
Вологда. Соборная колокольня.





Каменная соборная колокольня была построена в 1654–1659 гг., однако её история начинается раньше. Первая деревянная колокольня Софийского собора была построена, очевидно, вместе с собором: недавно опубликована купчая грамота, датированная 12 августа 1577 г., в которой идёт речь о продаже двора в Вологде «Карпу Гаврилову сыну, софийскому звонарю», что красноречиво свидетельствует о наличии при соборе какой-то звонницы. О первоначальной колокольне достоверно известно лишь то, что она сгорела во время захвата Вологды польско-литовскими интервентами 22 сентября 1612 г. Погибли и колокола, поскольку тогда для Софийского собора временно взяли благовестный колокол из Спасо-Прилуцкого монастыря.
В дальнейшем колокольня Софийского собора упоминается в 1622 г.: «наняты плотники... колокольницу рубити о осьми стенах». Известно, что помимо 11 колоколов на ней имелись редкие в то время на Руси часы. В 1636 г. постройки Архиерейского дома сильно пострадали от пожара, и вместо сгоревшей колокольни было установлено временное сооружение для подвески колоколов: «поставили столбы» (в другом документе сооружение названо «козлами»).
В 1641–1642 гг. построили новую колокольню, водрузив на неё ещё несколько колоколов и установив новые, купленные в 1638 году, «боевые с перечасьем» часы, отбивавшие четверти часа и имевшие «указной круг». Уже в 1653 г. архиепископ Маркелл так характеризовал в челобитной царю состояние этой постройки: «а колокольня, государь, деревянная ветха, и брёвна из стен идут вон», – и просил разрешения использовать для строительства каменной колокольни припасы недостроенной крепости времен Ивана Грозного.
Разрешение было получено, и в 1654–1659 гг. возводится первое каменное здание колокольни. Высокий восьмигранный столп с лопатками и открытым верхним ярусом звона увенчал стройный шатёр с небольшой главкой с крестом.

На каменной колокольне также были размещены часы с "указным колесом" и боем. Известно, что в 1659 г. «Кириллова монастыря старец Михайло починивал боевые часы, делал шестерни новые и перенёс на новую колокольницу каменную, и указное колесо зделал, и бой к колоколам привёл». Полный час отбивал большой колокол-благовестник, а «перечасья», то есть четверти часа, играли шесть зазвонных и призвонных колоколов. В 1671 г. были установлены новые часы. Судя по изображениям, циферблат часов размещался выше яруса звона в люкарне, устроенной на северной грани шатра, обращённой к реке. Часы действовали на колокольне до начала 1830-х годов, а затем их механизм встал и не возобновлялся.
В 1703 г. колокольню повредило ударом молнии. Сгоревшие кровля и главка вскоре были восстановлены, но каменный шатёр не удавалось исправить около двадцати лет. Эту затяжку связывают с дефицитом каменщиков, мобилизованных на строительство Санкт-Петербурга, и введённым Петром I в связи с нуждами этой грандиозной стройки запретом на каменное строительство в провинции.


В 1868 г. при подготовке к празднованию 300-летия Софийского собора епископ Павел решил надстроить колокольню, которая, по мнению современников, «не соответствовала достоинству прочих зданий». Губернский архитектор Александр Иванович Иваницкий (1818–1874) составил обмерный чертёж старой колокольни и как минимум два разностильных проекта её перестройки, имевших целью значительно увеличить высоту здания. В 1869–1870 гг. под наблюдением А.И. Иваницкого (исполнявшего с 1868 г. уже обязанности губернского инженера) был реализован проект перестройки, выдержанный в неоготическом стиле.

За полтора столетия, прошедших с момента надстройки в 1870 г., вид колокольни практически не изменялся, исключая последовавшую в конце XIX в. смену на белую окраски её стен (первоначально они имели светло-розовый цвет). Из числа переделок можно назвать закладку двух дверных проёмов, находившихся в интерьере на втором ярусе (на уровне верха крепостной стены), через которые осуществлялся проход сквозь колокольню из архиерейских покоев в Воскресенский собор. В 1980-е гг. на ярусе звона была устроена деревянная решётка, ограждающая винтовую лестницу, ведущую на смотровую площадку, ограничившая доступ к колоколам.

В 1958 г. главу и крест колокольни заново вызолотили; драгоценный металл для этих целей был выделен согласно Распоряжению Совета Министров РСФСР № 3445-р от 20 августа 1956 г. «О выделении для реставрации позолоты купола колокольни Софийского собора в г. Вологде 408 книжек сусального золота».

В 1967 г. отремонтированы и вновь запущены бездействовавшие длительное время куранты.
В 1980–1981 гг. главу и крест колокольни вновь вызолотили сусальным золотом, потратив 1 кг 200 г драгоценного металла.


В 2001 г. проведены реставрационные работы, связанные с ремонтом фасада.
В 2018 г. были проведены наружные противоаварийные реставрационные работы на барабане и крестах колокольни, произведена смена настила на площадке колокольного звона, заменён ряд деревянных элементов конструкций.
В 2019–2020 гг. реставрировались интерьеры колокольни: окрашены стены в интерьере, отремонтированы основная и винтовая лестница и рамы окон, палатка с действующим часовым механизмом сделана доступной для осмотра. В 2021 году за проект реставрации и приспособления колокольни на IV Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие 2021» авторский коллектив АУК ВО «Вологдареставрация» награждён Бронзовым дипломом фестиваля в номинации «Реализация».
В 2023 г. выполнена комплексная реставрация фасадов, ремонт оконнных рам, элементов лестниц. Предполагалось обустроить пустующие помещения подклета колокольни для использования в качестве билетной кассы, однако, этого не сделали, а разместили в подклете и на вышележащих этажах экспозицию, рассказывающую об истории колокольни.



Колокольня является высотной доминантой всего исторического центра Вологды и ансамбля Вологодского архиерейского дома (Вологодского кремля). Семидесятитрёхметровая колокольня до сих пор является самой высокой в епархии. Она находится к юго-востоку от Софийского собора, к ней примыкает участок Восточной стены кремля. Восьмигранный столп колокольни, окружённый контрфорсами, заканчивается площадкой звонов, арки которой имеют стрельчатое завершение, а расположенные между арками трёхчетвертные каннелированные колонны оформлены как башенки-пинакли, увенчанные золочёными четырёхконечными крестами. Выше, над ярусом кокошников, над карнизом расположен вытянутый барабан с четырьмя узкими окнами, окружённый кованой решёткой открытой смотровой площадки. Детали оформления фасадов колокольни (контрфорсы, окна и ниши со стрельчатым завершением, башенки-пинакли, элементы декора стен) позаимствованы преимущественно из арсенала готической архитектуры. Здание увенчано крупной золочёной луковичной главой с большим крестом. Стены столпа колокольни у основания имеют тольщину 1,5 м. В основании колокольни с момента её закладки находится приземистое помещение подклета, перекрытое лотковым сводом, вход в которое устроен изнутри кремля, с юго-востока. Вход в столп колокольни находится снаружи кремлёвской стены, с западной стороны. Внутри колокольни располагается неокрашенная деревянная лестница: широкая, состоящая из 16 маршей, с несколькими площадками, опирающаяся на деревянные балки, идущая внутри столпа по спирали вдоль стен. Лестница имеет 216 ступеней. Лестница имеет деревянное ограждение из перил с точёным балясником. Выше яруса звона лестница сменяется винтовой, также деревянной.

Ниже основания главы в центре колокольни в деревянной частично остеклённой квадратной деревянной палатке находится действующий часовой механизм курантов московской фирмы «Братья Бутеноп», установленных в декабре 1871 г. Часовой механизм, приводимый в действие гирями, опускающимися на тросах, заводится раз в неделю. Часы с помощью приводимых через тросы и блоки молотков отбивают: в Часовой колокол часы (от 1 до 12 ударов), и каждую четверть часа отбивают перебором в четыре малых колокола, специально установленных на ярусе звона.
На ярусе звона колокольни сохранился уникальный исторически сложившийся действующий набор из 24 колоколов XVII–XIX вв.
Над ярусом звона на четырёх сторонах колокольни расположены циферблаты действующих часов-курантов с двумя золочёными стрелками и римскими цифрами.
Ну, а теперь пришла пора рассказать о личных впечатлениях. Впечатление первое — лезть на смотровую площадку, расположенную на высоте 20-этажного дома, та ещё тренировка с непривычки, но лезть стоит! А пока поднимаешься, можно и нужно просветиться в истории здания.



Впечатление второе — господи, какие же виды открываются со смотровой площадки!














Впечатление третье — звон колоколов. Мы были на смотровой площадке, когда сначала отбили часы, а потом колокола стали играть мелодию. Ощущения, доложу я вам... Физическая вибрация всего организма. Даже когда мы спустились ниже колокольной площадки, и нас прикрыли каменные стены и своды и то лично моя тушка не слабо так трепыхалась. А уж когда проходили непосредственно мимо колоколов... Попадёте в такую ситуацию, воспользуйтесь опытом артиллеристов — откройте рот: не оглохнете совсем и физически будет легче. В своей «летописи» я описал наши ощущения словами «стомах во дрожание пришед» — так оно и было. Словом, колокольня предоставила нам все аттракционы, что были в её распоряжении :-)))
Едва слезши на землю, я, находясь под впечатлением от пережитого, тут же настрочил в чат нашего туротряда «Стремительный» кусочек «летописи» — распирало поделиться: «Во прошествии времени дошли мы брегом Вологды реки до Кремля Вологодского, коий во царствование государя Иоанна Васильевича Грозного по изволению его поставлен бысть. И видели там собор во имя Софии Премудрости. Собор тот велик зело, а изнутри росписями изографа ярославльского Димитрия Григорьева по реклу Плеханова изукрашен предивно. Расписан собор во царствование государя Алексея Михайловича Тишайшего, а колокольню при нём строили во царствование государя Александра Александровича Миротворца. Колокольня сия вельми высока бысть - до самых туч, а на ней колокола велики числом десять и три. За две копейки серебряных люд любопытствующий на ту колокольню пущаху. Насилу мы туда влезли. А влезши дивились на град Вологду с высоты выше помёту птичьего, что по аэру летяху. И тут колокола бить почли, от чего стомах наш во дрожание пришед».
И на этом на сегодня всё.