Торговый дом "Мюр и Мерилиз" (здание ЦУМ)


Это название удержалось и после революции: так, в булгаковском «Собачьем сердце» Филипп Филиппович распоряжается: «Кроме того, вот тебе 8 рублей и 15 копеек на трамвай, съезди к Мюру, купи ему [Шарикову] хороший ошейник с цепью». Даже в 1950-х гг. еще можно было услышать старое название, данное ему по владельцам торговой фирмы.

В.В.Варгин
На месте универмага в XIX в. был пустой участок, приобретенный В.В. Варгиным при разбивке Театральной площади, но так и не застроенный им. Впоследствии этот участок использовался под временные строения – так, тут находились деревянные строения диорамы, в которой показывали «разные архитектурные и ландшафтные виды в больших размерах», потом там был «восковой кабинет», где выставлялись фигуры известных личностей, а в 1853 г. выстроили «театр-цирк», имевший значительные размеры: высотой с пяти-шестиэтажный дом, по Петровке он протягивался на 70 м. Власти отмечали, что, так как здание оштукатурили только спереди, а сбоку и сзади обили войлоком и дранкой, оно «имело неопрятный вид и безобразило местность». В цирке, кроме обычных для него представлений, показывали «туманные картины», устраивали маскарады, а иногда сдавали под написание театральных декораций.
В 1860 г. ветхое строение купила некая М.С. Эйхлер и выстроила трехэтажный каменный дом, сразу же привлекший внимание необыкновенными зеркальными стеклами, смотреть на которые ходили и москвичи и приезжие.
С 1882 г. здесь обосновалась фирма «Мюр и Мерилиз», основанная двумя шотландцами Эндрю Мюром и Арчибальдом Мерилизом.

Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз
Она сначала работала в Петербурге и занималась оптовой торговлей, но переехала в Москву, приобрела дом на углу Петровки и Театральной площади и в 1886 г. пристроила к нему четырехэтажное строение по проекту молодого архитектора Р.И. Клейна.

Р.Клейн
Тут открылся розничный магазин, приобретший огромную популярность.

1880-е гг
Уже в 1888 г. журналист отмечал: «Подобного громадного магазина по внутреннему помещению, равно и по обилию и разнообразию продающихся в нем товаров, положительно нигде нет в России». Отличительной особенностью его были высокое качество товара, твердые и сравнительно дешевые цены, безукоризненная вежливость и честность продавцов, замена купленного по первому требованию, бесплатная пересылка покупок ценой 50 рублей и более в пределах России, то есть от Варшавы до Владивостока, бесплатные каталоги, по которым можно было заказывать любые товары.

Реклама
Поражала посетителей специальная темная комната, где при свете газа дамы могли видеть, как будет выглядеть платье в вечернем освещении, что «представляет, – отмечали газеты, – громадное удобство».
Владельцы внимательно относились к персоналу: сотрудники работали до 7 часов, имели бесплатный обед. Фирма рассчитывала не на богатых покупателей, а на средний класс, чиновников, преподавателей, представителей свободных профессий. Семейство Л.Н. Толстого тоже регулярно бывало там, но, правда, глава семьи отнюдь не для покупок: как вспоминала Александра Толстая, «один раз отец удивил нас.
– А я сегодня был у Мюра и Мерилиза! – сказал он. – Больше двух часов провел у Большого театра, наблюдая. Если дама подъезжает на паре, швейцар выскакивает, отстегивает полость, помогает даме вылезти. Если на одиночке, он только почтительно открывает дверь, если на извозчике, не обращает никакого внимания».
А.П. Чехов хорошо знал этот магазин, он даже назвал своих такс Мюр и Мерилиз. В его переписке часто встречаются поручения зайти в «Мюр и Мерилиз» и купить там что-либо из одежды, мебели, канцелярских принадлежностей. Он писал сестре из своего ялтинского дома: «Милая Маша, поскорее скажи Мерилизу, чтобы он выслал мне наложенным платежом барашковую шапку, которая у него в осеннем каталоге называется бадейкой (№ 216), каракулевой черной; выбери мягкую, размер 59 сантиметров… Если фуражки-американки (№ 213) теплы, то пусть Мерилиз пришлет и фуражку».

Пожар 1900г
Огонь, бич Москвы, не обошел «Мюр и Мерилиз»: 29 декабря 1891 г. при выжигании сажи в дымовой трубе произошел пожар, а 24 ноября 1900 г. еще один, когда полностью сгорел дом и все товары в нем, а убытки достигли 1,5 миллиона рублей. Съехались все московские пожарные команды, но они смогли отстоять лишь соседние дома. Публика в Большом и Малом театрах в панике покидала залы. Здание горело всю ночь, на следующий день по площади были разбросаны остатки обгорелых платьев, кружев, белья.
Только через шесть лет владельцы смогли приступить к постройке нового здания, а до этого приходилось снимать помещения в недавно отстроенном доме Хомякова на углу Петровки и Кузнецкого Моста и торговать в доме князя Гагарина на Кузнецком. Проект нового магазина заказали тому же Клейну, который представил чертежи необычного для Москвы здания.

Чертеж со стороны Петровки
Он использовал разработанную Петербургским металлическим заводом каркасную конструкцию из железобетона и стали, позволившую сделать стены тоньше и тем самым расширить площадь остекления. В 1906 г. строительство начали, 1 августа состоялся молебен и закладка памятной доски на уровне третьего этажа, и в августе 1908 г. новое здание было готово

Фасады семиэтажного здания оформлены в духе английской готики с элементами модерна

Фасад со стороны Театральной площади универсального магазина Торгового Дома «Эндрю Мюр и Арчибальд Мерили́з», 1908
Автор:Роман Иванович Клейн
Центральный вход расположен на углу со стороны улицы Петровка и акцентирован трёхгранной угловой башней с остроконечными фронтонами; привлекают внимание стрельчатые арки, которыми украшены входные группы центрального и боковых входов. Крышу украшают характерные зубцы-обелиски. Несмотря на "тяжеловесность" серого цвета фасадов, благодаря большим окнам различной формы здание выглядит лёгким и воздушным. Особенно эффектно выглядят стрельчатые окна и завершающее их круглое окно-роза, характерные для готической архитектуры, которые можно увидеть в верхней части здания позади Малого театра

1927г
С приходом новой власти «Мюр и Мерилиз» национализировали, устроили там магазин «Москоммуна» № 1, а в марте 1922 г. его преобразовали в ЦУМ.

1920-1930гг
Как писал Ленин, признавая крах политики «военного коммунизма», «торговля – вот то звено в исторической цепи событий… за которое надо всеми силами ухватиться нам, пролетарской государственной власти, нам, руководящей коммунистической партии. Если мы теперь за это звено достаточно крепко ухватимся, мы всей цепью в ближайшем будущем овладеем наверняка». Большевики послушались своего лидера и ухватились так, что вскоре полстраны голодало.
В советское время этот универмаг был одним из звеньев обязательной цепи – «ГУМ, ЦУМ, Детский мир» – магазинов, посещаемых многочисленными покупателями со всего Советского Союза. Его площадей уже не хватало, и в 1974–1978 гг. к северному фасаду пристроили новое помещение (архитектор С.И. Никулин и др.).

1974г
Впоследствии построено новое торговое здание с отделкой в стиле модерн, магазин возрождает традиции «Мюра и Мерилиза»: во многих отделах покупателям предлагаются сотни наименований качественных товаров
Еще во второй половине XIX в. на правой стороне Петровки до Кузнецкого Моста находилось несколько крупных магазинов. Так, пристройка к ЦУМу заменила собой Голофтеевский пассаж (назван по фамилии владельца), сооруженный по проекту архитектора И.И. Рерберга и открытый 23 апреля 1913 г.

Петровка, Голофтеевский пассаж
Здание было переделано из Голицынского пассажа, построенного князем М.Н. Голицыным на месте небольшого переулка, соединявшего Софийку (ныне Пушечная улица) с Петровкой.
Государство согласилось предоставить застройщику ссуду на льготных условиях – 60 тысяч рублей на 10 лет без процентов, «принимая в уважение, что предполагаемое здание доставит большое украшение городу на том месте, которого вид ныне не соответствует его положению в центре столицы…». М.Н. Голицыну ставилось условие, «…чтобы вся внутренняя и внешняя отделка исполнена была по примеру лучших Парижских пассажев». Торговую галерею – первую такого рода в России – открыли 15 февраля 1842 г., и тогда некий Федот Кузьмичев издал книжку, где восторженно описывался пассаж с его 24 магазинами, в ту пору «совершенная новость и небывальщина». Мемуаристы назвали открытие этой галереи «эпохой для москвичей, которые все стремились побывать в ней».
За этим пассажем был еще один – Солодовниковский, выходивший главным фасадом на Кузнецкий Мост. Он был перестроен из красивого ампирного дома известного дипломата Д.П. Татищева, законченного постройкой в 1821 г. на бывшей церковной земле, где стоял храм Воскресения Словущего. Основанный в XVI в., он сгорел в пожар 1812 г. и был снесен в 1816 г.

Дом п.д. дипломата Дмитрия Павловича Татищева. Улица Кузнецкий мост
Во время Великой Отечественной войны в просторных помещениях ЦУМа разместили казармы.
После войны здание вернули ЦУМу, в 1970-х рядом выросло новое здание, торговая площадь расширилась.

1984г
Мороженое, продававшееся в ЦУМе, могло соперничать с мороженым в ГУМе и «Детском мире». За хрустящими вафельными стаканчиками с шариками ванильного и шоколадного мороженого выстраивались длинные очереди.
В конце 1990-х здание ЦУМа претерпело капитальный ремонт и реконструкцию. Сейчас ЦУМ – это одна из крупнейших торговых площадок исторического центра Москвы.






2024г
Здание ЦУМа, возведённое более 100 лет назад и признанное объектом культурного наследия регионального значения, и сейчас привлекает всеобщее внимание как архитектурный шедевр эпохи модерна, сохранивший своё первоначальное предназначение.
|
</> |