рейтинг блогов

Вологда. Кремль, он же Архиерейский двор. Подомовой обход. Начало.

топ 100 блогов architectstyle18.12.2024

 

01. План Архиерейского двора. Южный корпус включает в себя два: Трёхэтажный — ближе к Воскресенскому собору и Двухэтажный — ближе к Юго-западной башне.
01. План Архиерейского двора. Южный корпус включает в себя два: Трёхэтажный — ближе к Воскресенскому собору и Двухэтажный — ближе к Юго-западной башне.

Фотографии, помеченные значком «ОКН Вологды» в верхнем  углу, взяты здесь. Там же взято и большинство описательного и исторического материала. Авторам проекта большое спасибо!

Итак, поехали!

1. Надвратная Воздвиженская церковь со Святыми воротами, 1671 – начало XVIII в.

Святые врата Архиерейского двора, как и его ограда, первоначально, во второй половине XVI в., были деревянными и располагались посредине обращённой к Софийскому собору северной стены двора. В 1653 г. при архиепископе Маркелле над нами возвели деревянный же «брусяной» холодный домовой храм вологодских архиереев. Престол храма освятили во имя трёх Пермских святителей – Герасима, Питирима и Ионы, общецерковное прославление которых было установлено в 1607 году. Ворота под храмом стали называться Трёхсвятительскими. При постройке существующих каменных стен Архиерейского двора в 1671–1675 гг. Святые врата выстроили из кирпича. Завершение ворот, как и у прежде существовавшей деревянной церкви, согласно описаниям, получило вид трёх шатров с главками.

В 1687–1691 гг. при архиепископе Вологодском и Белозерском Гаврииле (Кичигине) шатровое завершение Святых врат было заменено существующей одноглавой каменной церковью, освящённой им же 26 мая 1692 г. в честь Воздвижения Креста Господня.

Вологда. Кремль, он же Архиерейский двор. Подомовой обход. Начало.
03. Они же изнутри.
03. Они же изнутри.

Первый ярус каменных Святых врат снаружи, с северной стороны, выстроен в одну линию с крепостной стеной; прямоугольный в плане объём включающего их здания далеко выступает на юг внутрь кремля. Врата имеют два арочных проёма: узкий пешеходный и широкий проезжий. Конструкция здания изначально включала свойственные настоящим оборонительным сооружениям элементы: поднимавшуюся вверх решётку-герсу и пазы по сторонам ворот изнутри, в которые заводились концы брусьев, укрепляющих полотна ворот изнутри. Снаружи стены над воротами выступают машикули – парапет с навесными бойницами, позднее полностью заложенными (вероятно, бойниц было изначально четыре); по оформлению и размерам бойницы были подобны имеющимся на Пятницкой башне. Такие бойницы предназначены для направленного почти вертикально вниз обстрела штурмующего ворота противника стрелами или ручным огнестрельным оружием, а также для сбрасывания камней, выливания кипятка и смолы. В русском крепостном зодчестве для таких бойниц использовались термины «бойницы косого боя», «навесной бой», «варницы». Помимо бойниц косого боя во втором ярусе имелся ещё ряд узких окон-бойниц; две из них были заложены, а на месте двух других в XVIII в. были прорублены окна.

Над проезжими воротами в большом киоте с арочным завершением размещалась икона.

04. Святые врата. Вид снаружи. 1902 г.
04. Святые врата. Вид снаружи. 1902 г.

Каменная Воздвиженская надвратная церковь является одноглавой. К высокому двусветному четверику храма с юга примыкает небольшая паперть, с севера – алтарь, а с запада – узкая трапезная. Прямоугольная форма алтаря была типична для надвратных храмов XVII в. Сооружённые в начале XVIII в. крытые каменные переходы соединяют храм с расположенным южнее Симоновским корпусом, а проход по второму ярусу крепостной стены – с находящимися к востоку Экономским корпусом и Воскресенским собором. На начало XVIII в. через проделанный во внешней стене на уровне второго яруса проём проходили крытые деревянные переходы на столбах, выводившие на север, к Софийскому собору. Заложенный дверной проём с арочным завершением от выхода на эти переходы заметен в западной части сооружения на уровне второго яруса.

Ярусная главка с перетяжкой, венчающая церковь, относится к XVIII в.

05. Вид на Воздвиженскую надвратную церковь и Святые врата изнутри Архиерейского двора. 1890 г.
05. Вид на Воздвиженскую надвратную церковь и Святые врата изнутри Архиерейского двора. 1890 г.

Проходная арка была заложена снаружи уже к началу ХХ в. и по её центру было устроено маленькое зарешеченное окно, а с внутренней стороны устроена дверь. В первой трети ХХ в. и проездная арка ворот не использовалась и, будучи перекрыта снаружи и изнутри воротами, превратилась в складское помещение. На дворовом фасаде на плоскости стены над проездной аркой располагалась стенопись в виде многофигурной композиции (очевидно, Воздвижение Креста). Стенопись, постепенно угасавшая под воздействием осадков, оказалась утрачена к середине ХХ в. Судя по фотографиям начала ХХ в., на внешнем фасаде над проездной аркой ворот под широким арочным металлическим козырьком находилась крупная икона с арочным же верхом с популярным в XVIII в. сюжетом Коронования Девы Марии Пресвятой Троицей. Позади иконы над проездными воротами находилась большая арочная ниша, частично заглублённая в выступающий из плоскости стены парапет второго яруса. Эта ниша, вероятно, предназначенная для стенописи, возникла при позднейшей переделке, в результате осуществления которой оказались заложены две бойницы навесного боя (от них остались лишь находящиеся над ними дугообразные повышения валика, аналогичные имеющимся на Пятницкой башне).

В 1980‑х гг. в ходе реставрации фасадов храма крыша в виде пологого восьмигранного купола, сооружённая в XVIII в., заменена четырёхскатной.

29 сентября 1896 г. в помещении церкви было торжественно открыто Епархиальное древнехранилище (иначе – древлехранилище), комплектовавшееся с 1892 г. — первый на Вологодчине музей. 

06. Интерьеры Епархиального древлехранилища, 1890 г.
06. Интерьеры Епархиального древлехранилища, 1890 г.
07. То же, тогда же.
07. То же, тогда же.

Инициатива устройства этого музея церковной старины принадлежала известному вологодскому историку-краеведу, редактору Вологодских епархиальных ведомостей Николаю Ивановичу Суворову (1816–1896). 11 октября 1896 года для заведования делами древлехранилища была учреждена Постоянная церковно-археологическая комиссия любителей истории и древностей во главе с Иваном Николаевичем Суворовым (1860–1926), известным краеведом, редактором Вологодских епархиальных ведомостей. Хранителем древлехранилища был о. Афинодор Николаевич Малинин (1853–1914), а экскурсоводом («руководителем при обозрении древностей желающими») и затем заведующим – о. Сергей Арсеньевич Непеин (1870–1911), известный краевед, автор книг о старине Вологды и о древлехранилище в частности, а затем историк-краевед Иван Николаевич Суворов (1860–1926). Здесь собирались и демонстрировались публике старинные предметы преимущественно церковного обихода, а также коллекции, характеризующие край с точки зрения истории, этнографии, археологии и даже палеонтологии. Доступ в древлехранилище был открыт по воскресным и праздничным дням с 12 до 15 часов. Вход в помещение осуществлялся с открытой галереи, на которую попадали по лестнице, ведущей в Крестовую церковь в Иринеевском корпусе. На конец 1899 года в древлехранилище значилось более 750 экспонатов, не считая книг. Всего в описи древлехранилища значилось 1264 предмета.

В 1923 г. на основе коллекций древлехранилища и трёх других музеев Вологды был создан Вологодский объединённый музей – ныне Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, разместившийся в помещениях закрытого Вологодского архиерейского дома (Кремля).

Здание храма, ставшее в 1960 г. памятником архитектуры республиканского (с 2012 г. – федерального) значения, по-прежнему, уже почти 120 лет, используется для размещения фондов музея.

2. Консисторский корпус, 1740–1774 г.

Консисторский корпус сооружён между Симоновским корпусом, Северной стеной кремля и угловой башней (известной и как Цифирная школа, Оружейная палата). Его первый этаж выстроен в 1740–1753 гг. при епископе Пимене (Савёлове) для хозяйственных нужд. Второй этаж надстроен в 1774 г. при епископе Иосифе (Золотом) для размещения духовной семинарии.

08. Консисторский дворик и Консисторский корпус (восточный фасад), его замыкающий. На переднем плане наша экскурсовод — замечательный специалист. Вообще, в этой поездке нам с экскурсоводами везло.
08. Консисторский дворик и Консисторский корпус (восточный фасад), его замыкающий. На переднем плане наша экскурсовод — замечательный специалист. Вообще, в этой поездке нам с экскурсоводами везло.
09. Северный фасад.
09. Северный фасад.
10. Северный фасад с более приемлемого ракурса и сделанный более пряморуким фотографом.
10. Северный фасад с более приемлемого ракурса и сделанный более пряморуким фотографом.
11. Северный фасад, 2010 г.
11. Северный фасад, 2010 г.
12. Консисторский корпус. Вид с Соборной колокольни.
12. Консисторский корпус. Вид с Соборной колокольни.

Консисторский корпус представляет собой Г-образный в плане объём, ограничивающий Консисторский двор (которому он дал название) с юга и запада. Южная стена корпуса выходит на Хозяйственный двор, а западная – в Кремлёвский сад. Западная (внешняя) стена корпуса выстроена в одну линию с далеко выступающей за линию стену угловой башней, и при его сооружении был разобран участок Северной стены кремля. Корпус имеет два этажа, перекрытия первого сводчатые, второго – плоские. Под южной частью корпуса имеется подвал, в который с севера, со стороны Консисторского двора, вели два узких проёма. Вход в здание обустроен со стороны Консисторского двора на восточном фасаде корпуса. Декор здания в стиле эклектики, относящийся к последней трети XIX века, представлен штукатурными тянутыми рамочными наличниками окон с лучковым завершением, междуэтажным и венчающим карнизами, пилястрами, выделяющими углы здания и внутренние капитальные стены. Над центральной частью северного фасада устроен аттик сложной ренессансной формы с филёнчатыми тумбами, завершёнными многообломным карнизом, в вытянутой центральной филёнке которого помещена рельефная надпись «ВОЛОГОДСКАЯ ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРIЯ».

13. Консисторский корпус в первой трети XIX в.
13. Консисторский корпус в первой трети XIX в.

Изначально стоявшие по одной линии Консисторский и Симоновский корпуса разделяло узкое пространство, оказавшееся впоследствии застроенным вставкой с одним окном в первом и втором этажах. Консисторский корпус был перестроен в последней трети XIX в.; на выходящих в Консисторский двор фасадах были сбиты первоначальные кирпичные наличники и заменены мелко профилированными тянутыми рамочными обрамлениями с лучковым завершением, над центром северного фасада был сооружён аттик, увенчанный несколькими жестяными вазами и небольшим шпилем. Изменялась внутренняя планировка корпуса, устроена лестница со ступенями из пудосткого камня и коваными перилами.

В ХХ в. были разобраны печи, устроено центральное отопление. Часть помещений была разделена перегородками для размещения кабинетов.

14. Консисторский корпус в 1981 г.
14. Консисторский корпус в 1981 г.

В 1730 году в соответствии с "Духовным регламентом" 1721 г. епископом Вологодским и Белозерским Афанасием (Паисиосом-Кондоиди) была открыта архиерейская славяно-латинская школа для обязательного обучения мальчиков из семей священников, намеревавшихся впоследствии принять священнический сан. Поначалу в славяно-латинской школе имелось всего два учителя и 26 учеников. Позднее школа перешла на более обширный курс и была переименована в духовную семинарию.

В 1809 г. после перевода из этого корпуса духовной семинарии в отдельное здание (по современному адресу ул. Ленина, 15) в этом корпусе и в соседней с ним угловой башне (известной как Цифирная школа или Оружейная палата) разместилась Вологодская духовная консистория – орган епархиального управления, находившийся в ведении архиерея и действовавший под его началом в качестве совещательного и исполнительного учреждения. Вологодская духовная консистория создана по указу епископа Вологодского и Белозерского Афанасия (Паисиоса-Кондоиди) от 13 октября 1726 г. в числе первых в стране. Деятельность этих органов синодального периода истории Русской Православной Церкви регламентировалась государством. Консистория состояла из присутствия, члены которого избирались архиереем из духовенства епархии и утверждались Синодом (как правило, это были настоятели двух-трёх крупнейших монастырей епархии и видные представители приходского духовенства) и канцелярии во главе с секретарём, назначаемым Синодом по представлению обер-прокурора Синода. Консистория рассматривала ключевые для епархии вопросы назначения, увольнения, перемещения по службе священнослужителей, пострижения в монашество, принятия православия иноверцами, строительства и ремонта церквей и монастырей, контролировала деятельность духовенства, состояние приходов, решала хозяйственные вопросы епархии, осуществляла суд над духовенством, а по спорным делам о браке и разводе, по обвинению в богохульстве – и над мирянами. Здесь же формировался богатейший архив, сохранивший документы XVI–XX вв. Вологодская духовная консистория была упразднена как государственное учреждение в соответствии с декретом СНК РСФСР от 23 января 1918 г. "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви".

В 1923 г., когда музей Вологодского общества изучения Северного края (ВОИСК) был по инициативе самого общества включён в состав образованного Вологодского государственного объединённого музея, разместившегося в части зданий Вологодского кремля, само это общество расположилось в Консисторском корпусе, где и находилось до прекращения деятельности. В 1928 году на I Вологодском губернском краеведческом съезде ВОИСК было переименовано в Вологодское губернское общество краеведения. Деятельность общества в условиях растущей политизации общественно-политической жизни испытывала сильное давление и уменьшалась в объёме и отраслевом охвате, приостанавливалась в 1930–1934 годах, а в 1937 году общество было закрыто.

В настоящее время в корпусе располагаются экспозиционные службы музея, фондовые коллекции (прежде всего обширное собрание древнерусского искусства), музейный учебный класс, реставрационные мастерские и другие подразделения.

Окружённый несколькими зданиями небольшой Консисторский двор является одним из самых привлекательных уголков Вологодского кремля. Летом здесь обустраивается театрально-концертная площадка под открытым небом.

3. Иринеевский корпус, первая половина XVIII в.

В начале XVIII в. небольшое пространство между Симоновским и Гаврииловским корпусами со стороны Хозяйственного двора было застроено: новое здание известно под названием Иринеевского корпуса, хотя его и соорудили уже при преемниках архиепископа Иринея.

15. Иренеевский корпус.
15. Иренеевский корпус.

Корпус представляет собой двухэтажное каменное здание. Его архитектура выдержана в традициях палатного строительства предшествующего XVII столетия. Об этом времени напоминают сводчатые палаты нижнего этажа и его небольшие оконные проёмы в глубоких арочных нишах без обрамлений, скромные лопатки и карнизы, завершение западного фасада косым щипцом с узкими окнами.

Здание в целом сохранилось хорошо, в 1990-е гг. вокруг фасадов здания был срезан грунт и выполнена вычинка повреждённых участков кладки нижней части стен.

После передачи здания в составе комплекса Архиерейского дома музею в нём разместились отделы и фондохранилища.

4. Гаврииловский корпус, конец XVII в.

В конце XVII в. к Симоновскому корпусу пристроен корпус, названный по имени правившего тогда архиепископа Гавриила (Кичигина).

16. Гавриловский корпус.
16. Гавриловский корпус.
17. Он же.
17. Он же.

Каменный трёхэтажный башнеобразный корпус под четырёхскатной крышей имеет размеры около 12×14 м.

Рельефный кирпичный декор Гаврииловского корпуса выполнен в духе московского узорочья. На ярко окрашенном фасаде выделяются контрастной белой окраской лопатки, венчающий и междуэтажные профилированные карнизы, оформление оконных и дверных проёмов северного фасада сложными наличниками с килевидными или трёхлучевыми завершениями и полуколонками.

18. Оконные наличники.
18. Оконные наличники.
19. Ещё.
19. Ещё.
20. Наличники 2-го этажа крупным планом.
20. Наличники 2-го этажа крупным планом.
21. Наличники 1 этажа крупным планом.
21. Наличники 1 этажа крупным планом.

На крыше корпуса на шпиле находится покровитель архиерейской резиденции – кованый прапорец (флюгер), покрытый сусальным золотом с изображением льва, держащего в передних лапах скипетр. К сожалению, я нигде не нашёл фотографий льва в приличном качестве, так что придётся понапрягать глаза, чтобы рассмотреть его на фото ниже.

22. Лев на шпиле. Ну, и Гавриловский корпус заодно.
22. Лев на шпиле. Ну, и Гавриловский корпус заодно.

В XIX в. были сбиты кирпичные наличники у окон и дверей, некоторым из которых была придана прямоугольная форма.

В конце XIX в. построен современный парадный вход.

23. Гавриловский корпус в 1950-х.
23. Гавриловский корпус в 1950-х.

Изменялась внутренняя планировка корпуса.

При реставрации в начале 1960-х гг. восстановлена утраченная в XIX в. эффектная отделка из тёсаного кирпича.

24. Гавриловский корпус в 1981 г.
24. Гавриловский корпус в 1981 г.

В первой половине XVIII в. в здании находились кельи архиепископа. В настоящее время этот корпус занят лестничными клетками и переходами в выстроенный ещё позднее Иосифовский корпус и помещениями отделов музея, кассой.

Лев со скипетром со шпиля этого корпуса является символом Вологодского государственного музея-заповедника. 

25. Тот самый подлинный, кованный из железа, лев.
25. Тот самый подлинный, кованный из железа, лев.

И на этом, на сегодня, всё. Продолжим в следующей главе.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мету это я в подъезде, по обыкновению, мету... А курильщики мои подъездные, к чести надо заметить, на моем лестничном пролете уже не курят, курят ниже, что не укладывается в теорию "после перекура легче спускаться, чем подниматься по лестнице". Поднимаются, как миленькие. Но что, гады, де ...
Это уже самое дно, или можно ещё глубже? Сижу сегодня в ''Чебуречной №1'', на Пятницкой. Ем один с говядиной, один с сыром и грибами. Аппетитные такие, с бульончиком... Заходит молодой паренёк, заказывает себе чебурек и пивас. Платить, говорит, буду карточкой. Я слышу вполуха, не об ...
В 2003 году, когда двухлетняя эпопея со сбором бумажек для легального брака и легальной смены места жительства стала подходить к концу, я пошла к своему начальству забирать трудовую. Начальство, кстати, прекрасная женщина была, давала мне работать спокойно. - Ой, а как же вдруг вы нас бро ...
"молекулы воды проникают в место раскола, который образуется при работе ножницами, происходит реакция, в которой кремниево-кислородные связи в стекле и кислородно-водородные в воде разрываются, образуя две гидроксильные группы, связанные с ...
Где-то слышал, что у некоторых автосервисов есть такая услуга, что они при замене ...