеве. 1037 - 1140-е гг.
В. Остров. План. 1880-е гг.
Бумага, тушь, цветная тушь, карандаш


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_160249.jpg
Собор Святой Софии в Киеве. 1037 - 1140-е гг.
Неизвестный автор. Разрез с востока на запад. XIX в.
Бумага, акварель


Интерьер Софийского собора, возведённого константинопольскими мастерами, представляет собой уникальный памятник византийского монументального искусства. Стены, столбы и своды центрального пространства украшены мозаиками, сложенными из разноцветных кусочков стекла - смальты. Стилистически мозаики полностью выполнены по византийским канонам: со сплошным золотым фоном, подчёркнутой контурностью изображений, характерными укрупнёнными пропорциями фигур и греческими типами ликов, с большими миндалевидными глазами.

Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_160335.jpg
Собор Святой Софии в Киеве. 1037 - 1140-е гг.
Неизвестный автор. Внутренний вид центральной апсиды. XIX в.
Бумага верже, акварель


Собор был существенно перестроен в эпоху барокко, что серьёзно изменило его внешний облик: появились вычурные главки, пышные наличники и порталы. Однако под новой декорацией сохранилась древнее сооружение. С восточной стороны, на полукружиях апсид, есть "реставрационные окна", в которых видна оригинальная кладка из плинфы, что даёт представление о первоначальном цвете и фактуре стен. Тонкие полоски плинфы, чередующиеся со связующим раствором - цемянкой , - изначально не были закрыты штукатуркой и сами по себе являлись украшением здания.

Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_160353.jpg
Собор Святой Софии в Киеве. 1037 - 1140-е гг.
Г. Гурьянова. Вид на восточный фасад. 1944
Бумага, акварель, карандаш


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_160421.jpg

ВЕЛИКИЙ  НОВГОРОД

Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_160441.jpg

В середине XI века в Великом Новгороде начинает формироваться собственная архитектурная школа. Главный памятник - Софийский собор - в значительной степени сохраняет византийские традиции, однако в нём уже начинают проявляться местные отличительные черты.

Новгородские храмы монументальны и просты. Сложенные из кирпича и местного камня, они крепко стоят на земле, будто вырастая из неё. Голые кирпичные стены оказались уязвимы в суровом северном климате - для защиты кладки от губительного влияния влаги при смене температур стены храмов начинают белить. Сокращается число окон а сами они становятся меньше, в интерьере на смену мозаике приходит фресковая живопись.

Расцвет Новгородского зодчества приходится на вторую половину XIV века - время экономического подъёма и наивысшего могущества Новгородской республики. Количество храмов в городе растёт, а их размеры, наоборот, уменьшаются: практически на каждой улице новгородцы строят себе церковь. Чаще всего это компактные, одноглавые, трёхнефные и трёхапсидные храмы.

Миниатюрные размеры постепенно приводят к уменьшению и понижению боковых апсид, а финально - к тому, что остаётся всего лишь одна. Узкие щелевидные окна складываются в пирамидальные группы, словно вторя главным элементам архитектурного декора - поребрику, бегунцу, волчьему зубу и аркатурному пояску - простым геометрическим орнаментам, выложенным из кирпича на барабане и по верхнему контуру прясел.


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_160522.jpg
Собор Святой Софии в Великом Новгороде. 1045 - 1050-е гг.
В. Кринский. Вид с востока. 1960-е гг.
Бумага, масло


Софийский собор в Великом Новгороде - наиболее ранний из древнерусских храмов, сохранившихся на территории России. Пятинефный, крестово-купольный, возведённый по византийским канонам, он уже начинает обретать и некоторые новые, специфические русские черты: стены выстраиваются в смешанной кладке из плинфы и известняка, снаружи их покрывает побелка, сокращается число оконных проёмов, на фасадах появляются мощные лопатки, а интерьеры украшаются фресковой живописью.

Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_160632.jpg
Собор Святой Софии в Великом Новгороде. 1045 - 1050-е гг.
П. Максимов. Реконструкция интерьера. 1940-е гг.
Бумага, акварель


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_160658.jpg
Собор Святой Софии в Великом Новгороде. 1045 - 1050-е гг.
Е. Морозкина. План по уровню хор. Обмерный чертеж. 1950-е гг.
Копия


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_160715.jpg
Собор Святой Софии в Великом Новгороде. 1045 - 1050-е гг.
Неизвестный автор. Вид с юга на собор и памятник Новгородскому ополчению 1812 года. Сер. XIX в.
Бумага, тушь, акварель, белила


Церковь Спаса Преображения на Нередице - знаменитый памятник новгородского зодчества был практически уничтожен во время Великой Отечественной войны: был разрушен купол, своды, большая часть стен. Погибли и почти все фрески - уникальный комплекс новгородской монументальной живописи XII века. Работы по спасению храма начались ещё в 1944 году. В Музее архитектуры хранится большое количество материалов, связанных с его восстановлением. Они демонстрируют масштаб проведённых работ и героический подвиг реставраторов, полностью восстановивших церковь в 19 56 - 1958 годах.

Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_160857.jpg
Церковь Спаса Преображения на Нередице в Великом Новгороде. 1198 г.
Д.Сухов. Проект реконструкции. 1944
Бумага на картоне, карандаш, тушь, акварель


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_160913.jpg
Церковь Успения на Волотовом поле в Великом Новгороде. 1352 г.
А. Иванов-Терентьев. Вид с востока. Фотография 1909 г.
Копия


До середины XX века в церкви Успения на Волотовом поле ещё сохранялись уникальные фрески XIV века. Ещё до революции они привлекали внимание учёных и ценителей древнерусского искусства. В процессе изучения были созданы многочисленные фотографии, фиксирующие внешний и внутренний облик храма, обмеры, акварельные и карандашные рисунки, схемы росписи и даже копии отдельных фрагментов монументальной живописи. Сегодня эти материалы, хранящиеся в том числе в коллекции Музея архитектуры, являются бесценным источником информации о памятнике, разрушенном во время Великой Отечественной войны.

Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_160936.jpg
Церковь Успения на Волотовом поле в Великом Новгороде. 1352 г.
Расписана в 1363 г.
По рисунку В.Суслова. Поперечный разрез.
Из комплекта "В.В. Суслов. Памятники древнего русского искусства". 1912 г.
Бумага, хромолитография


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_160944.jpg
Церковь Успения на Волотовом поле в Великом Новгороде. 1352 г.
Расписана в 1363 г.
По рисунку В.Суслова. Поперечный разрез. Фрагмент.
Из комплекта "В.В. Суслов. Памятники древнего русского искусства". 1912 г.
Бумага, хромолитография


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_160842.jpg
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. 1374-1378 гг.
Я. Рубанчик. Вид с юго-запада. 21.08.1940.
Бумага, карандаш, карандаш цветной


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_160728.jpg

ВЛАДИМИР  И  СМОЛЕНСК

Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_161033.jpg

В начале XII века на северо-западе русских земель обособляется Владимиро-Суздальское княжество с центром в городе Владимире. Наивысший расцвет культуры и искусства приходится здесь на времена правления князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Перенос митрополичьей кафедры из Киева закрепляет за Владимиром статус нового политического и духовного центра.

Самым популярным строительным материалом во Владимире был местный белый камень, отличающийся высокой плотностью. Он идеально подходил и для кладки, и для создания изысканных, тончайших рельефов. Именно они наравне с аркатурно-колончатыми поясками и перспективными порталами, стали главным украшением и отличительной чертой местной архитектурной школы. Скульптурное убранство и характерные композиционные приёмы свидетельствуют об активных культурных связях с западом и проникновении во Владимир некоторых элементов романского искусства.


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_161215.jpg
Дмитриевский собор во Владимире. 1191-1197 гг.
А.Александров. Вид с востока. Фотография 1955 г.
Копия


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_161232.jpg
Дмитриевский собор во Владимире. 1191-1197 гг.
1. Э. Виолле-ле-Дюк, Ф. Пенель. Фрагмент наличника главного портала
2. Неизвестный автор. Детали украшения наружной стены.
Из издания Э. Виолле-ле-Дюка "Русское искусство". Последняя четверть XIX в.
Бумага, литография


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_161242.jpg
Церковь Покрова на Нерли под Владимиром. 1165 г.
Г. Крутиков. Зарисовка. 1938
Бумага, каркндаш, акварель, белила


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_161259.jpg
Успенский собор во Владимире. 1158-1160, 1186-1189 гг.
И. Барщевский. Вид с северо-востока
Фотография 1885-1889 гг. Копия


Вторым центром каменного зодчества в конце XII века было Великое княжество Смоленское, географическое положение которого позволило местным зодчим воспринять традиции архитектуры Киевской Руси, Черниговского княжества и отдельные веяния из Западной Европы.

Благодаря археологическим исследованиям нам известно о не менее чем полутора десятков каменных сооружений. К сожалению, до наших дней от большей части из них дошли лишь фундаменты. Счастливое исключение составляют три храма: Свирская церковь на Смядыни, церковь Иоанна Богослова на Варяжках и храм Петра и Павла на Городянке.

Объёмно-пространственное решение смоленских храмов отличалась не типичной для византийской традиции центричностью и пирамидальностью, готической устремлённостью ввысь. В плане особенно явно подчёркивалась форма креста: с севера, юга и запада основной объём поддерживали симметричные притворы. Нередко в основании несущих конструкций укладывались валуны, поверх которых возводились стройные ряды тонкой плинфы, скреплённый цемянкой.


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_161311.jpg
Церковь Петра и Павла в Смоленске. 1146 г.
П. Барановский. Проект реставрации с восстановлением первоначального облика. 2-ой вариант. 1940-е гг.
Бумага, тушь, акварель


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_161333.jpg
Церковь Петра и Павла в Смоленске. 1146 г.
1. Плитка пола изразцовая полихромная. XII в. (?). Глина, глазурь.
2. Плитка пола изразцовая полихромная. XII в. (?). Глина, глазурь.
3. Фрагмент плинфы. XII в. Глина.



ПСКОВСКАЯ  ШКОЛА

Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_162500.jpg

В начале становления своей архитектурной традиции Псков стоял несколько в стороне от центра культурной жизни Киевской Руси. В XII столетии благодаря деятельности новгородского архиепископа Нифонта и прибывшей по его заказу артели новгородских мастеров, псковская архитектурная школа формируется в русле новгородской традиции: каменное зодчество представлено небольшими, чаще всего одноглавыми крестово-купольными храмами.

Особняком стоит Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря - уникальный памятник древнерусской архитектуры. Своей ярко выраженной крестообразной структурой, вписанный в квадрат плана, он представляет собой идеальный византийский храм с единым просторным подкупольным пространством.

Главная доминанта города - это псковская крепость - Кром, возвышающаяся на высоком берегу реки Великой. Приграничное положение города, в любой момент ожидающего нападения западных соседей, отразилось в многослойной системе оборонительных укреплений, для возведения которых собирались многочисленные строительные артели высококлассных мастеров.

Собственная архитектурная школа максимально явственно формируется во второй половине XIV в. и достигает своего расцвета к XV-XVI векам. Композиция храмов всё чаще строится на разнообразии и гармоничности составляющих её объёмов. Главную роль начинает играть примыкающая к храму звонница. Различная толщина столбов звонницы и отличающееся расстояние между ними добавляют ощущение рукотворности псковских построек. Складывается и чёткое расположение орнаментов: бегунец почти всегда идёт между двумя лентами поребрика, на барабане к ним добавляются аркатурные пояски и цветные ленты изразцов.

Высокое мастерство псковских зодчих было хорошо известно за пределами города. Подтверждением этого становится приглашение Иваном III пусковичей - главных специалистов, обладающих "каменносечных хитростью" - для выявления причин обрушения Успенского собора Московского Кремля. Мастера не только дали авторитетное заключение, но и возвели рядом церковь Ризоположения и Благовещенский собор.


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_162713.jpg
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове. 1156 г.
П. Максимов. Реконструкция первоначального облика. 1940-е гг.
Бумага, акварель, карандаш


Благодаря реконструкции реставратора Петра Максимова мы можем увидеть, как изначально выглядел один из древнейших соборов Пскова. Сложенный из местной известняковой плиты и плинфы, он представлял собой не характерный для древнерусской архитектуры тип конструкции: основной объём имел ярко выраженную форму равноконечного креста. На завершающем этапе строительства пониженные боковые апсиды и угловые западные объёмы были надстроены, и общая композиция сооружения утратила первоначальный замысел.

Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_162741.jpg
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове. 1156 г.
В. Кокорин. Вид на собор и Стефановскую церковь со стороны реки Великой.
До 1941 г.
Бумага, пастель, карандаш


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_162851.jpg
Псковский Кремль. VIII - XVIII века.
Д. Сухов. Вид с реки Псковы.
Эскиз реконструкции. 1945 г.
Бумага, картон, акварель


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_162914.jpg
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Пскове. 1521 г.
В. Козлов. Вид с реки Великой. 1964 г.
Бумага, картон, акварель


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_163022.jpg
Храм Николая Чудотворца со Усохи в Пскове. 1535 г.
А. Хамцов. Вид с северо-востока. 1955 г.
Бумага, карандаш, акварель, цветной карандаш


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_162959.jpg
Храм Николая Чудотворца со Усохи в Пскове. 1535 г.
П. Максимов. реконструкция интерьера церкви. 1940-е гг.
Бумага, тушь, отмывка


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_162652.jpg
Храм Преподобного Сергия Радонежского с Залужья в Пскове. 1582-1589 гг.
В. Щуко. Городская зарисовка с видом на храм. 1910-е гг.
Бумага, карандаш, акварель


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_162909.jpg
Храм Спаса Нерукотворного Образа (Образская церковь с Жабьей лавицы) в Пскове. XVI - XIX вв.
П. Карузин. Вид с запада. 1906.
Бумага, акварель.


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_162936.jpg
Церковь Николая Чудотворца (Николы Явленного) от Торга в Пскове. 1676 г.
В. Кубасов. Рисунок с видом на церковь. 1960-е гг.
Бумага, карандаш, акварель


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_162941.jpg
Поганкины палаты в Пскове. 1671-1679 гг.
Э. Бернштейн. Общий вид. 1945 г.
Бумага, уголь, акварель


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_163055.jpg
Поганкины палаты в Пскове. 1671-1679 гг.
Ю.Спегальский. реконструкция печи. 1950-е гг.
Бумага, акварель, гуашь, белила, карандаш


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_163114.jpg
Палаты у Сокольей башни (Дом ксендза). XVII в.
А. Хамцов. Общий вид. 1954 г.
Бумага, карандаш


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_161527.jpg

МОСКВА

Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_161431.jpg

Москва, первоначально пограничная крепость Владимиро-Суздальского княжества, оказалась в XIII - XIV веках на пересечении новых торговых путей и вскоре превратилась в столицу княжества Московского. После победы объединённого русского войска во главе с князем Дмитрием Донским в Куликовской битве, Москва обрела статус обще-русского политического и культурного центра, а московское зодчество вобрало в себя лучшие традиции других русских земель -в основном Владимира, Новгорода и Пскова.

Традиционным строительным материалом для раннего московского зодчества также становится местный белый камень, который тем не менее уступает по качеству владимирскому. Небольшие одноглавые храмы ставятся на высокие постаменты, к которым ведут широкие лестницы. Силуэт церквей обретает пирамидальную форму, с плавным переходом от основного объёма к барабану купола.

Стены, по владимирской традиции, разделяются горизонтальным пояском. Однако место аркатурно-колончатого пояса занимает нарядная, чаще всего тройная лента растительного орнамента. Из Новгорода приходят геометрические орнаменты и практичное отношение к организации внутреннего пространства.

Появляются и истинно московские элементы: килевидные (похожие на перевёрнутый киль корабля) кокошники, завершающие прясла и украшающие дверные проёмы, окна и барабан; "дыньки" - утолщение на колонках, напоминающие по форме гранёную бусину; сноповидные -напоминающие сноп сена - капители.


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_161449.jpg
Церковь Ризоположения в Московском Кремле. 1484 - 1486 гг.
А. Хамцов. Вид с востока на церковь Ризоположения и комплекс Теремных церквей. 1976 г.
Бумага желтая, карандаш, цветной карандаш, уголь.


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_161510.jpg
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. 1410-1427 гг.
А. Хамцов. Вид с юго-востока. 1981 г.
Бумага, карандаш, фломастер


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_161540.jpg
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. 1410-1427 гг.
1. Б. Томбек. Кокошники. Фотография 1977 г. Копия.
2. А. Александров. Южный портал. Фотография 1969 г. Копия.


Псков. Выставка Десять веков русской архитектуры. Часть 1. Древнерусская IMG_20240911_161550.jpg
1. Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Нач. XV в.
В. Сухов, Ю.Цыганов. Вид с юга. Фотография 1980 г. Копия
2. Успенский собор на Городке в Звенигороде. 1390-е гг.
И. Барщеский. Северный портал. Фотография 1885-1886 гг. Копия


ИТАЛЬЯНЦЫ  В  РОССИИ

В конце XV века завершилось объединение русских княжеств в единое государство, а великий князь Московский Иван III принял титул "Государя всея Руси". После падения "второго Рима" - Константинополя, Русь становится главным преемником Византии, а Москва - "третьим Римом". Безусловно, этот высокий статус должен был получить соответствующее воплощение в камне. По приглашению царя в столицу в разное время прибывают итальянские мастера из Болоньи, Ломбардии и Венеции.

Одному из первых прибывших в Россию итальянских мастеров - Аристотелю Фиораванти - Иван III повелевает возвести в Московском Кремле Успенский собор. Для демонстрации преемственности Москвы великому Владимирскому княжению собор должен был быть выстроен по образцу Успенского собора во Владимире. Сохраняя визуально узнаваемые владимирские черты (пятиглавие, аркатурно-колончатый пояс, перспективные порталы, общее ощущение "белокаменности"), Фиораванти приводит их к гармонии и математической выверенности, характерной для архитектуры итальянского Ренессанса.

Особенно явственно это проявляется в композиции фасада, обращённого к Соборной площади, и организации просторного и светлого внутреннего пространства. Получившийся в результате уникальный синтез русской визуальной традиции и итальянской технологии станет главным образцом для подражания на долгое время, вплоть до начала XVIII столетия.

Вслед за Фиораванти в Москву прибывают и другие итальянцы, которые работают над возведением нового Великокняжеского дворца, Грановитой палаты, колокольни "Иван Великий", обновлением стен и&n

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Джозеф Кэмпбелл (Joseph Campbell) (26.03.1904 - 30.10.1987) - американский исследователь мифологии, религиовед, писатель и лектор. Особенную известность приобрели его труды в области сравнительной мифологии и сравнительного религиоведения. Среди его работ ...
Встретили рассвет в Газипаша и отправились в путь . Та часть нашего путешествия, которая пролегала на юго-восток от Анталии, была ориентирована на горные районы Тавра не очень далеко от побережья с походами по необычным местам и посещением красивых каньонов. Сегодня мы отправились в ...
Как вы думаете, какой продукт растительного происхождения  в народном магазине LIDL сейчас в пять раз дороже мелких, то есть самых дорогих, тепличных огурцов и в двадцать раз дороже импортных бананов? А точнее - 1.99 евро за сто граммов, то есть почти 20 евро за кило. Причем это ...
Тут один мальчик скромно так у меня поинтересовался, как мне можно понравиться? Выяснилось, что он очень волнуется из-за возможного отказа девушек с ним познакомиться. А это неправильная позиция мужчины. Вот смотрите, есть условная девушка. У неё могут быть тысячи причин не хотеть с вами ...
Порадовал меня сегодня teh_nomad  и девушки с журфака МГУ (коллеги в некотором смысле). Возникает только подозрение, что подобного рода "акция-протест" скорее дань моде, нежели серьёзная оппозиционная "заява".... Хотя, может быть в МГУшных ...