Вологда. Интерьеры Софийского собора. Описание стенописи. Продолжение. Росписи

топ 100 блогов architectstyle02.12.2024


И в этом посте практически все фотографии не мои, а попячены здесь. Огромное спасибо авторам сайта. Сам бы я не смог ни сфотографировать так и, тем более, атрибутировать.

Теперь немного ликбеза. В вологодском Софийском соборе росписи стен делятся на 6 регистров — уровней по высоте и читаются снизу вверх — от земного к небесному. Или наоборот — по настроению. А вот считаются регистры сверху вниз — верхний регистр всегда первый. В других храмах так же, но число регистров может варьироваться.

Нет, пожалуй, всё несколько сложнее. Надо было бы рассказать об этом раньше, но хорошая мысля, как известно... Ну, лучше поздно, чем никогда.

Итак, изображения в храме располагаются в соответствии с иерархией сакральных пространств, которая строится сверху вниз, от небес к земле. Эти символические зоны отделяются друг от друга орнаментальными поясами или линиями разгранок — это и есть регистры.

 Самыми значимыми считаются верхние зоны храма – купола и своды верхнего уровня, иначе называемые «небо». Сюда же входит алтарная часть целиком.

Следующей по степени сакральности является зона евангельских событий — переход от куполов к сводам (тромпы, паруса), сами своды и верхние части стен. Здесь располагаются события евангельской истории.

Нижние зоны интерьера храма представляют земной мир. Обычно здесь помещаются изображения святых, и в эту же зону попадает человек, находящийся в храме.

Самый нижний ярус фресок – это так называемые полотенца, декоративные изображения драгоценных тканей. В византийских храмах эти зоны облицовывались мрамором, либо изображались такие же декоративные завесы. Они присутствуют в нижней части росписей многих русских соборов.

Оконные откосы храма украшаются образами святых или орнаментом, в зените чаще всего изображают херувимов и серафимов, а если окно расположено в алтаре – образ Христа Великого Архиерея.

Ну, а на опорах (столпах), по традиции, располагаются изображения святых мучеников и святых воинов. 

01. План Софийского собора для облегчения ориентировки.
01. План Софийского собора для облегчения ориентировки.

Ну, вот, немного разобравшись в теории, давайте посмотрим на южную стену. И пойдём мы снизу вверх — из земной юдоли к горним высям.

02. Южная стена, юго-западный угол.. Фото автора.
02. Южная стена, юго-западный угол.. Фото автора.
03. Он же, но крупнее. Перед нами, как раз, сцены Вселенских Соборов. Фото автора.
03. Он же, но крупнее. Перед нами, как раз, сцены Вселенских Соборов. Фото автора.
04. Южная стена в пределах центрального нефа. Фото автора.
04. Южная стена в пределах центрального нефа. Фото автора.

Ну, а теперь давайте посмотрим фотографии с сайта музея, выполненные специалистами. Заодно и узнаем что к чему.

Шестой регистр росписи южной стены.

05. Общий вид регистра.
05. Общий вид регистра.

Он посвящён Акафисту Богоматери и Вселенским Соборам.

06. Акафист Богоматери, икос 9: «Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе Богородице…»
06. Акафист Богоматери, икос 9: «Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе Богородице…»

Кстати, я, в своё время, разбирал иконографику акафиста Богородице на примере росписей Ферапонтова монастыря. Кому интересно — прошу сюда и сюда. А мы пойдём дальше.

07. Акафист Богоматери, кондак 11: «Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти Царю Святый, ничтоже совершаем достойно, яже дал еси нам Тебе вопиющим: Аллилуиа» .
07. Акафист Богоматери, кондак 11: «Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти Царю Святый, ничтоже совершаем достойно, яже дал еси нам Тебе вопиющим: Аллилуиа» .

И на этом, в 6-ом регистре изложение Акафиста Богородице заканчивается. Оно продолжится выше, а остальное пространство регистра занимают Вселенские Соборы.

08. Первый Вселенский собор.
08. Первый Вселенский собор.

Это был первый собор в истории церкви. Проходил он в Никее в 325 г. и был созван императором Константином (да, тем самым, который Равноапостольный и «Сим победиши!»). На соборе был принят Никейский символ веры, осуждена арианская ересь, определено время празднования христианской церковью Пасхи, выработано двадцать канонов. Ну, а Константина мы можем лицезреть на фреске — вон он в центре в короне восседает.

09. Второй Вселенский Собор.
09. Второй Вселенский Собор.

Этот собор проходил в 381 г. в Константинополе и был созван по инициативе императора Феодосия I — последнего императора единой Римской империи, отбившегося от готов, разделившего империю пополам и запретившего Олимпийские игры. Вот он в центре.

Ну, а на соборе снова осудили ариан и других еретиков с ними за компанию (кажется, именно во время Второго собора и родились официальные термины «ересь» и «схизма»), сформулировали полное учение о Святой Троице, откорректировали (не в последний раз) Символ Веры, признали Константинопольского патриарха вторым в церковной иерархии, после Римского папы, запретили епископам и предстоятелям поместных церквей выходить за пределы своей юрисдикции и вмешиваться в дела других поместных церквей.

В Соборе приняли участие около 150 епископов. Среди них находились известные иерархи, богословы и церковные мыслители: святители Григорий Нисский, Григорий Богослов, Мелетий Антиохийский, Кирилл Иерусалимский и другие. Вот их мы и наблюдаем вокруг Феодосия на фреске.

10. Третий Вселенский Собор.
10. Третий Вселенский Собор.

Этот собор проходил в городе Эфесе (когда-нибудь сделаю пост или несколько постов о развалинах этого города) в 431 г. Созван он был по инициативе императора Феодосия II и архиепископа Кирилла Александрийского, для осуждения ереси патриарха Константинопольского Нестория.

Ересь благополучно осудили и постановили исповедовать в Иисусе Христе одно Лицо (ипостась), а не два, как настаивал Несторий, и два естества — Божеское и Человеческое, а Божию Матерь восхвалять как Приснодеву и истинную Богородицу, а не Христородицу, как учил тот же Несторий, которого, по итогам, сослали в какую-то египетскую дыру посреди пустыни, где он и умер через несколько лет. Несторию ещё повезло — его последователям пришлось куда хуже.

Теперь о композиции фрески. В центре на троне, разумеется, Феодосий II, слева и справа на него с восхищением взирают архиепископ Кирилл Александрийский, епископ Мемнон Эфесский и их последователи, а снизу справа отворачиваются, по-видимому, патриарх Иоанн Антиохийский и антиохийские епископы, отказавшиеся осудить Нестория. Ну, а на коленях у подножия трона, наверное, сам Несторий. 

11. Четвёртый Вселенский Собор.
11. Четвёртый Вселенский Собор.

Ну, а этот — последний из Великих Соборов, проходил в Халкидоне — пригороде Константинополя в 451 г. Созвал его император Маркиан с согласия римского папы Льва I. Основной повесткой собора являлось осуждение ереси Евтихия — монофизитства, отрицавшей человеческую природу Христа и наделявшей его исключительно божественной. Кроме того, собор преследовал и политические цели, а именно укрепление империи.

Монофизитов, разумеется, осудили, что привело к первому расколу в христианстве — от него отвалилась Армянская апостольская церковь, сохранившая монофизитское исповедание, а чуть позже и церкви Антиохийской богословской школы, которые ныне принято называть Древлевосточными. А над остальным христианским миром воссияло Халкидонское исповедание, заключённое в Символе Веры:

«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца Не́бу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша; Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; И воскресшаго в третий день, по Писанием; И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца; И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь».

Сколько крови пролилось из-за этих 12 тезисов... 

На соборе присутствовало 630 архиереев, среди которых выделялись Анатолий Константинопольский, Домн Антиохийский, Максим Антиохийский, Ювеналий Иерусалимский, Фалассий Кесарие-Каппадокийский, блаженный Феодорит, Евсевий Дорилейский, Диоскор Александрийский, епископ Лилибеи Сицилийской Пасхазин,  епископ Геркуланский Луценцийи пресвитер Римской церкви Бонифаций. Кроме того, в работе собора участвовало множество светских сановников.

В центре на фреске, как и положено, располагается базилевс Маркиан, а справа и слева от него церковные и светские сановники, склоняющиеся перед его мудростью. А вот что за дама в гробу, осиянная нимбом, на переднем плане, для меня тайна великая есть. Хотя, имеется одно предположение — это Богородица. Эдакий реверанс супруге Маркиана — базилиссе Пульхерии, которая и возвела Маркиана на трон, выйдя за него замуж — он показался ей наиболее перспективным из её многочисленных любовников. В принципе дама не прогадала. А реверансы заключаются в том, что благодаря Пульхерии в Константинополе появились священные предметы, связанные с культом Девы Марии: пояс Пресвятой Богородицы и погребальные пелены Пресвятой Богородицы. А, возможно, здесь изображена сама Пульхерия, умершая в 493 г. и немедленно причисленная к лику святых.

Пятый регистр росписи южной стены.

12. Общий вид регистра.
12. Общий вид регистра.

Он полностью посвящён Акафисту Богоматери.

13. Акафист Богоматери. Кондак 1-й: «Взбранной воеводе победительная…».
13. Акафист Богоматери. Кондак 1-й: «Взбранной воеводе победительная…».
14. Акафист Богоматери. Кондак 3-й: «Сила Вышняго осени тогда…» .
14. Акафист Богоматери. Кондак 3-й: «Сила Вышняго осени тогда…» .
15. Акафист Богоматери. Икос 3-й: «Имущи богоприятную Дева утробу…».
15. Акафист Богоматери. Икос 3-й: «Имущи богоприятную Дева утробу…».
16. Акафист Богоматери. Кондак 4-й: «Бурю внутрь имея…».
16. Акафист Богоматери. Кондак 4-й: «Бурю внутрь имея…».

Обратите внимание на черты лица Богоматери — на этой фреске они хорошо сохранились. Это к вопросу о том, что, якобы, русские художники XVII в. не владели приёмами реалистической живописи. Вот яркий пример обратного — владели, но, видимо, по каким-то причинам не считали нужным применять, оставаясь в рамках византийского иконописного канона.

17. Акафист Богоматери. Икос 4-й: «Слышаша пастырие…». Кондак 11-й: «Пение всякое побеждается…». Кондак 5-й: «Боготечную звезду узревше…».
17. Акафист Богоматери. Икос 4-й: «Слышаша пастырие…». Кондак 11-й: «Пение всякое побеждается…». Кондак 5-й: «Боготечную звезду узревше…».

Четвертый регистр росписи южной стены.

18. Четвёртый регистр. Общий вид.
18. Четвёртый регистр. Общий вид.

Четвёртый регистр посвящён мариологическому циклу — житию Девы Марии.

19. Принесение даров Иоакимом и Анной во храм и отвержение их.
19. Принесение даров Иоакимом и Анной во храм и отвержение их.
20. Восточное окно.
20. Восточное окно.
21. Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот (Зачатие Богоматери).
21. Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот (Зачатие Богоматери).
22. Рождество Богоматери.
22. Рождество Богоматери.
23. Центральное окно.
23. Центральное окно.
24. Пир первосвященников в доме Иоакима.
24. Пир первосвященников в доме Иоакима.
25. Введение Богоматери во храм.
25. Введение Богоматери во храм.
26. Западное окно.
26. Западное окно.
27. Богоматерь во храме Иерусалимском.
27. Богоматерь во храме Иерусалимском.

Вообще, культ Богоматери для адамистических религий уникален, и, да позволено мне будет сделать такое предположение, является отголоском общественных отношений, царивших в Средиземноморье 2 с небольшим тысячи лет назад, а именно, влиянием Pax Romania, дававшего женщине куда больше свободы, чем предполагалось в традиционных обществах Плодородного Полумесяца, где и зародились адамистические религии. Конечно, в культе Богоматери можно найти отголоски и культа Кибелы, и культа Астарты и ещё пёс знает каких богинь, но Богоматерь отличается от них — это не культ плодородия, в нём нет сексуального подтекста — это культ матери, принесшей в мир новую жизнь — того, кто дал новую жизнь этому миру, принеся себя в жертву и поправ смертью смерть, культ материнской жертвенности, культ той, без которой бог не стал бы человеком. Женщина и мать перестала быть придатком к дому и мужчине, а приобрела ценность сама по себе, как личность. Сумбурно изложено, но как-то так.

Третий регистр росписи южной стены.

28. Общий вид третьего регистра.
28. Общий вид третьего регистра.

Третий регистр посвящён христологическому циклу — евангельским деяниям Христа, совершённым после того, как он начал проповедовать.

29. Изгнание торгующих из храма.
29. Изгнание торгующих из храма.
30. Христос и Закхей.
30. Христос и Закхей.
31. Притча о брачном пире.
31. Притча о брачном пире.
32. Воскрешение сына вдовы наинской.
32. Воскрешение сына вдовы наинской.
33. Исцеление жены скорченной.
33. Исцеление жены скорченной.
34. Чудо о пяти хлебах и двух рыбах (Умножение хлебов).
34. Чудо о пяти хлебах и двух рыбах (Умножение хлебов).
35. Притча о сучке и бревне.
35. Притча о сучке и бревне.

Второй регистр росписи южной стены.

36. Второй регистр. Общий вид.
36. Второй регистр. Общий вид.

На втором ярусе христологический цикл продолжается — Христос всё ближе подходит к Иерусалиму, а, значит, и к Голгофе.

37. Исцеление жены кровоточивой.
37. Исцеление жены кровоточивой.
38. Исцеление тёщи Петровой.
38. Исцеление тёщи Петровой.
39. Исцеление прокаженного.
39. Исцеление прокаженного.
40. Усмирение бури.
40. Усмирение бури.
41. Призвание мытаря Матфея.
41. Призвание мытаря Матфея.
42. Нагорная проповедь.
42. Нагорная проповедь.
43. Призвание апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна.
43. Призвание апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна.
44. Призвание апостолов Петра и Андрея.
44. Призвание апостолов Петра и Андрея.

Первый (верхний) регистр росписи южной стены.

45. Первый регистр. Общий вид.
45. Первый регистр. Общий вид.

И самый верхний ярус тоже отдан христологическому циклу.

46. Уверение Фомы.
46. Уверение Фомы.
47. Исцеление расслабленного у овчей купели.
47. Исцеление расслабленного у овчей купели.
48. Исцеление слепого у Силоамской купели.
48. Исцеление слепого у Силоамской купели.

И на этом южная стена кончилась, но продолжение следует — в Софийском соборе ещё есть на что посмотреть.

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
парковка возле парадной… сколько в этих словах страсти и боли… как всем известно Россия это страна где 95% населения мечтает хоть немного отсидеть, чтобы авторитетно распедаливать про два стула, знать ответы на вопросы - кто я по жизни, ты чо такой дерский? Видимо где-то в подкорке у ...
http://yurayakunin.livejournal.com/1116649.html СК не имеет значения - 20 жжж Актуально до 14:00 Комментарии обязательно, обязателен взаимофренд. отписаться внизу и похжопайте пожалуйста по ...
Пусть я циник , но очень люблю "перетирать" новости , связанные с известными людьми и с криминальными историями с их участием . Люблю скандальные истории , когда каким то "звездам" бьют рожу . И последняя новость о светской сплетнице Божене Рынска ...
Цены на паРаше (Камчатка) - практически двойные к украинским: А это зряплаты скаленвстающих: ...
Американский тяжелый танк Heavy Tank M6 был, мягко говоря, не самой маленькой машиной. Но это не столь уж и очевидно, если сравнивать с другими американскими танками. Если рядом поставить Medium Tank M4A1E8, то выясняется, что не так уж всё и однозначно. Статья Heavy Tank M6: ...