Вологда. Интерьеры Софийского собора. Описание стенописи. Продолжение. Росписи
architectstyle — 02.12.2024И в этом посте практически все фотографии не мои, а попячены здесь. Огромное спасибо авторам сайта. Сам бы я не смог ни сфотографировать так и, тем более, атрибутировать.
Теперь немного ликбеза. В вологодском Софийском соборе росписи стен делятся на 6 регистров — уровней по высоте и читаются снизу вверх — от земного к небесному. Или наоборот — по настроению. А вот считаются регистры сверху вниз — верхний регистр всегда первый. В других храмах так же, но число регистров может варьироваться.
Нет, пожалуй, всё несколько сложнее. Надо было бы рассказать об этом раньше, но хорошая мысля, как известно... Ну, лучше поздно, чем никогда.
Итак, изображения в храме располагаются в соответствии с иерархией сакральных пространств, которая строится сверху вниз, от небес к земле. Эти символические зоны отделяются друг от друга орнаментальными поясами или линиями разгранок — это и есть регистры.
Самыми значимыми считаются верхние зоны храма – купола и своды верхнего уровня, иначе называемые «небо». Сюда же входит алтарная часть целиком.
Следующей по степени сакральности является зона евангельских событий — переход от куполов к сводам (тромпы, паруса), сами своды и верхние части стен. Здесь располагаются события евангельской истории.
Нижние зоны интерьера храма представляют земной мир. Обычно здесь помещаются изображения святых, и в эту же зону попадает человек, находящийся в храме.
Самый нижний ярус фресок – это так называемые полотенца, декоративные изображения драгоценных тканей. В византийских храмах эти зоны облицовывались мрамором, либо изображались такие же декоративные завесы. Они присутствуют в нижней части росписей многих русских соборов.
Оконные откосы храма украшаются образами святых или орнаментом, в зените чаще всего изображают херувимов и серафимов, а если окно расположено в алтаре – образ Христа Великого Архиерея.
Ну, а на опорах (столпах), по традиции, располагаются изображения святых мучеников и святых воинов.
Ну, вот, немного разобравшись в теории, давайте посмотрим на южную стену. И пойдём мы снизу вверх — из земной юдоли к горним высям.
Ну, а теперь давайте посмотрим фотографии с сайта музея, выполненные специалистами. Заодно и узнаем что к чему.
Шестой регистр росписи южной стены.
Он посвящён Акафисту Богоматери и Вселенским Соборам.
Кстати, я, в своё время, разбирал иконографику акафиста Богородице на примере росписей Ферапонтова монастыря. Кому интересно — прошу сюда и сюда. А мы пойдём дальше.
И на этом, в 6-ом регистре изложение Акафиста Богородице заканчивается. Оно продолжится выше, а остальное пространство регистра занимают Вселенские Соборы.
Это был первый собор в истории церкви. Проходил он в Никее в 325 г. и был созван императором Константином (да, тем самым, который Равноапостольный и «Сим победиши!»). На соборе был принят Никейский символ веры, осуждена арианская ересь, определено время празднования христианской церковью Пасхи, выработано двадцать канонов. Ну, а Константина мы можем лицезреть на фреске — вон он в центре в короне восседает.
Этот собор проходил в 381 г. в Константинополе и был созван по инициативе императора Феодосия I — последнего императора единой Римской империи, отбившегося от готов, разделившего империю пополам и запретившего Олимпийские игры. Вот он в центре.
Ну, а на соборе снова осудили ариан и других еретиков с ними за компанию (кажется, именно во время Второго собора и родились официальные термины «ересь» и «схизма»), сформулировали полное учение о Святой Троице, откорректировали (не в последний раз) Символ Веры, признали Константинопольского патриарха вторым в церковной иерархии, после Римского папы, запретили епископам и предстоятелям поместных церквей выходить за пределы своей юрисдикции и вмешиваться в дела других поместных церквей.
В Соборе приняли участие около 150 епископов. Среди них находились известные иерархи, богословы и церковные мыслители: святители Григорий Нисский, Григорий Богослов, Мелетий Антиохийский, Кирилл Иерусалимский и другие. Вот их мы и наблюдаем вокруг Феодосия на фреске.
Этот собор проходил в городе Эфесе (когда-нибудь сделаю пост или несколько постов о развалинах этого города) в 431 г. Созван он был по инициативе императора Феодосия II и архиепископа Кирилла Александрийского, для осуждения ереси патриарха Константинопольского Нестория.
Ересь благополучно осудили и постановили исповедовать в Иисусе Христе одно Лицо (ипостась), а не два, как настаивал Несторий, и два естества — Божеское и Человеческое, а Божию Матерь восхвалять как Приснодеву и истинную Богородицу, а не Христородицу, как учил тот же Несторий, которого, по итогам, сослали в какую-то египетскую дыру посреди пустыни, где он и умер через несколько лет. Несторию ещё повезло — его последователям пришлось куда хуже.
Теперь о композиции фрески. В центре на троне, разумеется, Феодосий II, слева и справа на него с восхищением взирают архиепископ Кирилл Александрийский, епископ Мемнон Эфесский и их последователи, а снизу справа отворачиваются, по-видимому, патриарх Иоанн Антиохийский и антиохийские епископы, отказавшиеся осудить Нестория. Ну, а на коленях у подножия трона, наверное, сам Несторий.
Ну, а этот — последний из Великих Соборов, проходил в Халкидоне — пригороде Константинополя в 451 г. Созвал его император Маркиан с согласия римского папы Льва I. Основной повесткой собора являлось осуждение ереси Евтихия — монофизитства, отрицавшей человеческую природу Христа и наделявшей его исключительно божественной. Кроме того, собор преследовал и политические цели, а именно укрепление империи.
Монофизитов, разумеется, осудили, что привело к первому расколу в христианстве — от него отвалилась Армянская апостольская церковь, сохранившая монофизитское исповедание, а чуть позже и церкви Антиохийской богословской школы, которые ныне принято называть Древлевосточными. А над остальным христианским миром воссияло Халкидонское исповедание, заключённое в Символе Веры:
«Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца Не́бу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша; Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; И воскресшаго в третий день, по Писанием; И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца; И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь».
Сколько крови пролилось из-за этих 12 тезисов...
На соборе присутствовало 630 архиереев, среди которых выделялись Анатолий Константинопольский, Домн Антиохийский, Максим Антиохийский, Ювеналий Иерусалимский, Фалассий Кесарие-Каппадокийский, блаженный Феодорит, Евсевий Дорилейский, Диоскор Александрийский, епископ Лилибеи Сицилийской Пасхазин, епископ Геркуланский Луценцийи пресвитер Римской церкви Бонифаций. Кроме того, в работе собора участвовало множество светских сановников.
В центре на фреске, как и положено, располагается базилевс Маркиан, а справа и слева от него церковные и светские сановники, склоняющиеся перед его мудростью. А вот что за дама в гробу, осиянная нимбом, на переднем плане, для меня тайна великая есть. Хотя, имеется одно предположение — это Богородица. Эдакий реверанс супруге Маркиана — базилиссе Пульхерии, которая и возвела Маркиана на трон, выйдя за него замуж — он показался ей наиболее перспективным из её многочисленных любовников. В принципе дама не прогадала. А реверансы заключаются в том, что благодаря Пульхерии в Константинополе появились священные предметы, связанные с культом Девы Марии: пояс Пресвятой Богородицы и погребальные пелены Пресвятой Богородицы. А, возможно, здесь изображена сама Пульхерия, умершая в 493 г. и немедленно причисленная к лику святых.
Пятый регистр росписи южной стены.
Он полностью посвящён Акафисту Богоматери.
Обратите внимание на черты лица Богоматери — на этой фреске они хорошо сохранились. Это к вопросу о том, что, якобы, русские художники XVII в. не владели приёмами реалистической живописи. Вот яркий пример обратного — владели, но, видимо, по каким-то причинам не считали нужным применять, оставаясь в рамках византийского иконописного канона.
Четвертый регистр росписи южной стены.
Четвёртый регистр посвящён мариологическому циклу — житию Девы Марии.
Вообще, культ Богоматери для адамистических религий уникален, и, да позволено мне будет сделать такое предположение, является отголоском общественных отношений, царивших в Средиземноморье 2 с небольшим тысячи лет назад, а именно, влиянием Pax Romania, дававшего женщине куда больше свободы, чем предполагалось в традиционных обществах Плодородного Полумесяца, где и зародились адамистические религии. Конечно, в культе Богоматери можно найти отголоски и культа Кибелы, и культа Астарты и ещё пёс знает каких богинь, но Богоматерь отличается от них — это не культ плодородия, в нём нет сексуального подтекста — это культ матери, принесшей в мир новую жизнь — того, кто дал новую жизнь этому миру, принеся себя в жертву и поправ смертью смерть, культ материнской жертвенности, культ той, без которой бог не стал бы человеком. Женщина и мать перестала быть придатком к дому и мужчине, а приобрела ценность сама по себе, как личность. Сумбурно изложено, но как-то так.
Третий регистр росписи южной стены.
Третий регистр посвящён христологическому циклу — евангельским деяниям Христа, совершённым после того, как он начал проповедовать.
Второй регистр росписи южной стены.
На втором ярусе христологический цикл продолжается — Христос всё ближе подходит к Иерусалиму, а, значит, и к Голгофе.
Первый (верхний) регистр росписи южной стены.
И самый верхний ярус тоже отдан христологическому циклу.
И на этом южная стена кончилась, но продолжение следует — в Софийском соборе ещё есть на что посмотреть.